Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт05032024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

НИНА УСАТОВА СТАЛА КАТИРОЙ

 

С режиссером Ермеком Турсуновым на съемках фильма «Киномеханик», лето 2017 г.

 

1 октября народная артистка России отметила день рождения. За 36 лет Нина Усатова сыграла более чем в 80 фильмах и сериалах. Но этот год ознаменован особым событием в ее творческой биографии: актриса впервые снялась в Казахстане - в фильме Ермека Турсунова «Киномеханик». На тех съемках побывала и наш специальный корреспондент Галина Леонова, которая давно знакома с российской звездой и сегодня делится своими воспоминаниями о ней.

Встречи у Черного моря…

С замечательной питерской актрисой мы познакомились на сочинском «Кинотавре-95», когда она получила приз за лучшую женскую роль в фильме Владимира Хотиненко «Мусульманин». На вечернем приеме по случаю закрытия фестиваля мне посчастливилось поздравить Нину Николаевну с высокой наградой и выразить восторг от ее потрясающей работы в этой картине. Тогда, в столь радостный для лауреатов день, я не осмелилась попросить актрису об интервью в пик финального праздника. А так хотелось привезти в Алматы еще и запись с Усатовой, ведь в Казахстане зрители ее тоже хорошо знают. Они заметили и полюбили актрису в середине 80-х после грандиозного успеха драмы Александра Прошкина «Холодное лето 53-го», где она блестяще сыграла глухонемую.

Я и сама обожаю Усатову. Правда, впервые увидев ее в фильме Сергея Овчарова «Небывальщина», даже не подозревала, что дородную деревенскую невесту сыграла профессиональная актриса: настолько она была органична и естественна, будто удачно подобранный режиссером типаж. Но все последующие экранные работы Нины Усатовой - в фильмах «Обида», «Увидеть Париж и умереть», «Байка», «Окно в Париж» - лишь подтверждали: кино открыло ни на кого не похожую уникальную звезду.

Через год мы снова встретились с Ниной Николаевной на «Кинотавре», где она представляла киноальманах «Прибытие поезда». И вот на этот раз познакомились ближе и даже перешли на «ты». Вместе ходили обедать и загорать на пляж, гуляли по набережной. Иногда актриса просила присмотреть за ее восьмилетним сыном Колей, когда ненадолго отлучалась на интервью. В силу своей природной скромности Нина считала, что рассказывать о себе не очень-то удобно, и неохотно соглашалась на встречи с журналистами. Но все же шла на разговор с особо настойчивыми, понимая, что они приехали в Сочи работать. Поэтому я не лезла со своим заветным желанием взять у актрисы интервью для моей авторской телепрограммы «Киноблюз». Да уже и как-то совестно было злоупотреблять ее расположением.

 

Нина Усатова (в центре) с родителями Пелагеей Степановной и Николаем Ивановичем.

 

В обыденной жизни Усатова абсолютно не звездный человек: проста в общении, великодушна, добра, отзывчива. Именно за эти качества ее любят и коллеги. В знак уважения к актрисе Юрий Никулин, только что познакомившийся на фестивале с Ниной и ее сыном, пообещал мальчугану утреннюю прогулку у моря - и сдержал слово. Я видела, с какой искренней теплотой приветствовали Усатову Сергей Маковецкий и Евгений Миронов, как нежно обнимал ее при встрече Олег Меньшиков, получивший приз за лучшую роль в драме Сергея Бодрова «Кавказский пленник». Кстати, фильм (а его продюсировал казахстанец Борис Гиллер) я посмотрела на алматинской премьере до «Кинотавра». На фестивале Нина призналась мне: «Я сильно жалею, что не снялась в этой картине в роли матери. Тогда у меня были съемки в другом проекте. Очень хочется посмотреть «Кавказский пленник», но с моим Колькой идти на вечерний сеанс невозможно: он же, как юла, и минуты спокойно не усидит». Тогда я убедила Нину пойти на фестивальный показ одной, а сама отправилась гулять с Колей по Сочи. Вернулась Усатова с просмотра под большим впечатлением.

