Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

ИГРАЯ НА СЦЕНЕ СУДЬБУ…

 

На этой неделе в Русском театре драмы им. Лермонтова сразу два юбиляра!

 

Празднуют 70-летие заслуженные артисты Казахстана Александр Зубов - 24 мая и Татьяна Банченко - 25 мая.

«Комсомолка» от имени всех своих читателей поздравляет любимых артистов!

 

ТАТЬЯНА БАНЧЕНКО: «ТЕАТР ДЛЯ МЕНЯ ВСЁ!»

 

 

- Татьяна Петровна, поздравляем вас! Помните, как пришли в театр?

- Меня с самого детства непреодолимо притягивало кино, я занималась в школьном театральном кружке, участвовала во всех школьных постановках. Как все девчонки, наверное, мечтала сняться в кино. Мне было лет 16, когда при казахстанском телевидении организовали самодеятельную студию киноактера под руководством Евгения Прасолова, главного режиссера республиканского телевидения. Поступила туда, пробившись через большой конкурс. В студии под профессиональным руководством мы постигали азы сценического мастерства, актерской профессии. Мне было 17 лет, когда я сыграла главную роль в телеспектакле, который показали по республиканскому телевидению. Нелли Омарова, знаменитый тогда диктор, поздравила меня с днем рождения с экрана телевизора. Отчетливо помню это ощущение счастья, гордости перед родителями, друзьями.

Это был мой первый серьезный опыт и первый успех. Затем поступила в Институт искусств им. Курмангазы на театральный факультет. Помню, после первого курса мы большой компанией, человек 15, дружно решили ехать поступать в Москву. Я, правда, побоялась сказать об этом маме и придумала, что еду в гости к тете на Украину, а в итоге вместе с подружкой оказалась в Москве. Как это принято, поступала сразу в два вуза - во ВГИК и в школу-студию МХАТ. У меня как-то сразу очень удачно пошло во ВГИКе, где легендарный Борис Андреевич Бабочкин набирал курс. Успешно прошла три отборочных тура и фактически уже поступила. В ведущий театральный вуз страны, где конкурс был просто запредельный! Но в итоге все уперлось в финансовый вопрос. В тот момент отцу одному приходилось кормить семью, троих детей, а жизнь в Москве всегда была дорогая, и он просто не потянул бы. Я посоветовалась с сестрой и решила уехать. Конечно, какое-то время жалела, но затем забыла об этом, как-то сразу затянула учеба в родном вузе, началась новая интересная жизнь. Кстати, после первого курса меня хотели отчислить! В экзаменационной комиссии заявили о несоответствии внешних и внутренних данных. Помню, завкафедрой встала за меня горой, попросила дать еще один шанс. А уже на втором курсе я училась только на «отлично».

- А какая роль у вас самая любимая?

- Я играла в спектакле «Два клена», где Баба-Яга спрашивала: «Любишь своих детей?» - «Люблю!» - «А кого больше?» - «А того, кому я сейчас нужнее». Так и роли - какую сейчас играешь, та на данный момент самая главная и любимая! Потому что живешь ей, все силы вкладываешь в нее, каждый раз хочешь удивить зрителей, которые, казалось бы, хорошо знают тебя. Потом приходит новая роль, и все повторяется! Я ведь сыграла больше 100 ролей, и каждая была по своему любимой, не могу выделить какую-то. Единственное… Все-таки выделю роль Жени Комельковой в спектакле по гениальной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Тогда она только появилась, сразу же оказала огромное впечатление на всех. Первым ее поставил Любимов в Театре на Таганке, а потом за нее начали хвататься все театры, и она с огромным успехом прошла по всей стране. Я была беременна, когда играла в этом спектакле, поэтому решила, кто бы ни родился, мальчик или девочка, назову Женей в честь Жени Комельковой. Так назвала моего второго сына Евгением. Вообще, это во многом была этапная роль для меня. В театре, как и в жизни в целом, есть этапы: играешь вначале эпизодические, небольшие роли, потом более сложные, потом главные, и вот с нее у меня и пошли серьезные роли. Из последних я очень люблю «Семейный портрет с посторонним» Лобозерова, где мы играем с Толоконниковым, «Пока она умирала», «Андалузское проклятие» Дмитрия Билова, «Ромео и Джульетта» Гиорги Маргвелашвили.

- Рубен Андриасян сказал, что был поражен, как вы сыграли Женю Комелькову…

- Вся моя сознательная творческая жизнь прошла с Рубеном Суреновичем, мы работаем вместе с 1974 года, за исключением небольшого периода. Я считаю его своим учителем по жизни и по театру и близким другом, мы дружим семьями, можно сказать, у нас родственные отношения. Ну представьте - больше 40 лет рядом, это целая жизнь.

