«Хозяева» вернулись домой
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 1967
-
12 Нояб 2014
В Алматы прошла долгожданная премьера фильма Адильхана Ержанова
К сожалению, часто происходит так, что о каких-то новых картинах казахстанского авторского кино мы узнаем только лишь после международного успеха данных лент. Вот и о «Хозяевах» стало известно из новостей, когда в апреле этого года фильм попал во внеконкурсную программу Каннского фестиваля. К слову, фильм Адильхана Ержанова был единственным казахстанским фильмом в каннских конкурсных программах в этом году.
Если говорить о сюжете, то он наверняка найдет большой отклик среди казахстанцев. 25-летний Джон, его брат-подросток Ербол и сестренка Алия, отличающаяся хрупким здоровьем, вынуждены покинуть дом в Алматы. К счастью, их мать завещала им жилище в отдаленном селе, где они и собираются поселиться. Но брат местного главы Джуба, который уже десять лет как незаконно пользуется домом, не спешит возвращать его владельцам. Семья пытается отстоять собственный дом по закону, но сталкивается с неписаными законами местных. Касательно жанровой принадлежности картины, трудно определить, то ли это черная комедия, то ли драма. Сам Ержанов говорит, что не стал бы относить свой фильм к какому-то определенному жанру:
- Да, есть такое понятие, как фестивальное и жанровое кино, но перед созданием картины каких-то определенных рамок я не расставлял. Это прежде всего фильм-самовыражение.
По сути, эта картина - одна из редких представительниц кино абсудра, в котором переплетаются кафкианские и беккетовские сюжеты о месте человека во враждебном обществе. Фильм задевает такие остросоциальные проблемы, как взаимоотношение судебных и правоохранительных органов с простыми людьми, приход в религию неискренних людей, невозможность встать на ноги без посторонней поддержки и т. д.
В фильме «Хозяева» основным элементом выражения чувств героев картины становится танец, создатели возводят его в абсолют, и как говорит один из главных злодеев фильма: «Все мы умрем, но танец останется навсегда».
Сюрпризом для меня стало отношение к смерти, ведь такого в казахстанском кино еще не было. Потому что после каждой сцены смерти в фильме неизменно играла музыка и почти все пускались в пляс. Кстати, среди танцующих на протяжении всего фильма мы не видим троих главных героев, которые свое неприятие местных законов и обычаев демонстрируют тем, что ни разу не пускаются в пляс. Танцы, сочные краски и абсурд всего происходящего создают странную картину, и ты уже сам не понимаешь, где реальность переходит в вымысел.
Сам Адильхан Ержанов говорит, что режиссер прежде всего должен создавать свой мир:
- Для меня очень важно, чтобы в фильме форма и содержание создавали некий симбиоз. История в нашем фильме вполне реальная, вот только преподнесена она в слегка абсурдной, сюрреалистической манере. Я думаю, что режиссер не должен просто пересказывать реальность, он должен создавать свой собственный мир. Кроме того, режиссер прежде всего должен быть честным, если я вижу происходящий произвол, то я говорю о нем, а не пытаюсь скрыться от него. Да, многим не понравятся темы, затронутые в «Хозяевах», но я, по крайней мере, честно рассказываю об этих эпизодах, которые есть в нашей жизни.
Для 32-летнего Адильхана «Хозяева» - это третья полнометражная картина. Дебютная картина режиссера «Риэлтор» имела довольно удачную фестивальную судьбу, завоевав пять наград на девяти кинофестивалях, в том числе приз White Chameleon на МКФ СINDI (Южная Корея), Гран-при за лучший полнометражный фильм («Золотой Жан-Люк») на МКФ «Киноликбез» (Россия) и другие.
Алмат Темиртасов.