К 70-летию Великой Победы
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 3977
-
29 Авг 2014
В 2015 году все прогрессивное человечество будет праздновать 70-летие Великой Победы над фашизмом. К сожалению, участников Великой Отечественной войны становится все меньше, но спасенному миру хочется больше знать о тех тяжелых временах, когда решилась его судьба: как удалось победить в той самой кровопролитной войне, через что прошли победители, которых называют «уходящей натурой». «Комсомолка» начинает серию материалов о судьбах победителей.
Герой стальной кавалерии
Сейткасым Жаманович Боранкулов родился в 1921 году в Тургайской области. Школу закончил в городе Кустанай в 1941 году, и буквально со школьной скамьи ушел на фронт. Сейткасыма направили в Сталинградское танковое училище, которое он окончил с отличием. И уже в мае 42 года в качестве командира легкого танка принял боевое крещение на Воронежском фронте. Как вспоминает сам Сейткасым Жаманович у фашистов было подавляющее превосходство в технике и вооружении, более того двигатели советских легких танков работали на бензине, слабую броню без труда пробивали немецкие снаряды, и танки вспыхивали как спички. В боях под Воронежом Сейткасым был ранен, затем вернулся в строй, но уже в окопы. Бронированых машин не хватало. А в конце 1942 года на фронт стали поступать новые советские танки Т-34, и лейтенант Боранкулов вернулся в ряды стальной кавалерии в качестве командира танкового взвода. Ветеран рассказывает, что его взвод применял тактику ночных рейдов в тыл врага. Обычно 3-4 машины на большой скорости врывались в расположение гитлеровских воск, уничтожали технику, громили склады с боеприпасами и также стремительно исчезали в ночи. А однажды из очередного рейда он на буксире приволок в расположение своего полка немецкий грузовик с продуктами.
Второй раз Боранкулов был ранен под Прохоровкой, в знаменитой танковой битве на Курской дуге. В этом бою с обеих сторон участвовало около 1 200 танков и самоходных орудий. Впоследствии командующий 5-й армией генерал Ротмистров писал: «Две мощные лавины танков устремились друг другу навстречу. В первые же часы боевые порядки атакующих перемешались…». Сам ветеран рассказывает, что главным в том великом сражении были скорость и маневрирование, остановка танка - смерть. И еще - точность первого выстрела, на второй - шанса могло и не быть. Боранкулов не может вспомнить, сколько немецких машин сжег его экипаж, было не до счета. И в какой-то момент подбили и его танк. Лейтенант был тяжело ранен, получили ранения и остальные члены экипажа. Но они успели выбраться из машины до того, как она вспыхнула. Кстати, Сейткасым Жаманович говорит, что именно после того боя он заметил, что его виски поседели. После госпиталя Боранкулов снова вернулся на передовую - освобождал Украину, Белоруссию, Прибалтику, в бою под Кенигсбергом опять был ранен. Победу встретил в госпитале.
После войны работал в партийных органах, прошел путь от инструктора до первого секретаря Камышинского райкома партии. Гордится тем, что активно участвовал в освоении целинных и залежных земель, был организатором шести целинных совхозов. За вклад в освоение целинных и залежных земель Сейткасым Жаманович был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Затем учился в Москве, в МГУ, защитил кандидатскую диссертацию, работал преподавателем в ВУЗах Казахстана. Имеет шестерых детей, внуков и правнуков. Последние годы Сейткасым Жаманович Боранкулов читает бесплатно лекции курсантам в Военно-инженерном институте радиоэлектроники и связи.
Сестры милосердия
Женщина на войне - особая тема. Если сила женщины в ее слабости, как утверждал французский писатель Андре Маруа, то война внесла поправку в эту аксиому: на войне женщинам помогла выжить сила духа. Сегодня мы расскажем о двух медсестрах, участницах Великой Отечественной войны, чьи судьбы так схожи. Как и то, что спасало их в трудные годы войны: любовь к родине. Они обе добровольцами ушли на фронт, несмотря на свой нежный возраст, неопытность. Юные девушки - казахстанки проявили чудеса храбрости, вынося раненых с поля боя, оказывая им первую медицинскую помощь. Спасая жизни раненых, они рисковали своими собственными жизнями.
Надежда Михайловна Кашина попала на фронт в 1941 году, в 16 лет, после окончания училища медсестер. В составе 1 Украинского фронта участвовала в освобождении Минска, Варшавы, Праги, Берлина. Ветеран вспоминает: «С поля боя я вынесла более 200 раненых. Иногда, приходилось вплавь переправлять раненых через Днепр, Вислу, Одер». Маленькая, хрупкая девушка, с копной густых волос, бесстрашно смотрит с фотографий военного времени. Хотя повидать пришлось много ужасов войны: капитану, который просил пристрелить его, т.к. не мог больше выносить боли, маленькая медсестра руками собирала вывороченные снарядом внутренности, чтобы довести тяжелораненого до госпиталя. И сейчас Надежда Михайловна не может без слез вспоминать военные лишения: «Лекарств не было. Приходилось обходиться йодом, хиной, стираными бинтами. Один кусок мыла давался на один месяц. Уставали так, что спали на ходу».