- Кстати, как вам современная трактовка классики?

- Вы знаете, на первой репетиции я сказала Гиорги: «Опять этот современный взгляд, а зрители соскучились по классике, хотят посмотреть костюмы той эпохи, шпаги». А он мне ответил очень интересную вещь: «Для молодежи это все не будет близко, будет какой-то сказкой, а я хочу, чтобы в Ромео и Джульетте, в Меркуцио и других они узнавали своих сверстников, узнавали себя!» И ему удалось убедить меня. С ним было очень интересно работать, очень продуктивно! В прошлом году на Международном театральном фестивале «Свидания на Театральной» в Рязани наш спектакль «Ромео и Джульетта» занял первое место. Приз за лучшую женскую роль взяла Вика Павленко, а за лучшие роли второго плана наградили меня и Ирину Лебсак. Так же и с «Андалузским проклятием». Билову тоже все говорили: «Это же Испания, Гарсия Лорка, давай покажем испанский колорит!» А он в ответ: «Я хочу сделать спектакль, не привязываясь к месту или к национальности. Чтобы зритель видел, что такое могло произойти и здесь, и в Испании, и в любой другой стране».

- Есть у вас роли, которые вы мечтаете сыграть?

- В молодости хотелось сыграть очень много! Что-то сыграть получилось, например, Кабаниху в «Грозе». Там, кстати, моего сына играл Дима Билов, тогда молодой актер нашего театра, который впоследствии поставил «Андалузское проклятие» и «Маскарад». Мое желание сыграть Шарлотту в спектакле «Вишневый сад» тоже воплотилось в жизнь. А что-то, конечно, и не сбылось. На самом деле, все зависит от видения спектакля режиссером. Ведь бывает, что и актер вроде неплохой, и ему кажется, что сыграет эту роль он замечательно, но режиссер никак не видит его в ней. Когда становишься старше, понимаешь, что твои планы, мечты и желания - это, конечно, хорошо, но в театре и помимо тебя еще есть актеры. Сейчас у нас труппа сорок с лишним человек, а были труппы по 80-100 человек, и всем хочется играть, и у всех свои амбиции. Но когда ты молодой артист и тебя взяли в академический театр, ты уверен, что ты необыкновенно талантлив.

- Существует мнение, что однажды кино и телевидение вытеснят театр. Что скажете на это?

- Никогда такого не будет! Живые эмоции, которые перетекают со сцены в зал и обратно, обоюдный процесс обмена этими эмоциями, энергетикой, когда все вживую, ­ ничто не сможет этого заменить. Особенно это чувствуется на малой сцене, когда зритель чувствует твое дыхание, в упор видит твои глаза. Одно дело кино, а другое дело, когда зритель видит слезы и слышит смех артиста, чувствует его эмоции, сопереживает ему. Люди ведь приходят в театр не просто так, они приходят обменяться энергетикой. А кино, на мой взгляд, это в большей степени искусство режиссерское и операторское, нежели актерское. Театр никогда не умрет, как он был в Древней Греции тысячи лет назад, так он существует теперь и будет, пока есть зритель.

- Об актерской жизни ходит огромное количество баек. А у вас бывали смешные случаи в театре?

- Да полно таких моментов! Играли мы спектакль «Два клена» вместе с Кларой Ушаковой, я - Баба­Яга, она - Василиса Прекрасная. И вот по ходу спектакля она читает текст: «Прибежал тот конь, стремена звенят, глянул на меня конь, ударился об землю и весь воздух из него вышел…» Мы, естественно, все просто затряслись от смеха. Но хохотали уже потом, за кулисами.

- Что, по-вашему, в актерской профессии главное?

­ Раньше всегда говорили, что в актерском ремесле главное ­- это вера в предлагаемые обстоятельства. Актер должен, как ребенок, верить в то, что показывает на сцене, тогда в это поверит и зритель.

- Татьяна Петровна, а кто на вашу судьбу оказал наибольшее влияние?

­ В жизни ­ моя семья, папа с мамой, они 58 лет прожили вместе и своим примером заложили в меня понятия, что семья ­ это свято, что это надежный тыл. Я так же постаралась воспитать двоих своих сыновей, а они отблагодарили меня, подарив пять чудесных внуков. А что касается профессии, то есть масса актеров, с которых я брала пример. Фаина Раневская всегда была для меня эталоном актерской игры. Многое берешь и от партнера, с которым играешь, а мне очень везло с ними! Когда я только начинала карьеру, в ТЮЗе была замечательная актриса-травести Ольга Решетниченко, великолепные актеры Попов, Диордиев, Померанцев, Толоконников. Работать рядом с ними было одно удовольствие.

