«ОРАЛМАН» ПРИЗНАН ЛУЧШИМ ФИЛЬМОМ АЗИИ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 776
-
05 Май 2017
Фильм «Оралман» Сабита Курманбекова завоевал Гран-при и статуэтку Серебряного Симурга на Международном кинофестивале «Фаджр» как «Лучший азиатский фильм». Ранее казахстанские картины были отмечены в разных номинациях, но такой высокой награды отечественная работа удостоена впервые. «Фаджр» - это кинофестиваль с многолетней историей, который проходит в Иране. В этом году он отметил свое 35-летие.
В центре сюжета семья оралманов из Афганистана, покинувшая Казахстан в 30-е годы прошлого века. По возвращении на историческую Родину спустя несколько десятков лет они увидели совершенно другую картину жизни, чем рисовали себе в мечтах. По направлению миграционной полиции семья едет жить в село Торетам, неподалеку от космодрома Байконур. Родной край встречает их суровыми буднями. Вместо ожидаемых травы по пояс, рек с хрустально чистой водой и тучных стад овец они видят унылую заснеженную степь. Вокруг стоят различные радиолокационные сооружения, спутниковые антенны и взлетают ракеты. Несмотря на все это, они начинают обустраиваться, не ропща на судьбу. Однако по мере развития событий оралманы понимают, что главное богатство Казахстана осталось неизменным - это душевные и сердечные люди.
Сценарий фильма был написан четыре года назад, но из-за занятости режиссера в других картинах к съемкам приступили лишь зимой прошлого года.
- Многое из того, что было задумано изначально, осталось за кадром, так как съемки проходили зимой и не было соответствующего антуража, - говорит автор сценария Нурлан Санжар.
Некоторые эпизоды родились спонтанно прямо во время съемок. Например, бетонные юрты, на которые режиссер неожиданно наткнулся на месте дислокации картины, принадлежали какому-то кафе. Однако режиссер Сабит Курманбеков увидел в этом аллегорию.
- Юрта - символ нашей национальной культуры, а то, что она стала бетонной, говорит о том, что Казахстан сильно отошел от своих корней, это уже далеко не чистая степная страна, - подчеркнул режиссер.
Из-за ограниченного бюджета часть съемок проводилась не в Афганистане, а в заброшенном ауле Таджикистана. Вся съемочная группа была поражена двумя вещами - очень низким экономическим уровнем жизни местного населения и одновременно душевностью и благородством души.
Победа картины «Оралман» на фестивале в Иране уже принесла первые плоды - ею заинтересовались зарубежные кинокомпании и готовы показывать у себя. Однако творческая группа сильно переживает, как сложится судьба проката в Казахстане.
- Мы очень хотим, чтобы «Оралман» посмотрели в каждом ауле. А для этого фильм нужно сначала показать нашим депутатам, - подчеркивает сценарист, - он совершенно не похож на фильмы-однодневки и с честью несет марку «Казахфильма».
На широкий экран картина выйдет или в мае, или после сезона летних отпусков осенью этого года.
МЕЖДУ ТЕМ
Сабит Курманбеков известен больше как художник-постановщик. В этом качестве он работал над такими картинами, как «Конечная остановка», «Суржекей - ангел смерти», «Миссия Красного Креста», «Кардиограмма», «Кочевники», трилогия «Путь Лидера» и многие другие. А на фестивале во французском Нанте он получил главную премию за лучшую мужскую роль в фильме «Аксуат».
Однако сейчас Курманбеков больше занимается режиссурой. «Оралман» его четвертая картина, ранее он снял ленты «Трасса», «Секер» и «Нежданная любовь».
Карлыгаш НУРАЛИЕВА