Верный меняет лица и имена (записки краеведа)
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 6291
-
31 Окт 2013
«Комсомолка» продолжает знакомить своих читателей с заметками краеведа Александра Потемкина, «гулять» по Верному и отмечать, как изменились улицы, дома и весь Алматы за последние десятилетия.
Старики были сварливы?
«В старой Семиреченской области, на территории современной Алма-Аты, существовала богадельня для престарелых или - Дом призрения, как она тогда официально называлась, - писал Александр Потемкин. - Дом призрения был открыт в Большой Алма-атинской станице в начале 1884 года в память о «в бозе почившем», а фактически «убиенном террористами царе-освободителе Александре II». Богадельня была организована Войсковым правлением Семиреченского казачьего войска, и в память об императоре получила название Александровской. Богадельня была казачьей войсковой и могла принимать лишь лиц войскового сословия, «не имеющих возможности личным трудом снискать себе пропитание». Незадолго до открытия богадельни все Семиреченское войско было оповещено о том, что желающие «попасть в этот дом должны дать об этом войсковому правлению заявление через своих станичных атаманов».
Желающих оказалось очень немного. Да это и неудивительно. В то время казаков в Верном было не так уж и много, основная масса их была сосредоточена в Большой алматинской станице - 2553 человека, в Малой станице жили 1806 человек. Большестаничные казаки не прочь были иногда подчеркнуть, что столицей Семиреченской области является Большая Алматинская станица, а город Верный - это выросший на «нашей казачьей земле» городок переселенцев. В других ближайших к городу станицах насчитывалось людей немногим больше. В выселке Илийском - 193 человека, в станице Каскеленской - 1062 человека, в станице Софийской (ныне Талгар) - 2708 человек.
Богадельня просуществовала 14 лет, и за это время число «призреваемых» в ней колебалось от 8 до 10 человек. Между тем на существовавшую в богадельне обстановку вряд ли можно было жаловаться. В 1898 году, когда она была закрыта, ее капитал и пожертвования составили довольно значительную сумму - только в деньгах 9590 рублей. Эта сумма после закрытия Дома призрения «была обращена на учреждение ремесленных отделений» (очевидно, при некоторых школах). Любопытна причина закрытия Александровской богадельни. Леденев Н. В. своей книге «История Семиреченского казачьего войска» (Верный, 1908 год) пишет: «Причиной малого числа призреваемых является вероятнее всего - крайняя неуживчивость и нелюбовь к подчинению правилам богадельни состарившихся мужчин и особенно, женщин».
Улица Виноградова была краем города
В Верном улица Карасай батыра (прежде - Виноградова) именовалась Сельской и была фактически южной границей города. Вот как описывает ее Потемкин в своих заметках: «Сельская улица в Верном легла с востока на запад - от реки Малая Алматинка до реки Поганка - почти на самой окраине южной части города. За Алматинкой - сады, за Поганкой, не считая верениц водяных мельниц, пристроившихся вдоль берега, - глинобитные хибары. На востоке вдоль Алматинки - цепочка дач богатеев и больших начальников, уходящая в Малоалматинское ущелье. Юго-западная часть города, включая часть Сельской улицы, - это Кучугур - район бедноты. Перед нами план укрепления города Верного, составленный в 1875 году. На нем имеется Сельская улица, а вот Головного арыка, или как он первоначально назывался - Магистрального - еще не было. Вместо него службу по орошению зеленых насаждений города несла примитивная сетка рек Малой Алматинки, с юго-востока веером разбегающаяся от искусственного русла по городу. Головной арык был построен значительно позже. Вот как об этом упоминается в «Обзоре Семиреченской области за 1884 год», являвшемся приложением к докладу Семиреченского генерал-губернатора: «В 1884 году на общественные суммы производились следующие строительные работы: в Верном перестроена на городские средства караульная избушка на новом православном кладбище - в 125 р. 15 коп. и проведен в городе Главный водопроводный канал с тремя на нем мостами, каковое сооружение стоило городу 1877 р. 73 коп.».
А вот перед нами другой, более поздний и близкий к нашему времени план города Верного 1908 года. На этом плане граница города проходила уже по обозначенному Магистральному арыку, от которого в широком направлении параллельно арыку шли улицы Артиллерийская, Лагерная, Госпитальная и Мещанская, соседствующая с Сельской (ныне - Курмангазы, Шевченко, Жамбыла и Кабанбай батыра. - Прим. авт.).
Все эти улицы, застроенные низкими саманными глинобитными домиками мещан, были похожи одна на другую и являлись окраиной города, за которой простирались выгоны для скота. Это были тихие окраинные улицы, напоминающие сельские, утопающие весной и осенью в грязи, а летом после проезда брички или проходящего стада коров над ними долго стояли облака пыли.