На следующий день Нина дала мне часовое (!) эксклюзивное интервью для алматинских зрителей. Она обстоятельно отвечала на мои многочисленные вопросы, поведав об удивительных фактах своей биографии. Чтобы стать актрисой, девушке из-под Кургана пришлось пять раз поступать в Москве в знаменитое театральное училище имени Щукина. Помню, я уточнила - почему же она не пыталась пойти в ГИТИС, МХАТ или Щепку? - а Нина просто ответила: «Я хотела учиться только там! О других вузах даже не помышляла». И это упорство, с которым Усатова шла к своей цели, многое объясняет. Она очень трепетно подходит к каждой своей работе. «Все мои роли прошли через сердце», - подчеркнула Нина, когда мы заговорили о фильме «Мусульманин», за который актриса получила еще и свою первую «Нику». С юмором рассказала про дебют сына в этой картине: режиссер задействовал шестилетнего Колю в кадре с магазином, где пацану во время дублей пришлось съесть почти буханку хлеба. Вспомнила актриса и о своем детстве, родителях, первых шагах в кино, любимых партнерах и режиссерах, работе в питерском Молодежном театре и на сцене прославленного БДТ. Словом, разговор получился весьма душевным…

Усатову часто приглашали на «Кинотавр», но не всегда получалось приехать. В 1998 году в конкурсе была ретро-драма «Американка», где Нина Николаевна ярко сыграла учительницу Матильду Вячеславовну. Но с актрисой вновь мы увиделись лишь на «Кинотавре-99»: вместе с Константином Хабенским она представляла мелодраму того же Дмитрия Месхиева «Женская собственность». Как же хороша была Усатова в роли ушлой и напористой Райки - директора съемочной группы! В тот раз мы опять тесно общались с актрисой и ее повзрослевшим сыном. Однажды Нина позвала нас с оператором поехать на водопады, куда ее пригласила проживавшая в Сочи однокурсница. Мы чудно провели день в приятной компании на пикнике с шашлыками. В память о том «Кинотавре» я храню подаренный Ниной деревянный гребень и несколько фото. Одно мы сделали на фоне афиши комедии «Кадриль», где Усатова снималась с шикарными партнерами: Табаковым, Любшиным, Полищук и Теличкиной.

Театральные визиты в Алматы

13 лет назад Нина Усатова впервые прилетела в Алматы с антрепризой «Любовь - не картошка, не выбросишь в окошко». Я решила сделать сюрприз, встретив актрису и ее партнера Александра Михайлова ранним утром в фойе отеля. Нина пригласила на спектакль, а я вызвалась показать гостям город. Однако популярную актрису привлекли еще и к съемкам кулинарной телепрограммы, куда мы отправились вместе. Она шустро готовила грибочки с картошкой и по ходу отвечала на вопросы ведущего Сергея Погосяна. Только вот отведать блюдо ей не удалось: время поджимало.

После экскурсии на Медео Нина попросила заехать в магазин «Казахстан» за сувенирами. В отделе национальной одежды она с интересом рассматривала чапаны, ичиги, тюбетейки и даже примерила малахай. Естественно, актрису всюду узнавали алматинцы и улыбались как доброй знакомой, ведь для миллионов зрителей постсоветского пространства Усатова стала своей, родной. Те, кто посмелее, подходили к Нине Николаевне за автографом, и она писала поклонникам добрые слова.

А вечером на сцене Театра имени Лермонтова при аншлаге гости сыграли комедию. После спектакля в гримерку к Усатовой заглянул актер Владимир Толоконников. Позже он сказал мне: «Нина ­ прелесть! Впервые увидев ее в «Холодном лете…», я сразу понял - это прекрасная актриса! А какой она замечательный человек! Поэтому я не мог не прийти на ее спектакль и засвидетельствовать свое почтение».

Второй визит Усатовой в Алматы состоялся в феврале прошлого года: с этой же антрепризой она выступила в ТЮЗе имени Н. Сац, только с другим партнером в роли мужа ее героини - Александром Панкратовым-Черным. И опять казахстанские зрители рукоплескали актрисе, которая не переставала их удивлять на кино- и телеэкране. Сколько колоритных характеров создано ею! Назову лишь миллионершу («Зал ожидания») и вдову («Остров»), тетю Клаву («Next») и мать Екатерины («Фурцева»), жену губернатора («Дело о «Мертвых душах») и главу преступного клана («Станица»). И подчеркну: Усатова - единственная актриса, имеющая четыре высшие кинонаграды России! Вторую статуэтку «Ники» она получила за роль в фильме «Барак», а двух «Золотых орлов» - за роли в картинах «Поп» и «Легенда № 17».

Перед тем спектаклем я не стала беспокоить Усатову, но по его окончании мы все же успели немного поговорить (рано утром гости уезжали с гастролями в Караганду) и опять вспомнили наши сочинские встречи. Но что меня уж совсем удивило - Нина вдруг спросила: «А как поживает твой оператор Леша?» Она не забыла его имя спустя 17 лет! И это еще маленький штришок к портрету большой актрисы.

