Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

Светоч знаний в пустыной окраине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 сентября 1876 года в бывшем областном городе Семиреченской области Верном открылась мужская прогимназия с пансионом для казахских детей в составе приготовительного, первого и второго классов. 20 февраля 1879 года 4-классная мужская прогимназия преобразована в 6-классную прогимназию.

Примерно в сентябре 1881 года Верненская мужская прогимназия была преобразована в полную гимназию, которая давала полное среднее образование для поступления в высшее учебное заведение.

Штат гимназии на тот момент состоял из директора, инспектора, 2-х воспитателей и 14-ти учителей.

Согласно годовому отчету 1900 года, в гимназии училось детей дворян и чиновников - 20 человек, детей священников - 2, детей киргизов - 19, детей каракиргизов - 1.

В отчете сказано, что «поведение пансионеров за истекший год можно назвать вполне удовлетворительным. Так как большинство пансионеров состояло из учеников 4-х низших классов и приготовительного, то, естественно, большинство проступков принадлежит к простым детским шалостям. Простой быт жителей Семиречья, русских и инородцев и сложившиеся под влиянием этого быта нравы, можно сказать, патриархальные, всецело отражаются на настроении и поведении воспитанников пансиона, уроженцев этого края. Благодаря этому среди воспитанников пансионата не встречается таких субъектов, особенно дурные задатки воли которых требовали бы чрезвычайной воспитательной меры».

Наказания за плохое поведение были четко прописаны. Более всего в 1900 году нерадивых гимназистов наказывали «оставлением в гимназии на час после окончания уроков и оповещения о том родителей», «задержкой в гимназии на время не более 3-х часов в праздничные и воскресные дни», «одиночным сидением в классе». Также были - «выговор директора перед классом, влекущий за собой понижение отметки за поведение» и даже «заключение в карцер от 1 до 4 часов с назначением письменной работы».

Но не применяли (во всяком случае, в том учебном году) «отделение от общества товарищей без лишения свободы», «заключение в карцер на сутки», «удаление из учебного заведения».

Спустя полтора десятка лет количество учащихся возросло. Так, в 1914 году в гимназии работало 8 классов плюс приготовительный. Учеников к 1 января 1914 года было 361 человек, к 1 января 1915 года - 379 человек. Из них детей: потомственных дворян - 6 человек, личных дворян и чинов - 155, из духовного звания - 30, почетных граждан и купцов - 9, мещан и цеховых - 64, казаков - 66, крестьян - 27, иностранцев - 6, киргиз - 17.

Часть учеников проживала в пансионе гимназии, который располагался в собственном деревянном здании в один этаж. «Пищей удовольствовались воспитанники пансиона 4 раза в день. Утром, в 6.30, и вечером, в 7 часов - давали чай с белым хлебом. На завтрак, в 12.00 - одно горячее блюдо с чаем и белым хлебом, а обед состоял из трех горячих блюд».

В те годы ученики жевали на завтрак пирожки с мясом и яблоками, котлеты, зразы или рулеты, ватрушки с картофельной начинкой или по два яйца всмятку. В обед на первое подавали борщ, жидкую солянку, супы - рисовый, гороховый, просяной, овощной. На второе - ростбиф, телячью грудинку, жареную баранину, голубцы, тушеную говядину, плов или рыбу. На третье - компот, кисель, печеные яблоки, рисовый пудинг или пироги с яблоками, а также свежие ягоды и арбузы - летом.

Гимназистов «образовывали» не только в классных комнатах, но и устраивали экскурсии. В 1914 году «под руководством преподавателя природоведения А. К. Пупырникова были предприняты три образовательные экскурсии с учащимися 1, 2 и 3 классов в окрестности города». В стенах гимназии учащиеся обучались также и военному строю.

