А «мыслящий тростник» ли ты?
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 8593
-
29 Май 2014
В театре «АРТиШОК» поставили спектакль «Аккомпаниаторша» по произведению Нины Берберовой.
Три актрисы, занятые в постановке, - Анастасия Тарасова, Вероника Насальская и Виктория Мухамеджанова, после спектакля выжаты, как лимон - материал непростой. Режиссер-постановщик Анна Зиновьева не первый раз приезжает из Новосибирского академического театра, чтобы спуститься в алматинский подвальчик. Всякий раз результатом этого становятся новые интересные спектакли. Сначала было «Предложение» по Чехову, в прошлом году «завелась» «Корова» Платонова, в этот раз - отблески революционных событий под аккомпанемент.
- Сейчас столько всего происходит в мире, и, слушая новости с фронтов, я все думала - как люди до этого доходят? - делится Анна Зиновьева. - Мне кажется, это все от нелюбви, от каких-то комплексов. Так и появилась мысль поставить «Аккомпаниаторшу» Берберовой.
Минимум декораций и реквизита (такой минимализм любим «АРТиШОКом») как нельзя лучше подчеркивает нищету революционной России в начале прошлого века. И максимум противоречий, терзающих бедную душу главной героини Сонечки. Она, нищая, голодная и получавшая так мало тепла от окружающих, смотрит на свою новую работодательницу - талантливую певицу Травину - как на высшее божество. И она же, в вечной позе просящего, озлобленная на весь мир, стремится найти у этого «божества» слабое место, ибо страдания по поводу собственной ничтожности на таком фоне все глубже и невыносимее.
У каждого человека свой путь по этой земле, и каждый живет в зависимости от тех выборов, которые он делает. У Сонечки был шанс обрести счастье и семью, но она выбрала месть. Был выбор и у Травиной, и у ее мужа… Каждый оказался там, где должен был оказаться.
Анастасия Тарасова в роли Сонечки радует глубиной, серьезностью и при этом актерской гибкостью, необходимой для воплощения персонажа. Ни одно душевное волнение не остается без внимания, без должного актерского выражения. После спектакля актриса признается - никогда не приходилось ей учить столько текста. Вероника Насальская, играющая певицу Травину, виртуозно удерживается на грани между драматизмом, гротеском и фарсом. А в работе Вики Мухамеджановой за внешней сдержанностью героини чувствуется немалая актерская мощь.
- Вы симпатизируете какой-то героине больше, на чьей вы стороне?
- Ни на чьей! - восклицает Анна Зиновьева. - Для меня самое интересное было - не вставать ни на чью сторону, но побывать и здесь, и там. Они обе хороши. Может быть, кайф этого произведения в том, что нет морали. Так интересно - Сонечка вроде и жертва… Хотя в какой-то момент мы все - жертвы, и надо взяться за себя, простить кого-то. У нее был выбор, и она его сделала. В творчестве Берберовой вообще часто проскальзывает вопрос: «Зачем ты живешь?». Ее любимое выражение - «мыслящий тростник»: то есть человека растят и куда-то направляют, но его победа в том, что он мыслящий, осознающий. Хватит искать причинно-следственные связи, их нет. Здесь никто не обещал праздника! В нашу эпоху постмодернизма у нас столько всего в голове, у нас все-все есть! Но каждый человек делает свой выбор, во что верить.
Татьяна СОКОЛОВА.