Съемки в казахской степи

Неоднократно в своих фильмах Нину Усатову снимали именитые режиссеры: Владимир Хотиненко и Павел Лунгин, Александр Прошкин и Николай Лебедев, Дмитрий Месхиев и Юрий Мамин. Поработав с самобытной актрисой раз, они снова и снова звали ее в свое кино. А в этом году Нина Николаевна впервые встретилась с нашим мастером: Ермек Турсунов пригласил ее на роль вдовы чабана в картину «Киномеханик».

Съемки проходили летом в 370 км от Алматы, в заповедных местах Алтын-Эмеля, куда, разумеется, отправилась и я в составе группы алматинских журналистов. У нас была уникальная возможность наблюдать за процессом работы: подготовкой площадки, репетициями, постановкой дублей. Мы общались с продюсером, художником, композитором фильма, актерами. Но к режиссеру и Нине Усатовой не смели подходить, поскольку это был их первый совместный съемочный день. И тут еще мы прикатили, как снег на голову - в 40-градусню жару. А вот после обеда на полевом стане нам была обещана небольшая пресс­конференция. Как же приятно было услышать от актрисы: «А где же моя давняя знакомая - журналистка Галя? Мне сказали, что она здесь». Только тогда я вышла чуть вперед, и в искреннем порыве чувств мы крепко обнялись. Затем посыпались вопросы от нашей «Комсомолки»…

- Нина Николаевна, расскажите немного о своей героине, проекте, режиссере.

- Вы себе не представляете! Для меня эта роль - встреча с моим детством. Я родилась на Алтае, в деревне Малиновое Озеро, что находится почти на границе с Казахстаном. Те далекие воспоминания до слез бередят мою душу. Ничего не бывает случайного в нашей жизни! И режиссер не случайно снимает этот фильм: Ермек выносил сценарий, писал о том, что его волнует, о какой-то боли. Я так рада, что снимаюсь у Турсунова, поскольку видела его замечательную картину «Шал». Смотрела и размышляла: как же мало мы знаем друг о друге! Раньше чаще встречались с казахстанскими коллегами на различных фестивалях и смотрах, бурно обсуждали привезенные фильмы. А сейчас, к сожалению, стали более разобщены. Вот и подумалось: как много я пропустила! Но все-таки Господь дал мне возможность что-то наверстать. Здесь я так растворилась в природе! И все же призналась Ермеку, что немного волнуюсь: как бы чего не испортить рядом с артистами от земли, которые участвуют в картине. Они играют настолько естественно, что переживаю - пригожусь ли я к месту. Фильмы Ермека пронзительны, я бы сказала, что они близки к документальному кино, потому что сняты с проникновенной правдой жизни. Думала, что сейчас так уже и не работают. В том же «Шале» он блистательно снял сцены выживания героя, его борьбу с волками! Дома во время просмотра я и плакала, и смеялась, ведь в жесткой драме даже юмору место нашлось - живому, настоящему. Представьте - сидела одна у экрана телевизора и кричала: «Давай, беги, быстрей, быстрей». Давно не испытывала таких эмоциональных потрясений и не ожидала от себя подобных выплесков. Потом еще долго думала о фильме. Когда же ехала сюда, чуть побаивалась - как тут меня примут? (Смеется.) А ступила ногами на эту землю - и все опасения остались позади. Вот видите - в кирзовых сапогах стою! Сейчас мне их подфактурят - запылят, я сяду на лошадь, да как проскачу по степи!

- И не испугаетесь?

- А вы думаете: я тут что - на роликах буду бегать!? (Заразительно смеется.) Да, как раньше - верхом ездила. Я и овец пасла в детстве. Смотрю здесь на маленьких овечек и вспоминаю, как пыталась помогать отцу во время стрижки. Я любила его, и, чтобы угодить папке, с удовольствием выполняла его мелкие поручения. Он говорил: «Ну, давай!» А я так - раз, за две ноги держу овцу и думаю: какая же я сильная! Была-то совсем дитем, когда уехали с Алтая. Конечно же, и коней помню, и запахи степные! Это все мое любимое. Потому и рада, что через небольшую роль возвращусь в свое прошлое. Вернее, для меня это очень много ­ настоящий подарок судьбы.

- То есть для вас не принципиально - главная роль или крошечная?

- Нет, нет. Мы здесь два дня, а мне кажется, что я все лето живу! А как нас встретили! Бараниной накормили: сразу вспомнились лагманы и бешбармаки, курт, который я в детстве ела. Сейчас с удовольствием пью чай с молоком. Настолько все это гостеприимно и по-доброму, даже стыдно, что тебя так хорошо встречают. Вся группа замечательная, очень приятно работать. Думаю, от этих съемок получу еще много впечатлений, а дома буду переваривать и вспоминать.

- Но живете здесь не в шикарном отеле, а в скромном санатории. Это как-то сказывается на вашей работе?

- Да меня так поселили, считай - тут семизвездный отель! Видите - и вагончик отдельный на площадке, где можно отдохнуть. Вот не знаю - у всех ли актеров такие? (Смеется.) А полевые условия меня совсем не смущают. Нам нужно снять хорошее кино! И доказать своей профессией, что ты не зря ешь хлеб.

- Я заметила - во время съемки вы обговаривали с режиссером разные нюансы и предлагали свои варианты. Например, как лучше выйти героине из двери дома навстречу прибывшим гостям, или как правильно она должна нож в руке держать. Турсунов соглашался с вами?

- Ермек - замечательный режиссер, любит выслушать твое отношение к персонажу. Хороший режиссер послушает-послушает, да сделает по-своему, но и актеру даст возможность проявить себя: дополнить роль какими-то новыми красками.

- Вы играете казашку?

- Можно и так сказать, ведь сельчане кличут ее Катирой. Она много лет прожила с казахом, поэтому знает все здешние обычаи.

- Сейчас в таком обличии вы действительно похожи на степную казахскую женщину!

- Думаю, после этого фильма скажут, что я еще и говорю по-казахски. Здесь многие казахи прекрасно знают русский язык: мы спокойно общаемся. Вот и пусть зрители думают, что я тоже по-казахски понимаю.

 

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

 

Ермек Турсунов - о работе с Ниной Усатовой

- Почему именно Усатова? Да уже на уровне сценария было видно, что это - Она. Жена чабана у нас - славянка, а кто лучше подошел бы на роль степной женщины, которую все зовут на казахский лад Катирой.

Конечно, были сомнения - понравится ли Нине Николаевне предложенный материал? Во-первых, она большая серьезная актриса. Надо понимать, что у нее есть возможность выбирать сценарий. Усатова не из тех, кто снимается во всем подряд - лишь бы светиться. Поэтому, когда мы с ней связались, Нина сказала: «Пришлите сценарий, я почитаю». Наверное, он ее устроил, раз она согласилась приехать.

Долго ли мы притирались? Вовсе нет! Как только дотронулись друг друга, сразу поняли, что мы родные души. У меня уже есть опыт работы с подобными мастерами: большие актеры, как правило, - это большие люди. С ними очень легко, потому что им не надо долго что-то объяснять, и подтанцовки совсем не нужны. Там моментально общение складывается, будто была какая-то предыстория отношений. Мы же выросли на одном материале, живем в одной реальности, пусть она и виртуальная - киношная. К тому же Усатова еще и театральный человек. У нас темы общие, во многом взгляды совпадают. Нина - человек той эпохи, мы росли на русской классике.

Вне съемок тоже общались. И в быту Усатова - абсолютно золотая! Такая русская баба: очень теп­лая, очень уютная, очень простая - свой парень. Там нет каких-то искусственных моментов: мы сразу подружились и перешли на «ты». Она сама это предложила, хотя я человек, выросший в ауле, поэтому с почтением отношусь к старшим, обращаясь по имени-отчеству. Но она остановила: «Нет, нет, нет. Давай на «ты»: просто Нина-Ермек, и работаем».

Знаете, в чем прелесть работы с такими творцами? Это уже совместная работа, где режиссер не может быть диктатором. Она видит образ по-своему, я - по-своему. Не скажу, что мы много спорили. Да - уточняли какие-то фразы, движения, саму пластику героини. Весь образ вдовы чабана корректировался по ходу - с учетом жизненного опыта актрисы: она все-таки с Алтая, выросла в похожей деревенской среде. И казахи для нее не чужие. Это еще больше облегчало нам понимание и видение образа Катиры. Мы уже смонтировали фильм: Усатова там на месте. Причем она даже стала похожа на казахскую бабку (смеется), чему я сам удивился. Она настолько умело адаптируется и мимикрирует, что очень точно вошла в образ. С первого же дубля было понятно: Усатова - большой мастер своего дела.

Вся съемочная группа полюбила ее и относилась к актрисе подчеркнуто уважительно, но без превозношения. Прощальный ужин с пловом прошел в теплой атмосфере после тяжелого съемочного дня. Нина растрогалась и сказала, что ей очень понравилось у нас. Это сыграть невозможно: по глазам-то все видно. Главное - она не пожалела, что приехала сюда, хотя такая большая актриса снималась в роли второго плана. И, конечно, отрадно было услышать от Усатовой о ее желании еще поработать вместе.

 

Галина ЛЕОНОВА.

Фото автора.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить