Януш Вишневский: мужчина, который услышал женщин
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 8368
-
13 Июнь 2013
- Пан Януш, ваше «Одиночество… » в начале 2000-х ворвалось в литературный мир. Иные критики разнесли роман - нет четкого сюжета, фабулы, наслаиваются побочные истории и научные объяснения… Но более десяти лет эта книга переиздается большими тиражами, особенно в странах СНГ. Ее читают взахлеб, читательницы проливают на страницы слезы… В чем феномен, как вы думаете?
- В конце 90-х я, признаюсь, пребывал в депрессии после развода с женой. К психологу не обращался - не очень дешевы их услуги в Германии, а других способов не нашел… И как-то начал записывать любовную историю друга, свои размышления о любви, об отношениях мужчин и женщин. Эти отрывки однажды в порыве смелости отдал знакомому литературному критику. И через некоторое время их опубликовали в польском издании «Playboy». Читатели попросили продолжения… Я был в шоке! И тогда два издательства, объединив средства, рискнули выпустить роман о любви человека без литературного образования, из научного мира. Тогда я первый из польских авторов разместил свой мейл на обложке книги. Я не знал, что я делаю… За два года на него пришло более 25 тысяч откликов, писем, трогательных, грустных историй из реальной жизни. Тема любви стара как мир, но в наше время у нее появились новые возможности благодаря общей исповедальне - Интернету.
- Главный герой Якуб - мягкий, чувственный, внимательный, романтичный мужчина. Он тоже живет и работает в Германии, и он одинок. Многие читатели думают, что Якуб - это вы сами. А вы все время их разубеждаете…
- Это реальная история моего друга-ученого из Германии. Да, у него много таких черт, как у меня. Однако это не мой роман, просто я пропустил все его переживания через себя. Но читательницы не верят в это. И чем больше я их разубеждаю, тем больше они не верят. И моя жена тоже не верила.
- «Одиночество…» и другие ваши произведения показывают, что вам удалось постичь непостижимое: вы проникли во внутренний мир женщин, услышали их. А ведь большинству мужчин этого не дано. Вас не удивляет наше непредсказуемое поведение, эмоциональность?
- Да, читательницы постоянно удивляются тому, что я знаю их лучше, чем они сами себя. После выхода первого романа в Польше некоторые женщины не верили - быть не может, чтобы о наших чувствах так написал мужчина, наверное, издатель дал автору мужской псевдоним, чтобы книга лучше продавалась. Это ненормальные знания о женщинах, говорили многие, и потом, мужчины не могут знать все эти тонкости о нас. Откуда это пришло? Записывая в форме виртуального диалога мысли и поступки главных героев, я много читал Фрейда, Юнга, замечательного ученого Карен Хорни, работы польских психологов по психологии женщин.
В моей жизни не было много женщин: ни в морской школе, ни на факультете физики, ни в компаниях по биопрограммированию. Поэтому меня заинтересовали женщины. Я слушал много невероятных, откровенных историй из их жизни, размышлял, удивлялся - почему они плачут, а через минуту уже смеются, почему говорят в день 32 000 слов, а мужчины - только восемь тысяч? А то, что меня интересует, я, как человек науки, стараюсь исследовать досконально. Поэтому мне удалось узнать о женщинах больше других мужчин. Но до конца я их так и не понял (смеется).
- Вы в мелодраматическом произведении даете научное определение любви. Цель - препарировать это состояние со всех сторон? И что же все-таки превалирует в отношениях - секс или душевная близость?
- На основной своей работе я ежедневно просматриваю на экране монитора сотни разных химических соединений. Однажды я задумался, а какие же реакции возникают в мозгу человека, не в сердце, заметьте, когда он пребывает в состоянии влюбленности. Я начал исследовать эти соединения и описал их в моей первой книге и с поэтической стороны, и с научной.
Ученые не называют любовь чувством, на нашем языке это эмоции. Эмоции любви начали изучать в начале XX века. Оказалось, что эта эмоция проходит через четыре фазы. Первая - либидо, самая сильная, когда хочется прикасаться друг к другу, целовать. Вторая фаза не менее страстная, но более высокая - эрос, в это время уже хочется выстраивать отношения. Третья - филия, с латыни это дружба, когда хочется все время быть друг с другом, не расставаться. В последней фазе - агапе (или каридос) - появляется сильная, жертвенная любовь, посвященная благу других. Ее прототип - бескорыстная любовь Бога к людям. Каждый человек испытывает любовь как комбинацию этих фаз в различных пропорциях. Мужчины, которые завершают отношения на первой фазе, обычно говорят - потеряли к своей женщине интерес.
- Да уж, благодаря той же статистике мы знаем, что только 7% пар достигают третьей фазы, а до последней добирается незначительная часть…
- Так вот я пишу о химии эмоций, рассказываю о стадиях их развития, делаю доклады по американской программе «TED», которая работает во многих странах: ученым-математикам, сексопатологам, антропологам, физикам, другим специалистам предлагают за 16-18 минут доступно, понятно, популярно рассказать аудитории о разных сложных аспектах своей сферы. А я стал, пожалуй, первым, кто собрал информацию об эмоции любви с точки зрения науки и литературы.
- Если бы ученые, получив вдруг молекулу любви, изобрели волшебную пилюлю с длительным эффектом, не было бы больше нестерпимой душевной боли, разочарований, разбитых сердец? В эпилоге к «Одиночеству в Сети» вы написали: «Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви». А нет ли у вас, как у писателя и ученого, рецептов сохранения, «консервирования» прекрасных чувств?