Для воспитанников пансионов в воскресные и праздничные дни иногда устраивали прогулки в казенный сад или в горы, была и зимняя прогулка в горы на лошадях (верхом и в санях). Имеются сведения, что «летом пансионеры и некоторые из приходящих в течение каникул проживали в живописной здоровой местности, на гимназической даче-колонии, посвящая время недалеким экскурсиям в горы, непродолжительным учебным занятиям и гимнастическим упражнениям».

Пережить 25 лет - не поле перейти…

В 1901 году Верненская мужская гимназия отметила 25-летие. В памятке, изданной к этой дате, напечатано: «Верненская мужская гимназия прожила 25 лет. 6-го декабря 1901 года она отпраздновала свой юбилей. Пережить 25 лет - не поле перейти. <…> Внутренняя жизнь каждого учебного заведения, почти незаметная для постороннего глаза, всегда, однако же, бывает полна живыми образовательными элементами, подготовляющими будущую деятельность на ниве отечественного просвещения.

Особенно нужно сказать это об учебных заведениях, расположенных на самых далеких и пустынных наших окраинах <…> Такие учреждения суть благодетельные светочи, живительные оазисы. В частотности это особенно приложим к нашей Верненской гимназии, основанной на маленьком оазисе.

<…> Постоянная опасность, обусловленная периодически повторяющимися грозными колебаниями земли, породила неизбежную борьбу страха, угнетения, подавленности с глубокою верой в Провидение. На камне этой победившей веры, мужества, упования основано и наше скромное учебное заведение, Верненская гимназия, прожившая четверть века. <…> Но - не без борьбы далась ей эта жизнь! История гимназии делится на два периода: 11-летний - до страшного землетрясения, разрушившего Верный в 1887 году 28 мая, и 14-летний - после землетрясения. Первая часть представляет прогрессивный успех гимназии с самого ее основания в 1876 году, а вторая - представляет период, так сказать, возникновения из пепла. Размер перенесенных гимназией лишений в первые 5-6 лет после землетрясения представлялся просто невероятным <…>.

6 декабря, в день праздника Святителя и Чудотворца Николая вместе в день тезоименитства его Императорского Величества государя императора Николая Александровича, совершена божественная литургия, в конце которой вместо причаста произнесено было о. Законоучителем гимназии, протоиереем Ф. Янковским слово, объяснявшее внутренний смысл совершающегося тождества и вместе указаны наиболее выдающиеся чудеса и подвиги милосердия и спасения ближних, совершенные святителем и чудотворцем Николаем».

После этого в рекреационный зал гимназии стали собираться ученики и учителя во главе с директором М. В. Вахрушиным, военные и гражданские власти Верного, приглашенные гости, граждане Верного и бывшие воспитанники.

Торжество началось в 1 ч. 10 минут пением молитвы «Днесь Благодать Святого Духа нас собра» в исполнении хора гимназических певчих. По пропетии (!) молитвы директором были прочитаны поздравительные телеграммы. Непосредственно после - исполнена актовая песнь. Затем последовали чтения исторической записки, излагающей жизнь и развитие Верненской гимназии за 25 лет существования. Записку составил и прочел А. Д. Юдашкевич, главный воспитатель и заведывающий пансионом гимназии. Затем была исполнена песня «Alma mater».

Далее последовало сообщение секретарем Педагогического совета И. Д. Сапуновым о переводе учеников гимназии из одного класса в другой и о наградах, назначенных лучшим ученикам.

«При раздаче наград исполнялись туши. Далее последовала прекрасно исполненная оркестром, учениками преимущественно старших классов гимназии, под управлением г-на Ланжели, фантазия из оперы «Лукреция Борджиа» Доницетти».

