ВЕЛИКИЙ КОСТЮМЕР, КОТОРЫЙ ВИДЕЛ ИНЫЕ МИРЫ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 1144
-
17 Май 2017
К 50-летию со дня смерти неординарного художника в Государственном музее искусств РК им. А.Кастеева открылась выставка «Звездная чаша Сергея Калмыкова».
Именно в стенах Музея искусств более полувека бережно хранится крупнейшая в мире коллекция произведений этого интересного и своеобразного художника - 1110 работ, которые раскрывают многие грани его неординарной личности.
- Когда в 1967 году Калмыков умер, одной из первых доступ в его квартиру получила тогдашний директор Музея имени Кастеева Любовь Плахотная, именно благодаря ее стараниям работы сохранились до наших дней и стали всеобщим достоянием, - рассказала искусствовед Валентина Бучинская. - Жил Калмыков бедно, многие работы хранились прямо на полу. Он рисовал не только на холсте. Когда не хватало денег, брал куски обычного картона и выражал свое мироощущение на них. Часто использовал подручные средства, рисовал на обрывках, географических картах, оберточной бумаге. Калмыков был не просто художником, а настоящим интеллигентом. У него была богатейшая библиотека, он в первую очередь всегда покупал книги. Когда мы просматривали его записи, поняли, что он большую часть денег тратил на них. Например, рубль - на хлеб и молоко, а остальное - на покупку книг, полотен, кистей и краски.
Сама Бучинская впервые познакомилась с работами Калмыкова на первой посмертной выставке художника в 1968 году в галерее им. Тараса Шевченко в Алма-Ате. И сразу влюбилась в его произведения. Она настолько чувствует его энергетику и необычный стиль, что посвятила изучению его творчества многие годы, а говорить об экстравагантном художнике может часами.
- Сергей Иванович жил сразу в нескольких мирах и мыслил в нескольких измерениях! - уверена она. - Я лично общалась с нейрохирургами, которые увидели в его произведениях некую связь с клетками головного мозга, а эзотерики уверены, что картины Сергея Ивановича несут особую энергетику. Калмыкова волновало будущее и прошлое, космос и атом, мир и война. Одни только названия его картин говорят сами за себя: «Страхилади», «Бегущее время», «Лунный завтрак», «Человек с орденом мухи», «Звездная чаша» и т.д. Кто-то акцентирует внимание на его эпатажном виде, а мне намного важнее красота картин, удивительное сочетание цветов и плавность линий. Он все время экспериментировал с различными материалами, формами полотна. Например, писал неканонические для того времени треугольные или круглые работы, часто включал в свои работы текст и почти всегда писал прямо на картине дату ее создания - день, месяц и год. У него были целые альбомы круглой и треугольной формы, сшитые вручную. Например, круглые формы он ассоциировал с Луной и предполагал, что жители Луны лучше воспримут наш город именно в таком виде. А какие декорации он рисовал в Оперном театре - это настоящие шедевры! С одной стороны была декорация для оперы «Кармен», а если перевернуть, то выходили декорации для «Щелкунчика». Мне рассказывали, что, когда открывали занавес, у зрителей мороз пробегал по коже. Например, к опере «Князь Игорь» он нарисовал красную юрту, которая смотрелась, как космический корабль. К сожалению, декорации не сохранились, но осталось множество эскизов.
Историки и искусствоведы до сих пор спорят, был ли он действительно человеком не от мира сего или ловко скрывался за яркими маскарадными костюмами от тюрьмы. В 1935 году, когда усилилась цензура и прошли чистки в рядах интеллигенции, Сергей Калмыков переехал из Оренбурга в Алма-Ату.
- Живи он в Москве или Ленинграде, за творчество, которое он мог позволить себе здесь, в казахской столице, там его отправили бы в тюрьму, - продолжает искусствовед. - И хотя, по большому счету, вести беседы ему было практически не с кем, он через свои картины вел воображаемые диалоги с Леонардо да Винчи, Эдгаром Дега, Гогеном и Малевичем.
Калмыков часто рисовал на улицах и в парках города. Особенно после выхода на пенсию. И со временем стал городской легендой из-за своих экстравагантных нарядов и эксцентричного поведения. «Широченные штаны, раскрашенные акварелью под закат, оголтело желтый сюртук, буро-седые волосы по плечам, и в довершение ансамбля необъятная бескозырка без лент, но с красным верхом. Всегда сутулясь, не поднимая глаз, он брел по своим непонятным делам, придерживая у бедра холщовую сумку», - так описывал его известный прозаик Юрий Домбровский.
Искусствовед Ермек Жангельдин хорошо помнит, как художник бродил в одиночестве по Алматы, так как горожане к нему не решались подойти.
