«Уроки гармонии», жизни и смерти
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 4260
-
06 Дек 2013
В казахстанский прокат наконец-то выходит обласканная многими кинофестивалями мира картина Эмира Байгазина.
13-летний Аслан живет с бабушкой где-то посреди степи. Он способен самостоятельно зарезать и разделать барана, но не в силах противостоять насмешкам и издевательству школьного лидера Болата. После унизительного инцидента во время медосмотра Аслан становится изгоем не только в своем классе, но и практически во всей школе, которую умело контролирует малолетний рэкетир. Но тут появляется городской парень Мирсаин, который готов стать ему другом… Аслан только внешне скован и холоден, внутри него бурлит много чувств. Он любуется красотой одноклассницы, сопереживает травмам Мади, поддерживает Мирсаина и … сажает тараканов на «электрический стул». Он каждый день проверяет себя на «нормальность», стараясь с закрытыми глазами дотронуться пальцем до кончика носа, замечает гармонию в узоре на ковре и задумывается над тем, может ли человек жить без мяса. А когда приходит время убить врага, доводит начатое до конца.
Картина «Уроки гармонии» очень жесткая, даже жестокая. И дело не только в многочисленных сценах физического и психологического насилия среди школьников, но и в том, что рядом существует такой же жестокий мир взрослых, для которых религия и вера - только способы манипулирования для достижения собственных целей. В том, что когда убит один человек, желающий управлять другими, на его место тут же придет следующий. Замкнутый круг.
Но история заканчивается более светлыми кадрами. Убитые Асланом враг и друг зовут его на другой берег озера: «Иди к нам! Прямо по воде, ты можешь!» И тогда, согласно намекам режиссера, Аслан становится спасителем: для врага - от грязных способов существования, для друга - от разрушительного чувства вины за совершенное предательство…
Как признался сам Эмир Байгазин, он стремился сделать картину «холодную, похожую на медицинский скальпель хирурга, недаром фильм начинается с медосмотра». Молодой режиссер вместе с такой же молодой командой смог создать очень философский, аутентичный авторский фильм высокого качества. И в подтверждение этому многочисленные Гран-при фестивалей в США, Швейцарии, Словакии, России, Франции, «Серебряный медведь» на МКФ Берлинале за операторскую работу и награды «Лучший новый режиссер», «Лучший азиатский фильм», Лучший дебют», «Лучшая мужская роль».
Картину уже показали во Франции и Австрии, готовится прокат в Португалии.
Татьяна СОКОЛОВА