Сельская улица, как и все верненские улицы, была прямой, сквозной и сквозь ряды тополей просматривалась от речки Малой Алматинки до речки Поганки. В 1929 году город получил название «Алма-Ата», стал столицей Казахстана и начал стремительно расти.
Меняла свое лицо и улица Сельская - в 30-х годах ее переименовали в улицу Виноградова. Она почти сплошь заполнилась бульварами, открытыми на улице или ограниченными кварталами, как цветник-бульвар между улицами Фурманова и Панфилова, между улицами Панфилова и Сталина - парков между гостиницей «Алатау» и Старым домом правительства, возле Детского соснового парка.
От кондитерской до дома мод
В своих записях Потемкин много внимания уделял не только улицам, но и отдельным домам. Он разговаривал со старожилами, ходил по Алма-Ате и высматривал старые постройки, наблюдал, как меняется их облик и предназначение. Вот что он разузнал и написал в 1960-63 годах о нескольких домах, стоящих по улице Кунаева (ранее - К. Маркса), между Жибек Жолы (Горького, Торговая) и Гоголя (Гоголевской): «Еще перед первой русской революцией Верный снабжали булочными и кондитерскими изделиями О. Иванов, Ф. И. Грязнов и Н. А. Семенов. Кондитерская и булочная Семенова была наиболее популярна. Его предприятие помещалось на Копальской улице (ныне Маркса), по восточной стороне, между улицами Гоголевской и Торговой (кстати, в 1912 году, выше дома Семенова, было построено специальное деревянное здание под Центральную телефонную станцию, открытую в том же году). Губернаторская официальная газета «Семиреченские областные ведомости» печатала такие зазывные объявления: «В кондитерской Н. А. Семенова получена свежая халва, карамель и другие конфеты. Ежедневно с 11 часов утра горячие пирожки и пончики, всегда в большом выборе готовые торты и другие кондитерские товары».
Бойкое место кондитера располагалось в административном и торговом центре города и поблизости от учебных заведений. Мужская и женская гимназии, городское училище, казначейство, банки, магазины и базары - все было рядом. Этот факт, а также добросовестно выпускаемая продукция, притягивали многочисленных покупателей, делая их постоянными в течение всего дня, что приносило предпринимателю немалые прибыли.
Длинный, невысокий деревянный одноэтажный дом Семенова, где помещалась его кондитерская, всегда был полон.
Семенов и его семья были баптистами и пользовались среди своей религиозной общины большим влиянием. Семенов не жалел денег на богоугодные дела. Рядом со своей кондитерской-булочной (сам он с семьей жил в глубине двора) он выстроил просторный дом с высоким потолком и передал его баптистской общине. Баптистская молельня размещалась здесь довольно долго и при советской власти. Только появившиеся первые известия о переводе столицы из Кзыл-Орды в Алма-Ату обратили внимание городских властей на это явление. А несколько позже (кажется, в 1928 году) договор города с общиной был расторгнут. Дома Семенова были переданы муниципалитету. В здании бывшей молельни разместился книжный магазин «Знание». У него часто менялся хозяин - то Горторг, то Казгосиздат, то ОГИЗ (Объединенное государственное издательство) РСФСР, потом - Облкнижторг. Ныне же это книжный магазин № 1 Облкниготорга системы Казкниготорга при Главиздате Министерства культуры КазССР. Книжно-писчебумажный магазин Облкниготорга снабжал город (наряду с другими книжными магазинами) учебниками, художественной литературой, канцтоварами и «продукцией изобразительных искусств» в виде плакатов, портретов вождя, открыток и пр. При магазине существовал давно открытый и единственный в городе букинистический отдел, который ценили алма-атинские книголюбы. Последние годы здание довольно часто ремонтировалось и реконструировалось, и его «сарайный» вид несколько изменился. Несомненно, что оно в скором времени пойдет на слом, уступив место какому-нибудь новому, современному многоэтажному зданию. Что касается здания самой кондитерской Семенова, то ее - увы! - давно уже нет. В бывшем здании кондитерской одно время помещался Республиканский книготорг. Потом Казкнижторг ловко добился разрешения правительственных органов, купил у частника чудом сохранившийся напротив (по К. Маркса) многоквартирный деревянный дом и переселился в него. Его место занял Облкнижторг. Но вот летом 1957 года здание конторы Облкнижторга, а также аптекарский магазин и другие строения по улице Горького почти до Красина огородили забором. Площадь в 6000 кв. метров была отведена под строительство Ателье мод промкооперативной артели «Джетысу». В 1961 году все здания, охваченные забором, были снесены, и к концу 1963 года на их месте выросло огромное 3-этажное кирпичное здание г-образной формы на углу К. Маркса и М. Горького»…
И на этом история дома не закончилась: сейчас на месте 3-этажки большой многоквартирный дом с рестораном на первом этаже.
Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК и лично Николая Петровича Кропивницкого. Стиль текстов и документов сохранен.
Татьяна СОКОЛОВА.
Фото из архива А. Потемкина.