«Алма-Ата - красивый город. Но в нем немало еще невзрачных, дряхлых домишек. (записки краеведа. продолжение)
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 7267
-
23 Янв 2014
«Комсомолка» полистала фонд краеведа Александра Потемкина, который хранится в Центральном государственном архиве РК, и пронаблюдала, как развивался и менял облик Алматы в 60-е годы прошлого столетия.
В оформлении витрин - темы соцстроительства
Уже в 60-е годы архитекторы всего Союза вырабатывали для городов определенные «стандарты» внешнего вида. Одной из алма-атинских газет были опубликованы «рекомендации» некоего Г. Замского (члена Союза художников и Союза архитекторов СССР, который, судя по всему, приехал из Москвы) относительно того, как следует выглядеть Алма-Ате.
«Алма-Ата - красивый город. Но в нем немало еще невзрачных, дряхлых домишек. <…> Наряду с постепенной застройкой существующих кварталов современными многоэтажными зданиями необходимо привести в порядок частные домовладения. Наиболее простым и в то же время радикальным средством является плановая покраска домов. Известно, что еще древние греки придавали большое значение декоративной зелени. Во многих районах, в особенности на юге нашей страны, много примеров подобного использования зеленого фона. Поэтому неправильно окрашивать сами дома или их отдельные детали в зеленый или голубой цвета. Для маленьких домов предпочтителен белый, для больших плоскостей - кремовый, для мелких деталей (рамы, ограды, наличники, перила, ступени) - ярко-желтые, оранжевые, красные, синие тона.
<…> Отделы внешнего оформления и благоустройства должны внести большой вклад в украшение каждого города не только плановой покраской домов, но и созданием экономичных и простых типовых проектов ограждения и ворот между домами. <…> Одной из основных задач отдела внешнего оформления и благоустройства, а также главного художника города должна явиться забота о внешнем виде торговых предприятий, общественных мест отдыха и развлечений: парков, кино, театров, стадионов, катков. Непонятно, как может мириться общественность Алма-Аты с такими «архитектурными шедеврами», как кафе «Лето» в самом центре столицы на улицы Калинина у кинотеатра «ТЮЗ». Привлекательны гостиница «Казахстан» и Центральный универмаг на Коммунистическом проспекте. Неплоха и гостиница «Алма-Ата». И досадно, когда здесь наблюдаешь безвкусицу и мещанство в оформлении холлов и номеров. На стенах висят одни и те же очень плохие копии с картин Левитана «Март» и Васнецова «Аленушка», выполненные шелкографским способом. Куда уместнее для гостиницы были бы хорошо выполненные фотографии или эстампы, которые знакомили бы приезжающих с республикой и ее столицей <…>.
Витринам магазинов художники Алма-Аты совершенно не уделяют внимания. Оформление витрин - «самодеятельность» самих сотрудников магазинов. <…> Достойны заимствования приемы художников из Праги, Берлина, Варшавы. В оформлении товарных витрин они с большим тактом вводят темы международных событий и социалистического строительства. Темы героических полетов наших славных космонавтов, темы, подсказанные планами развития легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, могут найти свое отражение в оформлении витрин магазинов, культурных учреждений Алма-Аты. Наш народ заслуживает того, чтобы и в учебе, и в труде, и на улице, и дома в семье его окружали по-настоящему красивые произведения и предметы искусства, а не подделка под них. Хочется пожелать Союзу художников и Союзу архитекторов республики побольше принципиальной непримиримости ко всему, что обедняет, обкрадывает духовный мир советского человека. <…>
По праздникам - портреты «маяков семилетки»
Накануне дня рождения республики в 1961 году Алма-Ату старательно украшали. Над оформлением ломали голову художники комбината «Алмаатагороформление» и, в частности, автор проекта праздничного оформления Евгений Колокольников. Он поделился, что предстояла нелегкая задача - украсить город и одновременно рассказать об истории Казахстана, о людях, живущих здесь, и о бурном росте народного хозяйства и культуры республики: «Своеобразными центрами юбилейных празднеств явятся площадь Ленина, Центральный стадион, Театр оперы и балета имени Абая и прилегающие к ним улицы и парки. Здесь забурлит человеческое море - будут проведены митинги, заседания, зазвучат песни участников праздничных шествий и гуляний. <…> Красивой в дни юбилея будет площадь имени Ленина. Над домом правительства взовьется государственный флаг СССР, рядом с ним - красно-голубые флаги Казахской ССР. На фасаде здания появится кумачовое полотнище с барельефами
К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина. <…> С северной стороны площади устанавливается 150 портретов передовых людей республики - маяков семилетки. По вечерам площадь будет иллюминирована прожекторами, гирляндами разноцветных лампочек, газовыми светильниками. <…> Большое яркое панно, символизирующее строительство коммунизма в нашей стране, украсит главный фасад оперного театра. По обе стороны театра, там, где бьют фонтаны, будут установлены красочные щиты с приветствиями делегациям, которые прибудут в Алма-Ату на празднование 40-летия КазССР и компартии Казахстана. Разноцветные шелковые полотнища знамен добровольных спортивных обществ, красных флагов, панно и транспарантов взовьются над трибунами Центрального стадиона. <…> Алмаатинцы, а также многочисленные гости столицы, которые от вокзала станции Алма-Ата II проследуют по проспекту Сталина (ныне пр. Абылай хана. - Прим. авт.) до центральной части города, смогут проследить исторические этапы развития КазССР за 40 лет. Так, тема оформления улицы Кирова (ныне ул. Богенбай батыра) - «Мир и дружба между народами», улицы Гоголя - «Благосостояние советского народа», улицы Панфилова - «Социалистическое сельское хозяйство - на подъеме» и т. д. Богатым и красочным обещает быть световое оформление Алма-Аты. Вечерами столица будет залита морем огней…» («Город одевается в праздничный наряд», «Алма-Атинская правда», 18 июня 1961 года).
Мосту через Большую Алматинку - 50 лет
Газеты с гордостью сообщали о такой заботе о жителях, как строительство новых магазинов. Еще бы - ведь это означало, что горожанам не нужно будет рыскать в поисках продуктов по всему городу. «Интенсивно застраивается в Алма-Ате новый проспект Абая. Только в феврале были заселены несколько многоэтажных домов. Для удобства жителей здесь создают новые магазины. Один из них - мясо-молочный - гостеприимно открыл свои двери в прошлое воскресенье. Магазин небольшой, но уютный. Стены, выложенные белоснежным кафелем, прилавок-холодильник нежно-кремового тона, красиво оформленные витрины - все это приятно радует глаз. Большой ассортимент различных колбас, жиров, молочных изделий, мяса, консервов - все это с первых часов привлекало множество покупателей…» («Алма-Атинская правда», 1961 год).
Интересно, какие изменения претерпевали дороги, перекрестки, дорожные развязки.
«Кто из алмаатинцев не знает транспортной развязки на пересечении проспекта Абая и Каргалинского шоссе (ныне ул. Курмангазы, тогда она была частью Каргалинского шоссе. - Прим. авт.), которую любящие шутку шоферы называют «длинным языком»? Выполнена она очень неудачно. Алма-Атинским отделением «Промтранспроекта» спроектирована новая транспортная развязка на этом пересечении. Строительство этого красивого транспортного сооружения должно начаться в нынешнем году. Проспект Абая станет главной магистралью, связывающей центральную часть города с юго-западом столицы».
То, что предложил «Промтранспроект», - чистой воды футуризм, проект как будто взят из какой-нибудь книжки писателя-фантаста. Даже современная развязка, 50 лет спустя, очень отдаленно совпадает с проектом тех лет.
Из публикаций тех же лет можно узнать, какую миссию возлагали на проспект Абая: «У проспекта Абая, красотой которого гордятся жители столицы, большое будущее.
- Сейчас асфальтированная часть его кончается у пересечения с улицей Дехканской (ныне ул. Байзакова), - говорит главный архитектор Алма-Аты Е. К. Дятлов, - но уже в этом году он станет основной магистралью общегородского значения, свяжет центр столицы с его западной частью, где ведется строительство двух микрорайонов. В будущем таких микрорайонов возникнет несколько десятков, а жить в них будут 240 тысяч человек - столько же, сколько составляло все население Алма-Аты в 1940 году.
Крупный торгово-общественный центр возникнет в районе пересечения проспекта Абая и Каргалинского шоссе. Здесь по обе стороны новой магистрали поднимутся здания универмага, планетария, картинной галереи, дома творческих организаций, административных учреждений. Обе части центра будут соединены подземными пешеходными переходами. … Проспект Абая, пройдя через западный район столицы, упрется в зеленое кольцо, окружающее Алма-Ату» («Проспект шагает в завтра», «Казахстанская правда», 1963 г.).
Нет сейчас ни планетария на том пересечении, ни знаменитого зеленого кольца вокруг города. Но возложенную на него ответственность проспект Абая выполняет до сих пор! В статье «Проспект прописывается в Западном» («Казахстанская правда», 26 ноября 1963 года) писали: «Сколько времени надо потратить, чтобы жителю наших микрорайонов добраться до центра города? Ответы, очевидно, будут разными. Но, в общем-то, даже со скидкой на скорость, на относительно выбранный кратчайший путь, на удачу при посадке, ответ не будет утешительным: полчаса, не менее. Теперь же дорога сокращена вдвое, теперь она - прямая стрела, теперь у нее население «урезает» целых 15 минут, а то и более. А сейчас - о самой большой радости на этой неделе - о смычке проспекта Абая с бетонной лентой, которую проложил в свое время Гушосдор».
В. А. Слободин (старший прораб мостопоезда № 405 треста «Мостострой») поделился: «Двадцатое декабря - это контрольный срок сооружения моста через Большую Алмаатинку. Коллектив назвал 5 декабря. Мост же, составляющий немаловажную «деталь» всей дороги, как видите, почти готов. Сократить сроки помогло соревнование с дорожниками. Этот мост - сосед микрорайонов. Чтобы «перешагнуть» Алмаатинку, нам пришлось использовать 15 тонн высокопрочной проволоки и 15 тысяч тонн арматуры, уложить 18 блоков по 26 тонн каждый. Использовали новинку - специальный монтажный кран. Точно такой же, замечу, кран, нес свою «вахту», когда создавались мосты и переходы Садового кольца в Москве…». Дорогу до микрорайонов открыли 9 декабря 1963 года, а это значит - мосту через Большую Алматинку в прошлом году исполнилось 50 лет.
Олег Швидковский, кандидат архитектуры, в 1963 году в газете «Огни Алатау» писал: «Облик советских городов быстро меняется. Однако до сих пор большая часть населения вынуждена проводить почти все свое время в четырех стенах - как дома, так и на работе. Что же будет в дальнейшем, когда часы досуга, как это предусмотрено нашими планами, увеличатся? Ведь не может же все ограничиться тем, что мы станем на несколько часов в день больше сидеть в своих отдельных квартирах перед телевизорами! Решить эту проблему можно лишь созданием полноценного «общественного интерьера» города, который предстоит благоустроить так же, как каждый стремится благоустроить свою квартиру. Основная проблема, таким образом, сводится к тому, чтобы найти условия, при которых каждый город отвечал бы как требованиям отдельного человека, так и общества в целом, чтобы он был индустриален и, разумеется, эстетичен…». Откуда ему было знать про Интернет и то, как на самом деле станут проводить свой досуг алматинцы в далеком 2014-м году…
Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК и Николая Петровича Кропивницкого. Стиль текстов в документах сохранен.
Татьяна Соколова