Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

Платье на счастье

Лето - пора свадеб. И какой бы современной ни была казахская девушка, в ее жизни случаются моменты, когда особенно важно вспомнить о национальных традициях. В первую очередь к таковым относится свадьба.

Вместе с авторитетным казахстанским дизайнером, арт-директором Академии моды «Сымбат» Балнур Асановой мы выяснили, какая она - казахская свадебная мода сегодня.

- Национальный свадебный костюм, собственно, своих позиций никогда и не сдавал, - уверена Балнур Асанова. - Восточные, азиатские народы, а их представителей в Казахстане множество, с особым трепетом относятся ко всему, что связано с зарождением новой семьи. И потому не скупятся на достойный антураж виновницы торжества. Даже если «основная» свадьба проводится полностью в европейских традициях, облачиться в национальное платье на кыз узату - святое дело. Занимательный факт: даже казахи, которые живут, например, в Китае или Турции, приезжают заказать национальный наряд в Алматы. Поскольку уверены - на исторической родине модельеры лучше знают о тонкостях создания свадебного одеяния.

Основной элемент наряда невесты - той узату койлек (дословно с казахского - праздничное платье, в котором провожают невесту). Его, как правило, шьют из дорогой красивой ткани: атласа, шелка, органзы, тафты. Казахский национальный орнамент на платье вышивают золотыми нитями, мелким бисером, пайетками, создают с помощью шнуров, лент и аппликаций. Поверх - камзол или бешмет, украшенный в тон платью и расшитый, помимо всего вышеперечисленного, монетами, камнями Сваровски или даже драгоценными.

Что до головного убора невесты, то национальная казахская свадьба подразумевает только саукеле. Ни фата, ни венок, ни диадема, ни шляпка решительно не подходят. Саукеле вообще имеет особенное значение, с этим головным убором связаны некоторые приметы, например, чем выше саукеле, тем удачнее, счастливее и богаче будет ее супружеская жизнь. Саукеле изготавливают так: на жесткую основу натягивают ту же ткань, из которой сшито той койлек, украшают той же вышивкой или фурнитурой, что и платье. Если средства позволяют, нижние края саукеле отделывают мехом - соболем, норкой, лисицей или шиншиллой. Саукеле обязательно венчает «укы» - пучок из перьев филина. По приметам казахов, он помогает противостоять сглазу. Сверху головной убор покрывается шелковой накидкой, похожей на фату, - «желек». Если проводится обряд Беташар, желек закрывает лицо невесты, и в этом случае он не должен быть прозрачным.

- В национальных свадебных платьях казахов особенное значение имеет цвет ткани, - рассказывает Балнур Асанова. - Испокон веков самым праздничным и торжественным цветом считался красный. В наше время он нисколько не утратил своей актуальности. Синий цвет свадебного платья  - цвет неба, света, мира, тепла и уюта. Темноволосым казашкам он очень идет, и таких заказов тоже много. А если свадьба проводится в жаркое время года, то наряд часто шьют из ткани белого, персикового, кремового или розового цвета. Бывает, что казахский свадебный наряд надевают девушки-славянки. Они особенно выигрышно выглядят в «золотых» нарядах.

А вот многоуважаемые женихи свадебной модой, тем более национальной, как правило, не интересуются. Однако, повинуясь традициям, могут надеть, например, пояс, расшитый национальной вышивкой, или рубашку с вышитым воротником. Чапаны заказывают крайне редко.

- Во-первых, XXI век на дворе, а, во-вторых, чапан все же принято дарить мужчинам в возрасте, уважаемым людям, а молодые женихи еще до этого не доросли,  - улыбается Балнур Асанова. - Чтобы продемонстрировать хороший вкус, женихи заказывают вышивку на поясе или воротнике - такую же, как на платье и камзоле невесты. Выглядит очень красиво и стильно. 

Есть особый смысл в том, чтобы получить от сотрудничества с модельерами удовольствие: ведь эти сказочные моменты подготовки могут больше никогда не повториться. «Красуйтесь в своих нарядах и будьте счастливы!», - напутствуют мастера юных красавиц.

Цена вопроса

Цена на свадебный наряд складывается из сложности кроя, ткани, вышивки, квалификации портного: от бюджетного варианта ценой 1-1,5 тысячи долларов до богато вышитых, которые обойдутся в 10-12 тысяч.

- На наряде для невесты все-таки у нас экономить не принято, - говорит Балнур. - Родственники возьмут кредит, влезут в кабалу на несколько лет, но свадьбу дочке отгрохают. По казахским традициям замуж девушка выходит один раз, можно и расстараться.

Справка «КП»

Кыз узату - проводы невесты, прощальный той (праздник) в доме ее родителей.

Начинаются проводы с того дня, когда за невестой приезжают кудалар (сваты, обязательно нечетное число, обычно 5 или 7 человек), по традиции - только мужчины во главе с бас куда (главный сват), который и должен будет дать бата (благословение). Делегация является в дом невесты под вечер с «каде», подарками, которые они преподнесут новым родственникам.

После трапезы за щедро накрытым дастарханом кудалар просят показать невесту. Получив за смотрины корымдык - плату, снохи надевают на саукеле невесты укы - пучок совиных перьев, который означает, что отныне девушка занята. Кстати, традиционно на свои проводы невеста надевает красное платье.

В конце тоя перед невестой расстилают «ак жол» (белую ткань как символ легкой безоблачной дороги в будущее, буквальный перевод - «светлый путь»). По этой ткани девушка уходит к своим новым родителям, в новую семью. На середине она оборачивается и трижды кланяется своим родителям.

Беташар - старинный обряд, когда невеста открывает лицо. Дело в том, что в старину жених до свадьбы почти не виделся с будущей женой, а его родные могли вообще не иметь представления о девушке. Женгелер (супруги ее братьев, снохи) под руки вводят невесту в юрту отца жениха, где акын уже исполняет под домбру традиционную песню-импровизацию «жар-жар», восхваляет достоинства невесты, напоминает ей о необходимости уважать новую родню, быть примерной женой и образцовой хозяйкой. Кроме того, акын поименно представляет гостей и родственников, после каждого представления невеста в знак уважения кланяется им - салем беру, а гости в это время кладут на специальное блюдо корымдык - деньги в подарок.

По окончании песни акын концом домбры открывает лицо невесты, в этот момент ее начинают осыпать конфетами, зерном, лепестками роз и монетами - обряд шашу «на удачу». В завершение к невесте подходит ене (свекровь), целует ее и желает всего самого доброго.

Вера Ляховская.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить