Кино и немцы: Патриотические фильмы поднимали дух советских солдат
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 2050
-
30 Июнь 2014
Лето 1941-го, начало Великой Отечественной войны. Советским кинематографистам поставлена ответственная задача - «отразить посредством киноискусства героическую борьбу советского народа с фашистскими оккупантами, создать фильмы, мобилизующие наш народ на окончательный разгром кровавого врага».
В Центральном государственном архиве РК сохранились документы, отражающие события тех лет.
В первую очередь советский кинематограф поставил себе целью «быстро откликаться на события, волнующие весь народ, найти такую форму, которая бы в кратчайшие сроки убедительно отражала на экране ту напряженную жизнь, которую ведет страна в борьбе за свою свободу от гитлеровских насильников». Эта форма была найдена и успешно воплощена в боевых киносборниках, которые завоевали большой успех у советского зрителя. Вместе с тем шла работа над полноценными художественными картинами, разными по жанрам и темам. Огромное количество кинолент было посвящено, конечно, войне. Значительное место занимали фильмы, посвященные «героической Красной армии, борющейся с немецкими захватчиками. Среди них такой фильм, как «Парень из нашего города» по одноименной пьесе Симонова. Сталинским соколам, громящим фашистских стервятников, посвящены ленты «Дорога к звездам» и «Железный ангел». Мужеству и бесстрашию советских подводников - фильм «Подлодка», фронтовой дружбе двух пулеметчиков - «Два бойца». В фильме «Партизаны» рисуется образ рядовой колхозницы, которая становится бесстрашным командиром партизанского отряда, жестоким и безжалостным к врагу и беззаветно любящим родину. Герой фильма «Секретарь райкома» режиссера Пырьева - партийный руководитель района, захваченного немцами. Кроме того, были запущены в производство картины, посвященные героике тыла, подвигам женщин в тылу и на фронте, картины, рисующие историю наших народов.
Вот что рекомендовали снимать: «1. В горах Ала-тау, в урочище Горельник открылась стационарная школа подготовки инструкторов горнолыжного спорта. Снимите сюжет об этой школе, живо, весело, интересно покажите тренировку будущих инструкторов, в ряде планов покажите природу гор Ала-Тау. 2. Доход колхоза им. Фрунзе Зеленовского района превышает в этом году миллион рублей. Это первый колхоз-миллионер в Западном Казахстане. Нужно будет снять сюжет о богатом, хозяйственном и культурном колхозе Казахстана. 3. В Алма-Ате подходит к концу строительство новой, одной из самых мощных в союзе, швейной фабрики. Учтите эту информацию в своем темплане. Нужно будет снять сюжет о фабрике, когда она заработает на полную мощность. 4. Физкультурный коллектив кияликского зерносовхоза пользуется в республике заслуженной известностью. Просим обязательно снять сюжет о физкультурниках совхоза. Снимите для «Пионерии» сюжет о юных техниках Караганды. Оператору надо обязательно показать занятия юных техников и наиболее интересные конструкции».
С жильем было туго
На основании решения Совнаркома в Алма-Ате с 15 ноября 1941 года организована Центральная объединенная киностудия (ЦОКС) художественных фильмов на базе эвакуированных «Ленфильма» и «Мосфильма», а также Алма-Атинской киностудии. Правительство КазССР решением от 12 сентября с.г. для организации производства кинофильмов постановило предоставить: 1. Для производственных помещений - здание Дворца культуры и кинотеатра «Ала-Тау», которые должны быть освобождены для киностудии с 5 октября с.г. 2. Для жилья указанных 500 работников и их семей - квартиры и номера в гостиницах. В связи с задержкой запуска в эксплуатацию нового театра Оперы и балета и задержкой переезда кинотеатра «Ала-Тау» в другое помещение, эти помещения были предоставлены студии с опозданиями - в ноябре. С этого времени Центральная киностудия приступила к строительству и монтажным работам по приспособлению здания под техбазы для производства кино. Но не все было гладко с размещением. Так, «по личному распоряжению бывшего председателя горисполкома тов. Байузакова 10 ноября в здание Дворца культуры были вселены на 2 дня около 150 студентов московского авиационного института, которые впоследствии, несмотря на наши неоднократные требования, остались в здании студии, где и пребывают по сей день, мешая производству, задерживая переоборудование студии и угрожая в пожарном отношении».
Но постановление Совнаркома о предоставлении студии жилой площади было реализовано лишь частично.
В связи с тем, что в помещения Дворца культуры и к/т «Ала-Тау» были вселены по разрешению тов. Абдыкаликова помимо студентов МАИ еще и работники киностудии, график строительных и производственных работ был нарушен и работа по съемкам картин сильно затормозилась. Кроме этого, на ходе производственно-строи-тельных работ резко отзывалось отсутствие фондированных материалов, особенно лесных и текстильных.
Актеров не хватало, декораций тоже
Вот что писали председателю Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Большакову об условиях производства фильмов в 1942 году: «За истекшие 9 месяцев 1942 года на всех киностудиях, в том числе и тех, что перевели в Среднюю Азию и Казахстан, окончено производство 13 полнометражных картин и 7 кино-сборников, приравненных к полнометражным картинам. Таким образом - снято 20 картин. К началу 4-го квартала в разных стадиях производства, начиная от съемочного периода и до монтажа и перевода на одну пленку, находятся 23 полнометражных картины и 21 короткометражка… Вместе с тем вся эта производственная работа протекала в несоизмеримо худших и крайне напряженных условиях при резко снизившихся производственно-технических, материальных и людских ресурсах».
Начало производственной деятельности студий на новых местах пришлось осуществлять «при почти полном отсутствии приспособленной производственной базы, а позднее - при одновременной необходимости осуществлять постановку кинокартин и продолжать создание элементарно необходимых производственно-технических условий для работы киностудий. Говоря о лесоматериалах, можно безошибочно сказать, что все без исключения студии Средней Азии вынуждены систематически ломать свои планы. Так, из-за отсутствия леса Алма-Атинская студия вовсе отказалась от постройки крупной декорации «мост» по картине «Антоша Рыбкин», чем в корне изменила финал фильма и вынуждена была приступить к сценарным изменениям, что повлекло за собой пролонгацию срока, простой группы и прочее».
Особенно остро стоял вопрос о снабжении киностудий пленкой, и в первую очередь, негативной. В ход были пущены обрезки, ряд сортов, признанных некондиционными, и прочее. Все это, конечно, не могло обеспечить ни необходимого стандартного качества, ни бесперебойности в работе. Остро стоял вопрос о своевременности утверждения фондов и поступления средств на студии. Тяжело было и с кадрами, особенно это касалось технических работников - постановщиков, осветителей, маляров, бутафоров и пр. Рабочие этих профессий в большинстве своем были призваны в армию еще в первые месяцы войны, то есть задолго до решения Комиссии по отсрочкам при СНК СССР о бронировании некоторых из них. Работа студий по подготовке замены наиболее дефицитных профессий за счет женского труда и подростков положительных результатов еще не дала, так как квалификации эти требовали не только знаний, но и практического опыта. Что уж говорить об актерах - их тоже не хватало! Тематика фильмов была военной, а актеры-мужчины тоже воевали. Так, в штате Центральной киностудии числилось 49 мужчин-актеров, а минимальная потребность в них для всех картин, находящихся в производстве, составляла 120 человек. Только по картине «Иван Грозный» первых мужских ролей - 26, вторых - 35!
Студии оказались в крайней зависимости от театров. «На время простоя или временного распада того или иного театра театральная администрация с охотой освобождает актеров для работы на киностудиях, снимающих с них заботу о бытовом устройстве актеров, их зарплатах, и т.д. Но как только театр получает возможность возобновить показ спектаклей, как все предыдущие договоренности и помощь киностудий забываются», - жаловались кинорежиссеры. Неоднократно киностудии были вынуждены платить компенсации театрам, когда необходимо было продлить пребывание актера на киностудии для съемок. Не легче было организовать и массовку. Если учесть характер массовых сцен в картинах современной военной тематики, а также то, что сейчас все население до 50-ти лет занято на производстве, сельскохозяйственных работах и прочем, станет ясно, насколько сложно собрать не только военные, но и просто гражданские массовки. Иногда задействовали военные части, но нередко случались и срывы. Так, для съемок фильма «Котовский» неожиданно в разгар работ было отказано в предоставлении кавалерийских частей для массовых сцен. Что вызвало необходимость (после 3-недельного простоя и изощрений студии) существенно переработать сценарий.
В 1942 году на ЦОКС сняли следующие фильмы, многие из которых пересматривают до сих пор: «Поход Ворошилова», «Оборона Царицына», «Машенька», «Волшебное зерно», «Убийца выходит на дорогу», «Парень из нашего города», «Котовский», «Ленинградцы», «Секретарь райкома», «Антоша Рыбкин», «Новгородцы», «Страна Родная», «Актриса».
В 1943 году были запущены в производство «Партизаны», «Русские люди», «Иван Грозный», «Фронт», «Джамбул», «Воздушный извозчик», «Жди меня», «Кто она», «Небо Москвы», «Петр Крымов», «Медали 4-х городов», «Она защищает Родину».
Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК и лично Николая Петровича Кропивницкого. Стиль текстов в документах сохранен.
Татьяна СОКОЛОВА.