- И в завершение - что для вас театр?

- Дом и семья. Театр меня спасает, он дает мне возможность жить, дает силы преодолевать любые жизненные невзгоды и неурядицы. Дает веру, надежду на то, что лучшее будет, потому что, как говорил Карцев, хуже уже некуда (смеется). Театр для меня всё, если сказать одним словом.

 

АЛЕКСАНДР ЗУБОВ: «СЫГРАЛ НА СЦЕНЕ ВСЕХ ЦАРЕЙ!»

 

 

- Александр Александрович, знаю, что ваш путь к искусству не был простым…

- Да уж, простым его не назовешь. Но и случайным тоже! Все было предопределено. Я окончил политехнический институт в Тюмени, пошел работать на завод слесарем, затем конструктором, механиком на обувной фабрике. Но все время чувствовал, что меня влечет к сцене, к театру. Тогда была очень развита художественная самодеятельность, и я начал играть в народном театре. Попробовал себя в нескольких спектаклях и почувствовал - это мое. На международном конкурсе народных театров за роль Сафонова в спектакле «Русские люди» Константина Симонова я получил диплом лауреата. Председателем жюри был главный режиссер Тюменского областного драмтеатра, он и предложил мне работать на профессиональной сцене. Я не сомневался ни минуты! На заводе моя зарплата была намного больше, и чтобы кормить семью, я подрабатывал помощником режиссера, монтировщиком сцены, осветителем, хватался за все, что можно. Так что узнал специфику театра досконально, до мельчайших подробностей.

- А насколько для актера важно образование?

- Я считаю, без школы обойтись нельзя. Когда служил в Тюменском театре, поступил в филиал Свердловского театрального училища и отучился в нем 4 года, параллельно работая в театре. Потом, когда приехал в Алма-Ату, окончил еще и театральный факультет Академии искусств им. Жургенова.

- А как попали в театр Лермонтова?

- В 1975-м году режиссер Валерий Ванярха пригласил меня в Петропавловский театр драмы на роль Плужникова в спектакле по пьесе Бориса Васильева «В списках не значился». Я набросился с таким звериным азартом на эту роль! Затем были роли Тристана в «Тристане и Изольде» и Звонарева в «Порт-Артуре». На гастролях в Алма-Ате меня заметили и предложили перейти в Русский театр драмы им. Лермонтова. Следующей этапной ролью стала роль Ленина в спектакле «Синие кони на красной траве» Шатрова. Спектакль был необычен своим образом Ленина, не было ни намека на типичный облик, к которому все привыкли: невысокий, лысый, картавый. А потом уже, как говорил один небезызвестный генсек, процесс пошел - одна интересная роль сменяла другую.

- Что, на ваш взгляд, самое важное в актерском ремесле?

- Во-первых, любовь к профессии, к театру. Театр не должен занимать какое-то место в жизни, он и должен быть твоей жизнью. Во-вторых, актерское образование - это основа мастерства. И, в-третьих, это навык, профессиональный рост, который появляется, чем больше ролей ты сыграешь. Вы знаете, у нас некоторых молодых актеров называют «штаны». Ничего особенного в профессии они из себя не представляют, просто бегают с алебардой и все. А нужно, чтобы актер постоянно рос над собой. Вот сейчас молодые актеры, которые пришли в наш театр, - Вика Павленко, Роман Жуков и другие - это не «штаны», это хорошие, цельные актеры, с которыми приятно работать.

- Ваша семья имеет отношение к театру?

- А как иначе? У нас самая настоящая театральная семья. Жена - художник по гриму. Мы с ней очень хорошо понимаем друг друга, как говорится, дышим одним воздухом. Сын Илья выучился на режиссера, работает в нашем театре, а параллельно - в экспериментальном театре «Арт-убежище Бункер». Мне приятно видеть, как он растет профессионально и с каким интересом и желанием работает, как он живет сценой. Иначе и не могло быть - театр с ранних лет был его домом, он вырос в нем. Он вообще выучился на дизайнера. Но, наверное, понимал, что занимается не тем, и когда узнал, что Рубен Андриасян набирает актерско-режиссерский курс, бросил все и пришел к нему. Когда я его спросил тогда, хорошо ли он подумал, он ответил - это моя судьба.

- Александр Александрович, говорят, у вас амплуа - цари да вожди…

- Сыграл всех, до кого дотянулся (смеется). Царя - в «Коньке-горбунке», Ленина - в спектакле «Синие кони на красной траве», короля Георга IV - в спектакле «Кин IV». Довелось сыграть и Хрущева на дне рождения у нашего президента. Нурсултану Абишевичу тогда исполнился 61 год. Помню, по сценарию в одном кармане у меня была бутыль, в другом - початок кукурузы. Я подошел к Назарбаеву, он, естественно, сидел в центре стола и, как в той знаменитой сцене на трибуне ООН, снял туфлю и начал стучать по столу со словами: «Я вам покажу кузькину мать!» Нурсултан Абишевич - человек с юмором, помню, очень долго смеялся.

- А какую свою роль любите больше всего?

- Все свои роли люблю, в каждую вложил себя. Очень важен для меня спектакль «Цена», в котором я работал с Юрием Борисовичем Померанцевым. Для меня было большое счастье и огромная честь работать с таким мастером. Сейчас больше всего меня радует спектакль «Продавец дождя», я с удовольствием иду на него, встречаюсь с партнерами, смотрю им в глаза и просто радуюсь, что эти актеры работают со мной. Это чудо, когда мы на сцене превращаемся в единый организм. Для меня это просто счастье. Я вообще счастливый человек. Мне в жизни приходилось работать с огромным количеством интересных талантливых людей. Я очень уважаю Владимира Еремина, с которым имел честь работать, он сценарист чудесных картин, таких как «Хочу в тюрьму», «Брестская крепость». Дмитрий Билов когда-то работал у нас актером, а сейчас известный театральный режиссер. Это, конечно, наш худрук Рубен Андриасян, с которым я работаю вместе уже очень много лет, и многие другие.

 

СЛОВО - МЭТРУ

 

Рубен АНДРИАСЯН, художественный руководитель Русского театра драмы им. Лермонтова:

- С Таней Банченко мы работаем очень много лет. В 1974 году меня назначили главным режиссером ТЮЗа, с этого времени и началась наша совместная работа. Но заметил я ее задолго до этого, очень мне она понравилась в роли Жени Комельковой в спектакле «А зори здесь тихие». А первое наше знакомство состоялось следующим образом. Я ставил спектакль «Молодая гвардия» по пьесе Анатолия Алексина с песнями на стихи Роберта Рождественского, и мне нужна была актриса, которая могла бы не просто спеть, а продолжать действие спектакля этими песнями, которые входили в контекст спектакля, как действующее лицо. Провел кастинг и сразу понял, что лучше ее на эту роль не найду никого. У нее прекрасный голос, она очень музыкальная, очень эмоциональная в процессе вокала.

Помню забавный случай, когда мы только познакомились. Таня подходит ко мне, чтобы отпроситься на юбилей отца, такая высокая, красивая и в то же время краснеющая от смущения, что-то тихонько бормочет под нос и машинально начинает откручивать мне пуговицу на пиджаке, в конце концов, откручивает ее с корнем... Вот так началось наше знакомство. Потом мы тесно сотрудничали в огромном количестве спектаклей: вначале - в ТЮЗе, потом - в театре Лермонтова. Знаете, в чем разница между хорошим профессиональным артистом и артистом по-настоящему талантливым? Профессиональный артист хорошо играет роль, а талантливый играет судьбу. Вот Таня играет судьбу.

Очень хорошо помню, и когда впервые увидел на сцене Александра Зубова. Я тогда работал в ТЮЗе, и знакомый режиссер пригласил меня посмотреть какого-то молодого талантливого артиста. Саша играл Плужникова, центральную роль в спектакле о Брестской крепости. Он меня по-настоящему поразил тогда. Бывают люди, которых увидишь и проходишь мимо, а Сашу я запомнил сразу. Потому что, повторюсь, он тоже играл судьбу. Судьбу человека, который готов пожертвовать своей жизнью, пойти до конца, лишь бы не дать врагу шагать по нашей земле. У него есть своя сверхзадача человеческая, и он должен ее выполнить. И Саша сыграл эту роль на все сто!

Мои актеры говорят, что я строгий руководитель. У меня действительно есть любимое выражение ­ «Артист - продукт нежный, скоропортящийся, поэтому надо его держать в холоде». Но в то же время все они знают, как я их люблю и что нет для меня никого дороже. А нашим дорогим именинникам я скажу: «Вы нужны театру, нужны зрителю, который вас встречает и провожает громом оваций!». Ведь в театре мы работаем не за высокие звания и не за зарплату, о которой иногда не очень удобно говорить, а для зрителя. Когда артист выходит на сцену, он становится властелином аудитории, которая благодаря ему дышит любовью, смеется и плачет.

 

Павел ЗЛОБИН.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить