Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

«Гульдеру» - 45 лет

За эти годы артисты ансамбля исколесили весь свет и познакомили мир с национальным искусством.

Республиканский молодежно-эстрадный ансамбль был создан в Алма-Ате согласно постановлению Совмина КазССР от 9 июля 1968 года. В его составе тогда был 71 человек. А 17 декабря 1969 приказом Минкультуры его переименовали в Казахский молодежно-эстрадный ансамбль «Гульдер». Здесь получили первый опыт и заслужили признание Сара Тыныштыгулова, Роза Рымбаева, Капаш Кулыш, Кайрат Байбосынов, Кудайберген Султанбаев, Айжан Нурмагамбетова, Макпал Жунусова, Нагима Ескалиева, Майра Нуркенова, Булат Абдиахметов, Женис Искакова, Бакыт Шадаева, Бактияр Тайлакбаев, Сембек Жумагалиев, Гулнар Сикымбаева, Канат и Айткуль Кудайбергеновы и многие-многие другие. Славу ансамблю принесли не только замечательные вокалисты, но и балетная труппа.

«Гульдер» на службе у партии

Не секрет, что в то время искусство служило «делу партии», и это, конечно, влияло на репертуар творческих коллективов. Основной задачей ансамбля «Гульдер» было «осуществление концертных мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и формированию высоких эстетических вкусов трудящихся на лучших образцах эстрадного искусства». В 1969 году страна готовилась отметить 100-летие со дня рождения Ленина и 50-летие Казахстана. «Гульдер» на тот момент был самым молодым творческим коллективом Советского Казахстана. Как свидетельствуют документы архива, «ансамбль сразу завоевал огромную популярность среди зрителей». Способствовал этому разнообразнейший репертуар - «национальный по форме, социалистический по содержанию». Казахские народные песни, кюи, айтыс, национальные танцы составляли первую часть программ. Во второй артисты исполняли произведения «советских или прогрессивных авторов зарубежных стран, что отвечало интернациональному долгу и имело огромное воспитательное значение». Исполняли песни композиторов Пахмутовой, Тухманова, Ермишева, Байтерекова, Дуйсекеева, Тлендиева, Бабаджаняна, Мовсесяна. Во втором отделении концерта «с особым вниманием подчеркивалась тема мира, дружбы, солидарности между народами». «Гульдер» был неоднократным участником многочисленных фестивалей. «Гастроли ансамбля прошли во всех крупных городах страны (СССР. - Авт.) перед тружениками сел, шахтерами, космонавтами, строителями БАМа». Балетная труппа в 1980-м состояла из 26 человек, музыкальная - из 12. За свои заслуги ансамбль награжден почетными грамотами ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМ Казахстана. За 10 лет было создано четыре концертных программы - «Струны степей», «Золотая домбра», «Казахские узоры», «Ритмы «Гульдера». Средний возраст участников на 1 января 1983 года составлял 25 лет.

Согласно требованиям того времени, «по воспитанию кадров проводились собрания, лекции на воспитательные темы». Текучесть кадров в ансамбле, несмотря на популярность, была высокой. Объяснялось это тем, что «мало выделяется квартир для творческих работников» и частыми гастрольными командировками.

Являясь визитной карточкой республики, «Гульдер» был желанным участником многочисленных мероприятий и в Казахстане, и за рубежом. Так, «в 1974 году и первом полугодии 1975 года коллектив ансамбля «Гульдер» дал 279 концертов, из них на селе 68. Охвачено было 41 674 человека». Дни КазССР на ВДНХ СССР, 60-летие Великой Октябрьской Социалистической Революции, 80-летие со дня рождения Ауэзова, поездка в Чехословакию «для культурно-художественного обслуживания советских войск» (1976), Всесоюзная театральная мастерская по эстрадному искусству, фестиваль интервидения в Польше, Дни культуры СССР в Монголии не обходились без «гульдеровцев». В 1974 году ансамбль принял участие во Всемирной неделе солидарности с народами Чили и выступил с концертами в поддержку борьбы против преступлений фашистской хунты...

Играли «очень громко» и получали премии

В 1975 году ансамбль в составе 38 человек отправился на гастроли в ГДР. О том, что происходило во время поездки, написал в то время Ж. Дастенов - директор и худрук коллектива: «Ансамбль «Гульдер» выехал 27 мая в Москву, а оттуда - в Берлин. Концерты проходили в Потсдаме, Эрфурте, Зальцунге, Лейпциге, Шверине, Мерзебурге, Халле, Карл-Маркс-Штате, Ризе, Дрездене и других. Всего дали 20 концертов и один шефский - в советском гарнизоне. <…> Наши выступления совпали с праздником прессы ГДР. Эти праздники проходили в разных городах в разные числа месяца. Интересно отметить, что эти праздники превращены в массовые гулянья. И в связи с этим количество наших зрителей всегда было многочисленным. Это благоприятно воздействовало на успех наших концертов, и конечно, пропаганда национального искусства в ГДР приобщала массовую аудиторию. В связи с праздником прессы наши концерты совпадали с выступлениями артистов из других стран - Болгарии, Венгрии, Польши и др. По словам компетентных лиц - бургомистров, секретарей обкомов, горкомов партии, из всех выступающих коллективов казахский ансамбль «Гульдер» оказался лучшим, преимущество его в национальной самобытности, художественно сплетенной с элементами современного эстрадного искусства.

<…> Для немецких жителей всегда было неожиданным исполнение нашими солистами Сарой Тыныштыгуловой, Лукпаном Есеновым, Жамыш Бердыбековой немецких народных песен, широко популярных в народе, но редко исполняемых молодежью. Особый восторг зрители проявляли во время исполнения танца «Маншук», успеху сопутствовало естественно мастерство исполнительницы этого удачного номера, и немецкая народная песня «Послушай, кто идет» в исполнении Лукпана Есенова…».

В отчетах о концертах встречаются «приметы времени», которые спустя годы выглядят смешно.

Например, одному зрителю концерт показался «слишком громким»: «Выездной концерт (1976) ансамбля «Гульдер» в колхозе им. Ленина в Гурьевской области прошел на высоком профессиональном уровне. В концерте участвовали все артисты, кроме солиста-вокалиста Нурмагамбетова Т., который был болен (имеется бюллетень). <…> В письме тов. Мамбетова С. было указано, что громко звучала радио-усилительная аппаратура. Считаем, что у тов. Мамбетова С. неверное представление об уровне звучания, все микрофоны и усилители регулируются оператором, который находится в зале у пульта. Все претензии тов. Мамбетова С. в адрес ансамбля считаем необоснованными».

О востребованности и работоспособности коллектива говорят и такие факты: «За 1-й квартал 1977 года «Гульдер» перевыполнил производственно-финансовый план по основным показателям и получил экономию госдотации в сумме 4,1 тыс. рублей».

Это не осталось без должного внимания, и работников ансамбля премировали: Окапов Т. получил 80 рублей, Джумагалиев, Кулышева и Рахимова - по 50 рублей, Роза Рымбаева - 70 рублей, другие артисты - по 20-40 рублей.

Среди механизаторов и животноводов

В 1979 году ансамбль отправился на фестиваль в Гавану. Вот что об этом писал секретарь партийной организации «Гульдера» Елибаев: «Впервые на латиноамериканском континенте, на острове Куба, на земле, где успешно строится социализм, живут люди новой жизнью, проходил XI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Когда мы, юноши и девушки, студенты, рабочие, механизаторы и животноводы, ученые, артисты Советского Союза, сели на теплоход и отправились поднимать советский флаг на всемирный форум, все мы трепетно волновались по-своему. Теперь, когда все эти мероприятия позади, мы можем с уверенностью сказать - что мы, советская молодежь, были одними из достойных представителей этого форума. Всюду, где бы мы ни бывали, нас окружали добрые, чуткие люди, и вообще мы всегда чувствовали большой интерес и симпатию в наш адрес. <…> Мы встречались с венгерской, итальянской, французской молодежью. Встречи проходили в полном взаимопонимании. Мы поклялись и дали друг другу слово, что везде и всюду будем бороться за мир и за дружбу всех стран, что мирные наши руки за морями и океанами будут протянуты друг другу, а если будет нужно, они сойдутся в единый большой кулак».

В творческой характеристике «Гульдер» в 1979 году записано: «Творческий состав ансамбля очень молод, но он сумел завоевать популярность и симпатию зрителей. В настоящее время ансамбль является лауреатом XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване, лауреатом конкурса ансамблей песни и танца Средней Азии и Казахстана. Концертам ансамбля аплодировали в Москве и во всех братских союзных республиках нашей необъятной Родины. Коллектив был удостоен чести выступать перед строителями Байкало-Амурской магистрали, где был очень тепло принят. В 1974 году «Гульдер» совершил поездку по странам Юго-Восточной Азии, показав самобытное искусство казахского народа и искусство других народов нашей страны. Зрители и печать Пакистана, Бирмы, Сингапура, Малайзии, Шри-Ланки высоко оценили исполнительское мастерство артистов. <…> В коллектив влились талантливые молодые силы - молодые эстрадные певцы - Роза Рымбаева, Нагима Ескалиева, Майра Нуркенова, Сисенбай Джумагалиев, Асан Макашев и Рамазан Елибаев. Все они внесли задор молодости, яркого дарования и неутомимого поиска совершенства. Солистка ансамбля Роза Рымбаева за короткое время, работая в ансамбле, добилась больших успехов. Вершиной творчества молодой исполнительницы является ее участие в Международных конкурсах «Сопот-77» (Польша) и «Золотой Орфей» (Болгария), где она завоевала главные призы. В феврале 1979-го в Ленинграде прошел VI Всесоюзный конкурс артистов эстрады, результаты которого порадовали коллектив ансамбля. По решению почетного жюри солист ансамбля Джумагалиев стал лауреатом, а солистка Нагима Ескалиева - дипломантом конкурса. Танцы в исполнении хореографической группы ансамбля в составе 25 девушек можно сравнить с букетом цветов, собранных на вершинах Ала-Тау и рассыпанных по сцене. Являясь выпускницами алма-атинского хореографического училища, они в каждом новом танце раскрываются, словно бутоны цветов: то в ярком по колориту красок казахском национальном орнаменте (танец «Казахские узоры»), то в едином всплеске ритмов Средней Азии (танец «Среднеазиатская сюита»), то в нежной мелодичной гамме музыки и движения о Фараби (танец «Фараби сазы»). Балетная группа ансамбля является гордостью и душой коллектива, творческий уровень которого постоянно совершенствуется…».

…Прошли годы, а «Гульдер» живет и продолжает цвести. Подросла новая плеяда звезд, для которых ансамбль стал родным, они продолжают прославлять его, гастролировать и рассказывать об искусстве Казахстана в песнях и танцах.

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК. Стиль текстов в документах сохранен.

Татьяна СОКОЛОВА. Фото из фонда ЦГА РК.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить