Латиф Казбеков: «У меня есть дурная привычка - никогда никого ни о чем не просить»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 2228
-
07 Нояб 2014
В Государственном музее искусств им. А. Кастеева открылась выставка живописи и графики художников из Санкт-Петербурга - Латифа Казбекова и Алексея Талащука.
Художники специально прибыли в Алматы, чтобы самим представить свои работы. Алексей Талащук - художник, активно работающий в разных видах искусства. Широко известны его живопись, акварели, эмали, а также произведения монументального искусства. Главные черты художественного почерка Алексея Талащука - повышенная экспрессия формы, артистизм цвета, острота графики, поэтичный символизм мироощущения. На выставке были представлены отобранные им самим живопись, акварели и эмали. Основное направление его творчества связано с наследием древности - Древним Востоком, Индией, Древней Грецией и Римом. Кроме того, близка Талащуку и тема религии, которая отображена в цикле работ «Дорога к храму».
А вот Латиф Казбеков - наш соотечественник, он родился в 1954 году в селе Аксу Алматинской области. Имя Казбекова очень известно на всем постсоветском пространстве, ведь на книгах с его иллюстрациями выросло не одно поколение детей. На выставке в Алматы автор представит работы разных лет - акварели, созданные на авторской бумаге, и изысканные рельефные работы, выполненные в технике бумажного литья, а также другие свои работы. «Комсомолка» решила узнать, какие воспоминания остались у Латифа Кожахметовича о родных краях, о его собственной технике литья бумаги и многом другом.
- Алматы в вашей жизни занимает особое место?
- Конечно, в этом городе я жил и учился, а в 1975 году окончил Алматинское художественное училище. В том же году я поехал поступать в тогда еще Ленинград в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.
- Какие воспоминания из детства у вас остались об Алматы?
- Очень много, можно сказать, что я почти каждый день вспоминаю те годы. Если говорить о каких-то знаковых местах, то это алматинский «Тещин язык», сейчас это пересечение улиц Абая и Байзакова, мы там часто различные драки устраивали. Ну и, конечно, Парк культуры и отдыха имени М. Горького, где я часто гулял и ходил на танцы.
- Вы давно были в Казахстане?
- Когда была жива мама, приезжал сюда каждый год. После ее смерти восемь лет назад я перестал приезжать.
- У вас в семье было десять детей, как вы все вместе уживались?
- Да, я вырос в многодетной семье, так как я был самым младшим, то били меня все (смеется).
- Вы шли к своей выставке на исторической родине очень долгое время, почему так получилось?
- Наверное, потому что у меня есть дурная привычка - никогда никого ни о чем не просить. У меня уже было около четырехсот выставок по всему миру, в том числе в Швеции, Германии, США, многих других странах. Но в Казахстане, на моей исторической родине, я так и не выставлялся. Сейчас я очень рад и действительно волнуюсь, и думаю о том, как примут мои работы здесь.
- Вы создали уникальную технику создания бумаги, расскажите немного о ней. Вы уже успели ее запатентовать?
- Думаю, что следовало бы запатентовать, но я по жизни разгильдяй, поэтому времени на это у меня не нашлось (смеется). На самом деле бумагу льют уже более 3000 лет, тут каких-то особых фокусов нет. Но, скажу честно, по сути, свой метод я нашел случайно, путем проб и ошибок. Если говорить о моей технике литья бумаги, то я могу рассказать все, кроме одного секрета. Отмечу, что техника ручного литья позволяет экспериментировать с фактурами и материалами, например, к основным светлым блокам из хлопка добавляются фрагменты из льна, коры, водорослей и мха. Потом вручную делается рельеф или тиснение. Также важно обратить внимание именно на то, как и где бумага сохнет, какие формы она принимает и какая фактура создается. Получается, что каждый лист у меня выходит абсолютно по-разному.
- Одними из главных героев ваших акварельных полотен являются деревья, расскажите, что вы хотели передать через этот образ?
- На самом деле я рисую людей, только передаю их через образы деревьев. Как вы знаете, я не рисую с натуры, поэтому можно сказать, что я придумываю эти образы в голове. В деревьях я изображаю характеры и черты людей, например, у меня есть серия работ «Столпотворение», прообразом которой стали мои поездки в метро. Я вижу огромную массу людей, нет ни характеров, ни образов. А вот во второй картине этой серии толпа уже рассасывается, и постепенно вырисовываются некие черты, в третьей мы уже видим конкретные образы и характеры людей. По сути, деревья - это и есть люди: одни - молчуны, другие много говорят, третьи очень агрессивные, а четвертые - добрые.
- Вы говорите, что вы ни на чем не зацикливаетесь и по вашим работам видно, что вы разноплановый художник. Скажите, а вам во снах сняться новые картины?
- Ой, снов я не вижу, наверное, я редко сплю (смеется). Главное для меня - это работа воображения и, конечно же, внутренний мир, чувства и взгляд. А насчет снов - это скорее к Сальвадору Дали.
- Сейчас, кроме создания картин, чем еще занимаетесь?
- Я сейчас работаю в Санкт-Петербургском госуниверситете на кафедре киноискусства, отделение анимации и мультипликации.