Жанна Исабаева: «Создание кино делает меня счастливой!»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 4201
-
20 Март 2014
Фильм «Нагима» получил Гранпри кинофестиваля азиатского кино в Довиле (Франция).
В перерывах между разъездами Жанна Исабаева нашла время встретиться с корреспондентом «КП Казахстан» и рассказать, как создавался фильм.
Это абсолютно независимый проект, сделанный силами моей студии, также сопродюсерскую помощь нам оказал Ерлан Бажанов, говорит Жанна. Наша съемочная группа состояла из 12 человек, за 11 дней мы сняли фильм на фотоаппарат. Но все это от бедности, никто не ставил таких задач специально снять в рекордные сроки рекордными силами. С другой стороны, это дисциплинирует: когда нужно было снимать, мы были максимально подготовлены. Один человек у нас выполнял 23 функции, зато не было лишних людей, лишних движений. Тяжело, конечно, но, слава богу, у нас камерная история в кадре два человека, четыре объекта.
О чем фильм?
Я скажу, как пришла эта идея. В одной из газет я случайно прочитала, что в Казахстане выпускники детдомов имеют право узнать информацию о своих биологических родителях. Я была в шоке, потому что раньше думала, что это тайна. В Европе такого нет, там родители максимально защищены законом. Когда я показывала фильм за границей, люди удивлялись. И большинство наших детейсирот пытаются найти своих родителей после выпуска из детского дома. Я делаю акцент на теме сиротства вообще, считаю, что это моральная катастрофа. Катастрофа человеческой сущности. Почти 90% детей в детдомах имеют родителей это чудовищная статистика! Это сильно меня ранит, я негодую. Мне кажется, у нас много социальных проблем, но эта самая большая!
Расскажите про фестиваль. Вас ведь уже знают за рубежом, как принимали?
Мировая премьера «Нагимы» состоялась в главной секции «Gala Presentation» крупнейшего кинофестиваля Азии в Пусане (Южная Корея) в октябре 2013 года. Мне так нравится этот фестиваль, словами не передать! Там нас увидели и пригласили на еще несколько фестивалей, в том числе Берлинский и в Довиль. Победа в Довиле для меня была совершенно неожиданна. Там были очень сильные фильмы, три меня просто потрясли до глубины души! У фильмовконкурентов были очень большие бюджеты. Я смотрела какойнибудь южнокорейский или японский фильм и понимала, что, например, одна только их музыкальная партитура, от начала и до конца записанная оркестром, стоит в 20 раз больше, чем весь бюджет моего фильма. Я была уверена, что нам ничего не дадут…
Они всетаки по каким-то другим качествам оценивают!
Да, думаю, да.
Конечно же, интересует вопрос проката в Казахстане, будет он?
Несомненно, мы хотим прокатывать «Нагиму». Но, думаю, прокат опять будет очень маленький. Нас ведь никто не возьмет. И знаете, я уверена, что после выхода фильма на экраны многие опять начнут вопить: «Ну, конечно, они снимают наши проблемы, чтобы на Западе им дали призы», «Зачем показывают чернуху?». Я хочу ответить: авторское кино это духовная пища. Это лаборатория, где исследуют человеческие души. Вокруг нас, в кинотеатрах, на телевидении 99,9% развлекалова. Что, мало разве? Еще и я должна это делать?! Меня достали вопросы: «Почему у вас грустное кино?». А почему оно должно быть у меня веселое?! Оставьте артхаусников в покое что хотим, то и снимаем!
Как вы относитесь к мнению критиков, которые пишут, что вы гдето «недожали», не соблюли законы жанра и прочее?
Единственный казахстанский кинокритик, которого я воспринимаю и уважаю, чье слово для меня ценно, это Гульнара Абикеева. Она никогда меня не хвалит, кстати. Гульнара единственный наш кинокритик, признанный Международной ассоциацией кинокритиков. Все остальные для меня псевдокритики, местечковые персонажи. Я всегда мысленно показываю им средний палец. Как правило, у них кроме апломба ничего нет.
А есть кто-то, с кем вы все таки советуетесь в процессе работы над фильмом?
Есть! Виктор Немченко. Он моя высококвалифицированная фокусгруппа. Он первый читает мои сценарии. Я даже орфографические ошибки не успеваю исправить, а уже бегу к нему за советом. На Викторе я апробирую идею дошло или не дошло то, что я хотела сказать. Когда он говорит какуюто важную вещь, радуюсь значит, я попала! А если он чтото не понял, я понимаю ага, здесь надо усилить. Он самый близкий мой друг.
Несмотря на то, что вас не особо любят в Казахстане, что вас поддерживает?
Мое дикое желание быть услышанной. Если бы я могла НЕ снимать кино, я бы его и не снимала. А я его снимаю, вопреки и назло. Только создание кино делает меня понастоящему счастливой. Я стараюсь жить без оглядки на людей. Жизнь это путь, у каждого он свой. Я, наверное, выбрала самую сложную дорогу, такой собственный «Путь Самурая». Не скажу, что у меня все получается, у меня и провалы были, и финансовые проблемы, и сумасшедшей меня многие считают. Но у меня есть ощущение, что мне есть что сказать. Представьте себе, какая магия! Я сижу дома, набираю какойто текст, идею. Потом я собираю группу людей, которые начинают верить в написанное мной, и мы снимаем кино. А потом гдето на фестивале или в кинотеатрах люди видят это кино и тоже начинают в него верить! И вот она параллельная реальность. Я сама это придумала, и все верят. Неважно, нравится мой фильм или нет. Когда вы его обсуждаете вы обсуждаете МОЮ реальность, ваши мысли все равно обо мне! Мой зритель все равно есть, пусть 1%, но он есть. И я снимаю то, что хочу. Зато у меня нет ни заказчика, ни худсовета, я сама снимаю и сама себе ставлю оценку. Вот.
Татьяна СОКОЛОВА.