Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Вс05052024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

«ГОРЕ ОТ УМА». КЛАССИКА ГЛАЗАМИ РЕЖИССЕРА ПОКОЛЕНИЯ NEXT*

* Поколение родившихся после 1981 года, встретивших новое тысячелетие в юном возрасте, характеризующееся в том числе глубокой вовлеченностью в цифровые технологии.

В Алматы на сцене «лермонтовки» состоялась долгожданная премьера трагикомедии «Горе от ума» в постановке молодого режиссера Гульназ Балпеисовой. Это не только особая, новая для нашего зрителя работа «казахской москвички», где в финале звучит песня Виктора Цоя (!), а еще и новый взгляд на классику, а для казахстанских актеров ­- на свой творческий потенциал.

Если кто подзабыл это произведение Александра Грибоедова из школьной программы, напомним: человек возвращается в дом, где, как ему кажется, его любят и ждут. Но у встречи горький привкус разочарования. Блудный сын пришелся не ко двору. Властей не признает и все такое. Всех тормошит, пытается обратить в свою веру, хотя и сам смертельно устал от своей неприкаянности…

В спектакле затронуты глубокие и серьезные темы ­- внутренняя эмиграция, конфликт отцов и детей, трагедия потерянного поколения. Так холодно и неуютно жить, когда все находятся в поисках семьи, тепла, домашнего очага, и при этом никто друг друга не обретает!

Сейчас ни Балпеисова, ни театральная труппа не берутся судить о результатах проделанной работы, предоставляя это право зрителям.

- Что это было для меня? -­ задумчиво произносит Гульназ. -­ Не могу сказать однозначно… Много разных чувств и эмоций. Но в целом обозначила бы так: «Неужели мы, пройдя все круги ада, доплыли до финала?»

Гульназ Балпеисова.

Репетиции начались в апреле, и Гульназ сразу задала московский темп. Впрочем, скорость то и дело сбивалась за счет каких-­то технических и организационных нестыковок. Но это лишь полбеды. Что стояло за многочасовыми репетициями и периодом притирки друг к другу актерского состава и режиссера, знают только они. Через что пришлось переступить каждому, чтобы понять и услышать друг друга (например, в силу разницы в возрасте) -­ тоже тайна за семью печатями. Но когда после премьеры именитые артисты с искренним восторгом в глазах требовали молодого режиссера на сцену, а зал аплодировал стоя и не хотел отпускать, было очевидно ­ искусство победило.

- Если бы в середине репетиций вы меня спросили, готова ли я поставить еще что-­то в Казахстане, я бы воскликнула, прямо как Чацкий: «Карету мне, карету!» А теперь, когда все позади, притормозила, -­ смеется Гульназ.

Для молодого режиссера есть два мнения, которые она ценит больше всего на свете, -­ мамы и своего главного учителя -­ руководителя Академического театра имени Вахтангова Римаса Туминаса, чью лабораторию-­мастеркую она блестяще окончила в прошлом году.

К сожалению, Римас Владимирович не смог приехать на премьеру ученицы, он в это время был с гастролями в США. Но обещал приехать инкогнито в Казахстан, чтобы тайно посмотреть спектакль, а потом вынести свой вердикт.

- Римас Туминас ­- литовец, и в числе его постулатов ­- обязательные постановки учеников на родине. Вообще, у нас много схожего, ­- поделилась Гульназ. -­ Он родился на хуторе, я -­ в ауле. Оба работаем в театральной столице. И «Горе от ума» был первым спектаклем Римаса Владимировича, который он поставил в Москве, в театре «Современник». Когда в сентябре прошлого года мне сказали поставить «Горе от ума», я ломала голову: не было ни образов, ни видения, я вообще не знала, как подступиться. Тогда Римас Владимирович подарил мне пьесу Грибоедова 1945 (!) года издания и сказал: «Не знаешь, как сделать? Это хорошо! Значит, почувствуешь. Все мои благословения с тобой!»

О своем учителе Гульназ, похоже, может говорить бесконечно. Его суровую школу хрупкая девушка прошла успешно. Первоначально в группе значились пять человек, но до выпуска дошли четверо, в том числе единственная в наборе представительница слабого пола -­ Гульназ.

- Образно говоря, мы репетировали с утра до вечера и с вечера до утра, -­ делится актриса Камилла Ермекова, блестяще исполнившая роль главной героини ­ Софьи Павловны. ­- Мы как будто в апреле вдохнули и только сейчас, после премьеры, выдохнули. Несмотря на то, что на данный момент я чувствую опустошенность и дикую усталость, в целом для меня это был бесценный опыт. Гульназ ­- большая умница. Она буквально накачивала нас своей энергией, харизмой. Это человек­-театр, который по­-новому открыл пьесу. Например, я обычно играю острохарактерных героинь, а тут ­ романтичная барышня. Неожиданно в ходе работы открываю для себя, что у нас много общего с Софьей. И это тоже заслуга Гульназ. Она каждый раз проводила аналогии с нашей жизнью, показывая, что это не просто классика, а спектакль про нашу жизнь -­ любовь, юношеский максимализм, интриги, ошибки, колкие слова. А как было у тебя? А какой может быть любовь в 17 лет -­ глупой, хрупкой, гордой? И каждый раз режиссер настраивала смотреть в корень. Особо хочу отметить работу по тексту. Гульназ смогла доступно донести большие монологи. Согласитесь, сейчас так не говорят. Современному человеку с клиповым сознанием сложно воспринимать большие высокопарные тексты. Режиссер смогла донести истинную красоту и поэзию речи.

Камилла Ермекова считает, что после первого спектакля оценить весь грандиозный замысел режиссера невозможно. И премьера ­- лишь рычаг, который запустил в движение сложный механизм, со временем каждая роль только будет раскрываться актерам.

- Премьера ­ это не финал, а лишь начало большой работы, -­ уверена и Гульназ Балпеисова. -­ Намного сложнее сохранить этот заряд на долгие годы.

На премьере были самые близкие и родные Гульназ Балпеисовой -­ мама и бабушка, которой уже за 80. «В Москву полететь уже не смогу. Но в Алматы к внучке обязательно приеду!» -­ решила аже и таким образом мощно поддержала любимицу. А мама после премьеры обняла дочку и сказала: «Поздравляю, это зрелая работа! Не зря ты пролила столько слез…»

Сейчас молодой режиссер вернулась в Москву, но она прилетит в Алматы на второй показ спектакля.

Из досье «КП»

Гульназ Балпеисова родилась 23 июля 1989 года в ауле Шынгырлау (Западно­Казахстанская область). В школу пошла в Актюбинске, куда переехала семья.

Гульназ очень любила рисовать, решила стать художницей и поехала поступать в Санкт­-Петербург. Но в поисках своего истинного призвания металась между Питером и Москвой, меняя институты и пробуя себя в разных сферах.

Узнав, что Римас Туминас набирает курс в Театральном институте Щукина, поехала к нему. Ее первая самостоятельная работа -­ спектакль «В Париже» по рассказам Ивана Бунина ­ в рамках проекта «Спектакли Мастерской Римаса Туминаса» была представлена в прошлом году на Новой сцене Вахтанговского театра. Позже состоялась премьера второй постановки Гульнас Балпеисовой ­ «Фрекен Жюли» по пьесе Стриндберга на сцене Первой студии Вахтанговского театра.

Где? Когда?

«Горе от ума»,

Театр им. Ю. Лермонтова,

30 июня, 19.00.

Карлыгаш НУРАЛИЕВА. 

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить