Михаил Земсков: «Так люблю своих героев, что готов убить!»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 4279
-
30 Янв 2014
На следующей неделе выходит новая книга казахстанского писателя Михаила Земского «Когда мерло теряет вкус».
— Миша, как родилась идея этой книги?
— Первый набросок появился еще в 2002 году. Я писал сценарий, когда учился во ВГИКе, она стала дипломной работой. Этот сценарий читал Карен Шахназаров, вносил свои правки. А потом ударил кризис, и сценарий лег на полку. Позже, году в 2006—м, я вернулся к этому материалу. Я тогда был в Москве, ностальгические чувства навалились. Захотелось написать простой роман об Алма—Ате с увлекательным сюжетом. Первая версия романа была опубликована в «Дружбе народов». А в 2012 году я опять захотел ее доработать. Было ощущение, что журнальная версия не закончена. Я что—то дописал, немного переделал финал, и вот так получилась эта книга.
— Я так понимаю, что многие эпизоды, например, шокирующие выставки, описанные в книге, проходили в Москве на самом деле, на каком—нибудь «Винзаводе»?
— Ну да, это написано по мотивам реальных событий. Немного гротескно, но не так чтобы сильно. В московских галереях много чего происходит. В Москве я много общался с казахстанским скульптором Сериком Ищановым, мы с ним ходили по выставкам, и там я погрузился в среду художников.
— А за что ты Пашу (герой романа «Когда мерло теряет вкус») убил?!
— Бандиты всегда погибают, это их судьба! (Смеется.)
— Я до конца надеялась, что он будет только ранен.
— На самом деле я часто ловлю себя на мысли, что к концу написания романа мне хочется всех своих героев поубивать! Не знаю, почему. Ну а что — текст—то закончился, что еще делать.
— То есть Толстого ты понимаешь? Правильно он Каренину под поезд кинул!
— Да, наверное, это какие—то вещи из подсознания, навеянные классиками русской литературы.
— Какую основную мысль ты бы хотел донести через книгу?
— Наверное, то, что нам всем кажется, что в мире руководит принцип причины и следствия, какой—то Высший разум, а на деле оказывается совсем не так. Руководят какие—то случайности, вселенский хаос. И может произойти все, что угодно. У героев в книге благие намерения, но все это приводит к трагическим последствиям.
— Мне кажется, что книга печально заканчивается, как будто у героев надежды нет, опоры в жизни. Егор с Наташей остаются вместе или это только фантазии Егора?
— Я сознательно оставил открытый финал. Мне кажется правильным, чтобы каждый читатель выбрал свое. У каждого персонажа есть надежда. Но неуверенность в этой надежде тоже присутствует. Это такой финал, когда все возможно. Мои герои, как правило, имеют какие—то прототипы. Трудно выдумать персонажи из ничего, да и реальные люди интереснее, в них бывают такие внутренние конфликты, каких и не придумаешь специально. Я к ним очень привязываюсь, прикипаю, пока пишу. Поэтому, наверное, хочется их убить, чтобы потом не возвращаться, не дописывать продолжения.
— Какие авторы сейчас на тебя имеют влияние? Что читаешь?
— На меня многие авторы имеют влияние, когда я читаю. Но это влияние проходит, когда я заканчиваю читать какую—то книгу. Сейчас читаю Заира Асима «Письма в никуда». Среди тех авторов, кто давнее влияние на меня имеет, — Платонов, Гоголь, Достоевский, Маканин, Павлов.