При взятии Берлина 2 мая 1945 года, о чем свидетельствует медаль Надежды Михайловны, она тоже написала химическим карандашом свое имя на Рейхстаге. После войны она окончила институт. Работала в Министерстве культуры Казахской ССР. Но для всего спасенного от коричневой чумы мира она, прежде всего, сестра милосердия, фронтовичка, ангел-хранитель в белом халате с красным крестом, символом жизни и мира.
Тамара Александровна Максимова родилась 23 апреля 1924 года. В 1943 году после подготовки на курсах медсестер воевала на Центральном фронте. Всегда на передовой. Госпиталь был далеко от линии фронта, а раненых нужно было каждый день выносить с поля боя. Легкораненых перевязывали на месте, а тяжелораненых отправляли в госпиталь. «Травмы были жуткие: без рук, без ног, а медикаментов катастрофически не хватало, бинты приходилось стирать, скатывать и снова перевязывать ими раны бойцов», - вспоминает ветеран. Вынося раненых из боев под Москвой, Тамара Александровна надорвалась, и была отправлена в тыл. За два месяца сдала экстерном учебную программу 10 класса и поступила в Москве на историко-филологический факультет института.
С мужем своим Тамара Александровна познакомилась по переписке: главный врач просил медсестер писать на фронт подлечившимся своим пациентам для поддержания их боевого духа. Потому что многие, потерявшие на войне родных и близких, а также став инвалидами, не хотели жить, не видели больше смысла в своем существовании. Будущий муж Тамары Александровны, пехотинец, Константин Александрович Максимов был политруком и закончил войну в Кенигсберге в чине майора. После войны Константин Максимов дослужился до чина генерала - лейтенанта, возглавлял Среднеазиатский военный округ, был членом военного совета, начальником политуправления. Тамара Александровна и Константин Александрович прожили вместе более 60 лет. Когда Тамара Александровна выходила замуж за своего суженого, то, по ее словам, у него ничего не было. «Все богатство - шинель». Но это не стало помехой их любви, которую они пронесли через всю жизнь. Верность семье, своим детям, внукам, правнукам сплотила двух фронтовиков навсегда. Их судьба - пример будущим поколениям, потому что вечной ценностью для людей всегда будет любовь к Родине, к своей семье, к труду, к жизни.
Все для фронта, все для победы
Бектасова Гульнар Кажибаевна родилась 10 июля 1930 года в с. Кокпекты Семипалатинской области. Когда началась война, в свои 11 лет девочка стала участником трудового фронта. Как и большинство казахстанских детей военных лет, Гульнар работала в поле, под лозунгом того времени: «Все для фронта, все для победы». Гульнар-апай вспоминает слова учителей: «Каждое собранное вами зернышко пулей вонзается в сердце врага». Несмотря на трудное время, учебу не бросали. Уроки делали при самодельных свечах, писали гусиными перьями, а чернилами служила разведенная в воде зола. Мама Гульнар работала швеей в Кокпектинском детском доме, куда во время войны привозили детей-сирот из опаленных войной городов Украины, Белоруссии, Молдавии. Девочка помогала и ей. Так как в ауле была только школа-восьмилетка, 9-10 классы Гульнар-апай заканчивала в Семипалатинске. В 1948 году она поступила в Алма-Атинский женский педагогический институт. В том же году была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После института работала в школе, в Алматинском техникуме железнодорожного транспорта, выучив несколько поколений железнодорожников
Гульнар-апай участник трудового фронта, ветеран труда и математик с 40-летним педагогическим стажем. Таких заслуженных людей, испытавших на себе все тяготы войны, осталось мало. Поэтому их воспоминания особенно важны как иллюстрация к нашему историческому прошлому. Их жизнь - образец для подражания молодому поколению, наша гордость и предмет восхищения.
Гульнар Кажибаевна вспоминает: «У нашего поколения было трудное детство, обагренное войной, пришлось рано повзрослеть. У нас было мало радостей, веселья, но я довольна своей судьбой». Несмотря на лихолетье, послевоенную разруху, Гульнар Кажибаевна действительно смогла стать счастливой: она создала крепкую семью, воспитала детей, внуков и правнуков, муж Гульнар-апай, Бектасов Шахман, был директором завода низковольтной аппаратуры в Алма-Ате, заботливым мужем и отцом.