СВАРИТЬ МЕЧТУ ИЗ… СТЕКЛА
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 650
-
01 Нояб 2017
Создавать прекрасные картины можно не только красками, но и стеклом. Наш корреспондент изучила, как художники-витражисты пишут свои произведения при помощи разноцветных осколков.
Небольшое помещение во дворе колледжа Академии искусств. На столе под стеклянным листом большой бумажный рисунок. А сверху - много кусков разноцветного стекла. Группа студентов работает над общим витражом. Одни рисуют элементы картины, другие вырезают и обтачивают стеклышки на специальном станке, третьи укладывают готовые части стекла на «живописный холст». Но что из этого в итоге получится, пока непонятно, так как картина обретет окончательный вид только после того, как ее положат в специальную печь на ночь.
Весь этот процесс называется фьюзинг - техника спекания стекла в печи. В Казахстане это искусство только начинает распространяться. Преподаватель Жанна Тыныбекова (на фото ниже) - одна из первых в стране, кто умеет колдовать, экспериментирует со стеклом сама и учит этому своих подопечных - студентов Академии искусств им. Жургенова.
- Раньше я изучала технику «тиффани», когда кусочки стекла склеиваются между собой с помощью медной фольги. И даже делала по ней дипломную работу. А потом в интернете познакомилась с фьюзингом, и он покорил меня своими большими возможностями, - вспоминает Жанна. - Сначала методом проб и ошибок училась на маленькой печи. Покупала на базаре обычные стекла и без устали экспериментировала.
Когда не получалось, и стекло трескалось, неудача разжигала у Жанны еще больший интерес, и она продолжала опыты. Со временем стало получаться. На одной из художественных выставок ее работы привлекли внимание, а затем нашли поддержку со стороны Фонда Первого президента, который закупил для Академии две большие фьюзинговые печи. И с тех пор началось!
- Использование обработки стекла высокой температурой позволяет создавать художественное стекло, не подверженное старению и изменению цвета, с уникальной фактурой и широчайшей цветовой гаммой, - делится Тыныбекова. - Можно сделать рисунок объемным и выпуклым, а также добиться обратного - сделать его почти плоским. В результате появляется желаемая фактура, образуется нужная толщина и рельеф стеклянного изделия.
Стекло спекается в печи при температуре 800°C и становится однородным, кусочки сплавляются друг в друга. Весь процесс спекания занимает примерно 12 часов. Но результат стоит того - получается настоящая картина из стекла.
Благодаря энтузиазму Жанны в Академии искусств появилась новая специальность - «Витражное искусство» для студентов 3 и 4 курсов. По итогам обучения студенты сдают дипломные работы, в которых делают акцент на национальные мотивы. Стены лаборатории уже украшают их курсовые работы - «Тамгалы Тас», портрет Бауыржана Момышулы, горные и степные пейзажи. Сейчас ребята готовятся к республиканской выставке витражей, которая пройдет в середине ноября в Музее Алматы.
А Жанна уже лелеет новую мечту - закупить стекловаренную печь. Пока же стекловары заказывают по интернету специальные стекла, пигменты и прочие атрибуты в Нидерландах. Причем производители не делятся секретами того, как добиться нужного цвета в витраже. Например, очень сложно добиться ярко-красного цвета в готовом изделии. Жанне и ее команде приходится затрачивать массу времени и усилий, чтобы получить нужный результат.
- Если у нас будет стекловаренная печь, мы сможем делать скульптурные объемные вещи, сами варить стекло нужного цвета. И это станет большим рывком для развития этого вида искусства в Казахстане, - делится планами Жанна.
Сейчас у Жанны восемь студентов, которые приехали учиться в Алматы из всех регионов Казахстана. В будущем они смогут открыть свои мастерские, обучающие центры по фьюзингу в своих городах.
Кстати
Познакомиться с работами из стекла у алматинцев будет возможность на выставке «Современные тенденции в монументальном искусстве Казахстана: художественные витражи и мозаика-2017», которая откроется 17 ноября в Музее Алматы.
Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Фото, видео Эдуарда ГАЛЕЕВА.