- Мы тогда были мальчишками и часто гуляли вокруг Оперного театра. Калмыков выходил из здания театра, где работал художником-постановщиком, садился на ступеньки и рисовал. Нам были, конечно, в диковинку его яркие наряды, часть которых он наверняка заимствовал в костюмерной. Мы шли за ним по пятам и дразнили. А он улыбался и говорил, что если прилетят марсиане, то обязательно заметят в серой толпе именно его. Наряды и шляпы были разные, но неизменным атрибутом была большая сумка через плечо, в которой он носил свои холсты, альбомы, кисти и т.д. Намного позже, когда я стал искусствоведом, оценил его необычные работы. И теперь не представляю Алматы без Калмыкова. Это наша гордость, наше достояние и яркая часть истории нашего города.
После выхода на пенсию в 1962 году Калмыков испытывал материальные проблемы, сидел на хлебе с молоком месяцами, изредка ел кашу и не признавал другую еду. И, тем не менее, непрерывно создавал все новые и новые работы. По одной версии, незадолго до смерти художник был помещен в психиатрическую больницу, где вскоре умер. По другой - он скончался в своей комнате-конуре в полном одиночестве, потому что несколько дней до этого не выходил из дома, что не вызвало обеспокоенности у его знакомых: художник так поступал довольно часто, когда творил.
- У Калмыкова не было ни супруги, ни детей. И место его захоронения неизвестно. Мы много раз пытались найти его могилу, но тщетно. А я и не удивлюсь, если ее и не было вовсе, - продолжает Бучинская. - В своих рукописях он писал: «Меня считают сумасшедшим, но я не сумасшедший. Я вижу иные миры».
Музой Калмыкова была некая Ольга Алексеевна Шпилько, которой он посвятил многие картины. Себя же называл Великим костюмером, а в своих произведениях часто рисовал образ девушек на сцене и называл их дочерьми Великого костюмера. Последняя запись, найденная в его дневнике, как нельзя лучше характеризует его философию и отношение к жизни: «Что мне какой-то там театр? Или цирк? Для меня вся жизнь - театр».
Произведения Калмыкова не имеют прямых аналогий в истории мирового искусства. В ходе своей творческой деятельности Калмыков выработал оригинальный стиль живописи, иногда именуемый «фантастическим экспрессионизмом». Малоизвестный и непризнанный в течение жизни и практически всеми заброшенный в конце, Калмыков в настоящее время считается одним из важнейших представителей русского авангардного искусства, автором более полутора тысяч картин, рисунков, иллюстраций, театральных декораций и литературных текстов.
ДОСЛОВНО
«Вот представьте-ка себе, из глубины вселенной смотрит миллион глаз, и что они видят? Ползет и ползет по земле какая-то скучная одноцветная серая масса - и вдруг как выстрел - яркое красочное пятно! Это я вышел на улицу».
Сергей Калмыков.
МЕЖДУ ТЕМ
В день открытия выставки прошла презентация научного каталога «Сергей Калмыков». Впервые в истории Казахстана издано полное иллюстрированное научное издание каталога живописи и графики работ известного художника, наследие которого вот уже многие годы привлекает не одно поколение специалистов и любителей искусства. В связи с тем, что коллекция Калмыкова представляет отдельный пласт в истории изобразительного искусства Казахстана и содержит большое количество экспонатов, издание вышло отдельным томом, посвященным его творчеству в
Алматы.
Выставка «Звездная чаша Сергея Калмыкова» продлится с 13 мая по 30 июля.
ИЗ ДОСЬЕ «КП
Сергей Иванович Калмыков (6 октября 1891 - 27 апреля 1967) - российский, затем советский казахстанский художник, иллюстратор, декоратор, писатель. Родился в Самарканде, вскоре после его рождения семья переехала в Оренбург, где он впоследствии окончил гимназию. В 1909-1910 гг. Калмыков жил в Москве, где посещал курсы Московской школы живописи, ваяния и зодчества. В 1926 году, после Октябрьской революции, Калмыков возвращается в Оренбург, где работает декоратором, оформителем парадов и демонстраций, читает лекции и продолжает писать свои работы. В 1935 году Сергей Калмыков переехал в Алма-Ату по приглашению недавно открывшегося Музыкального театра Алма-Аты, который позднее стал Казахским академическим театром оперы и балета им. Абая. Он проработал в этом театре до выхода на пенсию в 1962 году и создал большое количество театральных декораций и иллюстраций к постановкам. Параллельно с деятельностью сценографа Калмыков занимался станковой живописью и графикой. Занимался офортом, монотипией.