Культуру - в массы! (Наша история)
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 4228
-
12 Дек 2013
«Комсомолка» продолжает рассказывать о самых интересных эпизодах в истории Алматы и Казахстана, документальные свидетельства которых хранит Центральный государственный архив РК.
С песней - на врага!
В самый разгар Великой Отечественной войны, 4 декабря 1943 года, в Алма-Ате прошел первый республиканский айтыс народных акынов. Он проходил три дня, а свое мастерство и поэтические таланты продемонстрировали порядка 34 акынов. К вопросу о призах для состязающихся подошли заранее и со всей серьезностью. Вот что записали в постановлении жюри от 8 декабря 1943 года: «С учетом показателей сельского хозяйства, промышленности и культурного строительства состязающихся областей, а также качества творческих выступлений самих акынов, правительственное жюри пришло к следующему заключению. За особую творческую работу в дни войны выдать премии: Великану народной поэзии, трижды орденоносцу, лауреату Сталинской премии Джамбулу - верблюда и шапан, аксакалам Нурпеису и Доскею - по коню. Еще шестеро участников также получили коней, дальше, в порядке убывания вручали кунаны, шапаны, часы. Кажется, никто не ушел без подарков. Жюри «особо отметило Карагандинскую область, хорошо организовавшую айтыс и занявшую первое место в республиканском айтысе».
Акыны восхваляли Ленина, Сталина, Компартию и родные степи и горы. Вот отрывок из песни одного из победителей айтыса, Куата:
«Алма-атинские яблоки больше пиал,
Или ты, Жаксыбай, их сам не едал?
Словно резвый табун разномастных коней,
Тонны рыбы Балхаш в глубинах собрал
И на берег горою сложил улов,
Вот и наш подарок на фронт готов!
Все, что нужно героям нашей страны,
Мы трудом создаем, не тратя слов.
Я пою и верю: победа близка,
Мы поможем героям разбить врага!»
Решением бюро ЦК КП(б) было решено издать материалы айтыса отдельной книгой. Для перевода песен акынов на русский язык просили выделить 20 000 рублей (всего 10 000 строк, подстрочный перевод - 2 рубля за строку) и за литературный перевод - 40 000 рублей (4 рубля за строку).
Более того, отъезжающих домой акынов (во всяком случае, тех, кто отправлялся в Гурьевскую область) снабдили большим запасом продуктов. На двоих акынам выдали: мяса - 10 кг, сыра - 5 кг, сахара - 3 кг, чая - 200 г, муки - 10 кг, водки - 2 л, папирос - 500 шт., масла - 3 кг. «Дорожный паек», чтобы перекусить по пути домой, более чем шикарный. Пункты про водку и «стратегический» запас папирос вообще вызывают удивление!
Айтыс состоялся, победители были выявлены и награждены, но вот с призами вышла неувязочка. Спустя год (!) Муканов писал в Наркомторг КазССР: «Как известно, решением жюри Республиканского айтыса народных акынов, состоявшегося в декабре 1943 года, 32 народных акына были премированы халатами. По указанию совнаркома КазССР, Наркомторг должен был предоставить нам эти халаты в готовом виде. Из 32-х халатов нами получено только 14, на остальные же халаты Наркомторг через магазин научных работников отпустил материала в метраже. Этот материал магазин передал ателье «Ковровщица» для пошивки халатов. При проверке нами установлено, что переданный магазином материал выполнение заказа не обеспечивает, так как из сданного шелка, пригодного для верха, оказалось только 25 метров (на 3 халата), остальной же материал подкладочный. Поэтому артель выполнить заказ отказалась и официальным письмом, за подписью председателя артели от 6-го июня 1944 года, просила для полного выполнения заказа дать дополнительно 208 метров для верха и 120 м для подкладки. Об этом мы своевременно ставили вопрос перед Наркомторгом КазССР, но Наркомторг, не разобравшись с делом, в отпуске дополнительного материала отказал. Таким образом, этот вопрос затянулся до сих пор. Артель «Ковровщица» без ведома магазина и Наркомторга весь имеющийся у нее материал израсходовала на другие цели. Президиум Союза Советских писателей Казахстана, считая недопустимой дальнейшую задержку пошива халатов, настаивает на отпуске для нас материала на недостающее количество халатов». Чем там решилось дело, к сожалению, неизвестно.
Все - на культурное строительство!