По исполнении сказанной пьесы директор М. В. Вахрушев сказал речь: «Ученье свет», говорит народная мудрость. Несомненно, что и наша школа, наша Верненская гимназия, в сравнительно краткий период своего существования, распространяла лучи просвещения на нашу обширную область. Есть уже много питомцев Верненской гимназии, подвизающихся на различных поприщах деятельности. Между прочим, двое инженеров работают на Оренбургско-Ташкентской дороге, двое - на ученом поприще, по достижении высших научных степеней; один иеромонах Кирисан, бывший в миру Комаровский, по окончании курса гимназии поступил в Казанскую духовную академию, по окончании которой он, в настоящее время, состоит миссионером Алтайской миссии. Из наших воспитанников много докторов, военных, несколько юристов, педагогов…

Дай Бог, чтобы наша школа продолжала благодетельную свою деятельность, в продолжение многих столетий, обогащая своих питомцев полезными занятиями…».

Непосредственно вслед за этими заключительными словами г-на директора был исполнен народный гимн.

Примерно в том же духе прошло празднование столетней годовщины со дня рождения Н.В. Гоголя в 1909 году. В преддверии празднования из департамента народного просвещения - господину главному инспектору училищ Туркестанского края пришло указание: «Ввиду приближающейся столетней годовщины со дня рождения Н.В. Гоголя покорнейше прошу Ваше Превосходительство выработать по возможности в самом непродолжительном времени программу празднования означенного события в учебных заведениях вверенного вам округа».

В ответ директор мужской гимназии В. Дейнеко «без промедления почтительнейше представил» программу празднования. Почему-то господин директор упорно именовал Николая Васильевича поэтом, а план празднования был следующим:

1. В присутствии всех учеников гимназии и педагогического персонала в 9 часов утра отслужить по Н.В. Гоголю панихиду, которой будут предшествовать слова отцов - законоучителей о Гоголе-христианине.

2. По окончании богослужения в залах будут устроены торжественные заседания для чествования памяти Николая Васильевича в присутствии всего состава педагогического персонала, учеников, учениц и их родителей.

3. Чествование будет начато и закончено пением народного гимна под аккомпанемент военного оркестра.

4. По окончании пения народного гимна в каждой из гимназий одно из лиц педагогического персонала прочтет или скажет речь о характере творчества и значении поэта, после чего хор пропоет кантату в честь Н. Гоголя.

5. Ученики или ученицы из лучших чтецов прочтут отрывки, характеризующие поэзию Гоголя.

6. После пения народного гимна под звуки оркестра всем ученикам будут розданы памятные листы.

7. Вечером ученикам разрешено посетить чествование памяти

Н.В. Гоголя в местном общественном собрании, состоящем в представлениях и музыкальных отделениях, если таковые будут подходить к значению гоголевского дня.

Женская гимназия также присоединилась к чествованию памяти Гоголя в собственном помещении, а мужская - «в помещении военного собрания, вследствие крайней тесноты и убогости своего собственного». Участие учащихся в чествовании путем чтения отрывков из произведений поэта сочли крайне желательным в педагогических целях.

Вчера гимназист, завтра - революционер

В фонде Верненской мужской гимназии сохранились личные дела Токаша Бокина, Уразумбека Джандосова (будущего деда Ораза Джандосов), Абдуллы Розыбакиева, Михаила Фрунзе, а также сыновей купцов Габдулвалиева, Пугасова, Шахворостова, городских деятелей Брызгалова, Лутманова, Щепкина, сына военного губернатора Семиреченской области Михаила Соколова-Соколинского Александра и других.

В 1897 году в гимназию поступил Токаш Бокин. В его личном деле такие отметки о поведении: облил книги чернилами, небрежно обращался с учебными пособиями, за шалость на уроке гимнастики оставлен на 1 час. Выводил из терпения ученика. Был и такой случай, когда Бокин схитрил и написал записки вместо своего отца. Когда все раскрылось, в деле было записано: «по желанию отца Бокин получал отпуск по праздникам. Однако выяснилось, что отец в октябре уехал, и ученик самостоятельно отпрашивался домой. За обман был лишен отпуска до приезда отца». Есть и такое: «степь со всеми своими прелестями сильно сказывается в нем. Раз вместо отпуска попал на базар, где помогал продавать лошадей, за свое искусство получил небольшое вознаграждение».