- О, нет! Я никогда не отвечаю на такие вопросы. Я не психолог. Очень часто женщины мне пишут, что потеряли интерес мужа, друга, или, что у мужа любовница, а они не знают, что делать. Я не вправе давать советы. Я просто наблюдатель. И эти невероятные, часто очень интимные истории, я использовал только с разрешения. Изменяя, конечно, имена.
- В Алматы вы презентовали свою новую книгу «В фейсбуке с сыном», которая так не похожа по стилю и жанру на прежние…
- Это монолог моей мамы в сюрреалистическом стиле… из ада. Я поместил туда ее, потому что она, родившая нас с братом не в браке, по канонам костела считается грешницей. Но это тоже история любви, только любви матери и сына. О такой любви пишут редко. Так уж случилось в моей жизни, что я с мамой был мало, в 15 лет поступил в морскую школу далеко от дома. И все пять лет моей учебы мама писала мне письма каждый день. После учебы я привез домой чемодан с ее письмами. Я рано потерял ее - в 23 года. Учился в университете, ходил на лекции, времени не было свободного. А она так рано ушла, и мы будто недоговорили с ней. В книге она рассказывает, как жила, говорит о любви, о мире, о жизни, о Боге, подслушивает истории из современной жизни, узнает, какие теперь на Земле грехи. Там, в аду, она встречает невероятных людей, известных всему миру, - художника Тулуз Лотрека, лидера «Аль-Каиды» Бен Ладена, поэтессу Сильвию Плат… Отвечает на вопросы: сам ли Сергей Есенин покончил с собой или ему помогли, о связи Мэрилин Монро с президентом США… Она задает много вопросов о Боге, почему он молчит, видя, сколько в мире плохого. В этой книге много философии и информации, много генетики и эмоций. Это квинтэссенция жизни. Я люблю эту книгу. И она тоже очень личная.
- Ваш график расписан на год вперед. Большую часть времени отдаете основной работе, но вы уже так крепко оседлали своего литературного коня, что, очевидно, вынашиваете и новые планы. Что ждать читателям?
- Планов много, успеть бы все. Кстати, в Алматы у меня были переговоры - одна здешняя компания хочет перевести на казахский язык и опубликовать мою книгу - философскую и познавательную сказку «Марцелинка. В поисках самого главного». В ней еще не рожденная девочка мысленно путешествует по Вселенной, исследует отдаленные уголки, выбирая для рождения самый лучший мир.
- Известно, что уже 25 лет вы живете и работаете в Германии, ранее были длительные стажировки в США, Англии, в последние годы часто встречаетесь с читателями в России, Украине, свободно общаетесь на немецком, английском и русском языках, пишете на польском. Ощущаете себя космополитом?
- Я чувствую себя поляком! Если меня разбудить среди ночи и спросить, кто я, сразу отвечу: «Поляк!». Я живу в разных странах, но можно быть поляком и в Казахстане, и в Германии. Думаю, что чувство патриотизма не зависит от географических координат. Знаю немало поляков из Варшавы, Кракова, которые в меньшей степени ощущают себя поляками, чем я. И чувствую себя космополитом в обратном смысле, я… ретроспектирую страну, из которой я.
- Вы в Алматы впервые, здесь у вас было много встреч, поездка в горы… Каковы впечатления?
- Ваш город современный, а люди очень приятные. И очень много лиц самых разных национальностей! Я не вижу большой разницы между вами и нами, европейцами. В душе мы похожи. А ваши горы, их снежные вершины поистине прекрасны и величественны!
- Вопрос, который очень интересует наших читателей, особенно читательниц, - так можно ли найти свою вторую половинку в мировой паутине?
- Ох! (Смеется.) Меня часто об этом спрашивают. Приведу такой факт: после выхода романа «Одиночество в Сети» на мой мейл пришло более 30 приглашений на свадьбу!
Людмила Домбровская.
из досье «КП»
Януш Леон Вишневский родился в 1954 году. Окончил морское училище, имеет диплом моряка дальнего плавания. После получал образование в Университете в Торуне, изучал физику, защитил докторскую диссертацию. Одновременно получал образование на экономическом факультете. Защитил докторскую диссертацию по химии в Лодзи. Получил степень доктора информатики, сейчас занимается биоинформатикой.
Как писатель получил мировое признание в 2001 году после дебютного романа «Одиночество в Сети». Потом были «Любовница», сборник рассказов «Постель», «Аритмия чувств», «Бикини».
Живет во Франкфурте-на-Майне, имеет двух дочерей.
Вишневский - о любви
«Магия любви состоит в том, что она приходит к нам неожиданно. И это неправда, что первая любовь самая главная. Самая главная - последняя. Но каждая любовь, встреченная на пути к «самой главной», имеет к ней отношение».
«Если кроме химии людей соединяют уважение, восхищение, дружба, общая цель, то любовь легче сохранить».
«Да, словами можно прикасаться. И еще нежней, чем руками…»
«Людям нужны расставания, чтобы научиться радоваться встречам».
«Хотеть лечь с кем-то в постель - не самое важное, куда важней проснуться вместе утром и приготовить друг другу кофе».
«Самым эффективным афродизиаком является «загадка новой, другой женщины», причем необязательно более молодой. Достаточно и того, что она просто другая».
«Всегда, когда телефон не звонит, я знаю, что это ты…»
«Мужчины до того тщеславны, что жаждут, чтобы даже в Интернете с ними знакомились только красивые женщины».