В 50-е годы страна начинает не только наращивать экономические и промышленные показатели, но и активно «растить» культурного во всех смыслах человека. Коллективы художественной самодеятельности на предприятиях и в колхозах стали обычным делом, помогающим в этом вопросе. Но что характерно, заводские таланты не «варились в собственном соку», а участвовали в республиканских смотрах. Победить на смотре художественной самодеятельности было так же почетно, как и повысить показатели производства за месяц! Вот о чем писала «Алма-атинская правда» в 1954 году: «В течение восьми дней в парке культуры и отдыха проходил смотр художественной самодеятельности рабочих и служащих промышленных предприятий и учреждений Алма-Аты. В нем приняли участие 35 коллективов художественной самодеятельности. Около трех тысяч певцов, чтецов, танцоров, инструменталистов продемонстрировали свои достижения в области народного творчества. Многие тысячи алма-атинцев посетили эти концерты. Прошедший смотр показал идейный и художественный рост самодеятельности…».
Артисты «от станка» демонстрировали знание и свое видение произведений советских композиторов, поэтов, драматургов, песни и пляски народов СССР. Исполняли произведения о Компартии, Советской Отчизне, нерушимой дружбе народов. «Значительно больше, чем в прошлые годы, исполнялось произведений, отображающих жизнь колхозной деревни». Первое место с вручением грамоты и переходящего приза исполкома Алма-атинского городского Совета депутатов трудящихся жюри присудило коллективу художественной самодеятельности профсоюза медицинских работников. В своей программе он широко отобразил жизнь колхозного крестьянства, исполнив на смотре «с подлинным художественным мастерством» литературно-музыкальную композицию «Свадьба в колхозе».
Занятия самодеятельностью носили массовый характер: «Большой творческий рост продемонстрировали коллективы художественной самодеятельности аэропорта, артели «Химпром», управления Турксиба и табачной фабрики. Впервые в этом году в смотре участвовали артисты самодеятельности шорно-сыромятного завода, Госбанка, Спецдорстройтреста, весового завода, Алма-атинской почтовой конторы»…
Причем это было не просто занятием «для души». На самодеятельных коллективах лежала серьезная нагрузка по воспитанию «культурного советского человека», о чем свидетельствуют критические замечания: «Серьезным пробелом многих коллективов является отсутствие систематической работы. Профсоюзные комитеты недостаточно заботятся о создании должных условий для работы кружков, о подборе квалифицированных кадров художественных руководителей, о репертуаре, приобретении музыкальных инструментов и костюмов… Самодеятельное искусство прочно связано с искусством профессиональным. Многие творческие работники театров, народные артисты республики, преподаватели консерватории систематически оказывают большую помощь самодеятельности. А ведь художественная самодеятельность промышленных предприятий, учреждений проводит большую работу по культурному обслуживанию трудящихся города и колхозов нашей области. Только коллективами профсоюза медработников, хлопкопрядильной фабрики, электротехнического завода и АЗТМ в течение года дано свыше 160 концертов». «Самодеятельное искусство - одно из важных средств воспитания масс. Оно расширяет круг их интересов, развивает художественный вкус, выявляет творческие способности и дарования», - вещали газеты того времени.
Остается только удивляться, когда наши бабушки и дедушки еще и работать успевали!
В 1955 году в Алма-Ате опять провели республиканский смотр - на этот раз сельской художественной самодеятельности. «В нем участвовало около тысячи исполнителей - колхозники, трактористы, чабаны, доярки, представители сельской интеллигенции из всех 16 областей Казахстана. Смотр показал значительный рост рядов любителей театрального искусства из села. За два года число сельских самодеятельных коллективов в селах и аулах республики увеличилось вдвое. Они объединяют сейчас около 150 тысяч человек».
Лекции - в лицах и с песнями
В 50-е годы стали широко популярны всевозможные лекции, доклады и выступления на самые разнообразные темы, которые проходили в концертных залах, на открытых площадках города и в парках культуры и отдыха (см. статью «Парки: и отдых, и польза!» в «Комсомолке» от 28 ноября 2013 года). Одним из постоянных докладчиков был Петр Аравин - профессор, член Академии наук СССР, кандидат искусствоведения, талантливый педагог и исследователь, который одним из первых советских музыковедов стал изучать казахскую музыку. На его книгах, статьях, радио- и телепередачах по истории русской советской и казахской музыки воспитывались многие алматинцы.
Петр Аравин родился в России, окончил Московскую государственную консерваторию, где его учителями стали выдающиеся советские музыковеды М.В. Иванов-Борецкий,
М.С. Пекелис, В.Э. Ферман, Ю. Келдыш, И. Способин, В. Цуккерман, Л. Мазель. Еще будучи студентом, в 1936 году Аравин начинает работать лектором-консультантом во время концертов симфонического оркестра в Москве. В июне 1948-го получил приглашение приехать в Алма-Ату. Здесь его назначают преподавателем истории музыки в Алма-Атинской государственной консерватории. А уже в 1954 году он становится и.о. доцента, заведующим кафедрой истории музыки консерватории г. Алма-Аты. Кстати, именно в Алма-Атинской консерватории он официально заканчивает обучение, и ему присваивают квалификацию «музыковед».
Переехав в Казахстан, Петр Васильевич с огромным энтузиазмом посвятил себя изучению казахской музыки. Он написал исследования, монографии, невероятное количество статей и лекций, среди которых: «Развивать и совершенствовать оперное искусство Казахстана» (1953), «Герои умирают ради жизни (премьера оперы «Тулеген Тохтаров» (1963), «Оперное искусство Казахстана», «Оперное и балетное творчество композиторов Казахстана». Кроме этого, он публикует ряд крупных научных работ, в том числе: «Музыкально-эстетические взгляды А.В. Затаевича», «Симфоническая поэма К. Кужамьярова «Ризвангуль», «Опера «Назугуль» К. Кужамьярова», «Звуковая система домбрового строя», «Казахская домбровая музыка (к теории народных ладов)», «Строение кульминаций в казахских кюях», а также монографические исследования «Великий кюйши Даулеткерей», «Куддус Кужамьяров», «Ахмет Жубанов» и др.
Не оставлял Петр Васильевич и просветительскую деятельность. Он выступал с докладами на международных конгрессах, на Всесоюзной трибуне музыковедов, редактировал монографии и сборники статей коллег. У Аравина был великолепно поставленный голос. К каждому выступлению, независимо от того, где оно проходило, Петр Васильевич тщательно готовился, а когда выступал, то преподносил все в образах, сам исполнял оперные партии и при этом комментировал. Послушать его лекции приходили студенты с других факультетов.
Петр Аравин стал «основателем династии Аравиных». Алматинцы хорошо знают Юрия и Ирэн Аравиных, сына и внучку Петра Васильевича, которые пошли по его стопам и связали свою жизнь с музыкой. Юрий Петрович - известный музыковед, заслуженный деятель искусств Казахстана, а Ирэн Аравина - популярная джазовая певица.
Энтузиасты культурного фронта
В 1954 году Тарановский район Кустанайской области, так сказать, вызвал другие районы и области на своеобразное соцсоревнование, предложив начать «движение за массовое строительство очагов культуры, за всемерное улучшение их деятельности». Надо отдать им должное, тарановцы слов на ветер не бросали. Спустя два года, в октябре 1956 года, они подвели итоги взятых обязательств: «за два года в районе построено 9 клубов, возведено 4 школы, создано 80 колхозных библиотек, установлено 29 радиоузлов, электрифицировано 28 населенных пунктов». И после этого, как отмечают газеты, энтузиазм не пошел на спад, как в наши дни, например. «В нынешнем году движение за высокую культуру на селе приобрело еще больший размах. Освоение целины, повышение урожайности сельскохозяйственных культур укрепило колхозы, подняло их экономику. Колхозы уже ведут речь не о строительстве отдельных очагов культуры, а о создании комплекса культурно-бытовых учреждений. Иметь в селе все, что нужно для здоровья и отдыха советского человека, - под таким лозунгом развертывается новое движение. Призыв тарановцев трудящиеся Алма-Атинской области встретили с большим удовлетворением. Колхозы области принялись строить дома культуры, колхозные клубы, открывать красные уголки, избы-читальни и красные юрты».
По всей стране активно начинали строить электростанции, клубы, бани, родильные дома, школы и ясли, дома культуры, спортивные площадки и стадионы… «Растет армия энтузиастов, людей, страстно увлеченных большой, благодарной работой на ниве культуры. Они вносят в работу то чувство беспокойства и запала, которое движет дело вперед…», - гордо писали газеты.
С каждым годом страна стремилась «к новым успехам культурного строительства». А впереди «маячило» открытие Алма-Атинского телевизионного центра. Близилась эпоха телевидения…
Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК и Николая Петровича Кропивницкого.
Стиль текстов в документах сохранен.
Татьяна СОКОЛОВА.