Считается, что Михаил Фрунзе впервые познакомился с революционными идеями в кружке самообразования в Верненской гимназии.

В 1907 году на имя директора гимназии пришло письмо с просьбой принять в гимназию шестерых китайских мальчиков. В итоге Иличунь, Чунь бау, Чуньэн и Бооцзинь поступили в 1 класс, Чиньлян - во 2-й, в подготовительный пришел Индэшен.

С 1908 по 1918 год в гимназии учился Уразумбек Джандосов. Ему был выдан аттестат со следующими оценками: русский язык - 3, философская пропедевтика - 5, латинский язык - 4, законоведение - 5, математика - 4, математическая география - 5, физика - 5, история - 5, география - 5, французский язык - 4, немецкий язык - 4.

В 1913 году в гимназию поступил важный ученик - Александр Соколов-Соколинский. Он был сыном военного губернатора Семиреченской области, командующего в оной войсками и наказного атамана Семиреченского казачьего войска, генерал-майора Михаила Соколова-Соколинского. Но, судя по всему, особых поблажек ему не делали, и неожиданно в 1917 году Саша остался на второй год. Его мать обратилась с просьбой к педагогическому совету «переосмыслить оставление ее сына на второй год в 4 классе». Она писала, что сын много занимался, и его «недостаточно блестящие успехи объясняются, во-первых, тяжелыми душевными переживаниями, какие выпали на долю семьи, а во-вторых, двумя тяжелыми болезнями - свинкой и воспалением легких». Дело в том, что в октябре 1916 года Михаил Соколов-Соколинский скоропостижно скончался…

Мать беспокоило поведение сына, и сама она, как говорила, утешилась тем, что сын будет второй раз проходить ту же программу, а вот Саша ходил несколько дней мрачный и подавленный. 17 сентября он исчез из дома, оставив записку, что уходит на фронт. Его вернули благодаря действиям администрации, но настроение его не поменялось…

Тем не менее на просьбе матери пересмотреть решение поставили резолюцию - «отказать».

Уже в 1915 году учеников гимназий стали привлекать к работе на участках семей, призванных на фронт. В 1916 году последовали новые призывы, что еще больше ослабило «кадры трудоспособного населения». Стали создавать трудовые дружины из учащихся различных учебных заведений, которые откликнулись на «горячий призыв отдать свой летний досуг на дело помощи в полевых работах».

Помогали дети и в сборе лекарственных растений. Собирали мак, душистую фиалку, анютины глазки, алтей аптечный, малину, мать-и-мачеху, липовый цвет, валериану, череду, золототысячник, коровяк, мелиссу, шалфей, ревень, хмель, папоротник, а также белладонну, дурман, белену. Также был отведен участок под огород, где учащиеся женской и мужской гимназий сажали овощи и некоторые лекарственные растения, к которым отнесли петрушку, тмин, анис, укроп, ромашку, майоран, мак, лаванду, шафран и мяту. В 1917 году при гимназии открылся класс сапожной мастерской.

Примерно в конце 1918 года гимназия была ликвидирована. Наступали новые времена…

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК и лично Николая Петровича Кропивницкого.

Стиль текстов в документах сохранен.

Татьяна СОКОЛОВА.

Поделиться ссылкой

Комментарии   

# Анжелина Филипченко 27.09.2013 01:01
Здравствуйте! Огромное спасибо всем - всем за интересный материал. Низкий поклон за публикацию в Интернете! Директор гимназии Вахрушев Матвей Васильевич - это мой прапрадед. К сожалению, не получается посетить архив Алматы, чтобы найти сведения о моих предках. Я живу в Туркменистане, поэтому вдвойне приятно читать хоть какие - то сведения в Интернете. Выражаю Вам свою признательность и благодарность!
Ответить