МАЙЛЕН ТЛЕУБАЕВ: «ОТЕЦ СУМЕЛ СОХРАНИТЬ В СЕБЕ ЧАСТИЧКУ РЕБЕНКА»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 1748
-
01 Март 2017
У Майлена (на фото слева), как и у его отца Минтая, очень сложная судьба. Они оба выбрали балет, который стал делом их жизни.
facebook.com
В этом году заслуженному деятелю искусств КазССР, режиссеру, балетмейстеру, лауреату премии Ленинского комсомола, профессору Минтаю Тлеубаеву исполнилось бы 70 лет.
На днях в Казахской государственной филармонии им. Жамбыла в Алматы прошел вечер его памяти. А с «Комсомолкой» воспоминаниями о талантливом отце поделился его сын Майлен Тлеубаев.
На протяжении десятилетий активной творческой деятельности Минтай Женельевич был новатором своего времени и первооткрывателем многих жанров в хореографическом искусстве. Он выступал режиссером важнейших для Казахстана мероприятий правительственного уровня как внутри страны, так и за ее пределами. Мастер воспитал плеяду режиссеров и хореографов, которые сегодня стали ведущими специалистами в балетном, цирковом и театральном искусстве Казахстана. Минтай Тлеубаев вошел в созвездие «серых кардиналов» казахстанского искусства, чье творчество повлияло на мировосприятие нескольких поколений.
Летопись жизни Минтая Тлеубаева является примером для тех, кто рискнул выбрать своей стезей прекрасное, уникальное, но в то же время жестокое искусство хореографии. Зритель, как правило, видит на сцене нечто фееричное, воздушное, завораживающее, а, значит, нереальное. А то, что за этим «нереальным» кроется тяжкий труд, пот и нередко слезы, мало кому известно. Закулисье - жизнь и воздух создателей праздника, таких, каким был Минтай Тлеубаев, большим тружеником и очень счастливым человеком. Преодолев все препятствия, он сумел подняться на вершину своего творчества. И не только подняться, но и удержаться, а это удается далеко не всем, даже самым одаренным.
Его сын Майлен Тлеубаев - тоже артист балета, балетмейстер, дипломант и призер международных конкурсов, ведущий солист Нового Национального театра Токио.
- Прежде всего я очень хотел бы поблагодарить за прошедший вечер памяти всех тех, кто принял участие в нем. Меня переполняют чувства. Спасибо, что вы помните и любите моего отца, для нас, для его семьи этот вечер - неоценимый подарок, - отметил Майлен Тлеубаев.
- Майлен, поделитесь детскими воспоминаниями об отце.
- У меня очень много хороших воспоминаний о нем. Он всегда появлялся внезапно и умел меня удивлять. Он действительно понимал душу ребенка, поэтому закономерно, что отец немало работал именно с детьми. Помню такой случай. Мы с бабушкой шли домой, и тут кто-то выскакивает из-за угла с игрушечным пистолетом и «стреляет» в нас. Это был папа. Он приехал без предупреждения, как снег на голову свалился, подарил мне тот самый советский кремниевый пистолет. После, уже повзрослев, многие говорили об отце, что он сумел оставить в себе частичку ребенка. И это было видно. Например, он никогда не кричал и не унижал никоим образом ребят на репетициях, говорил с детьми на равных. И они ему отвечали доверием, всегда слушали его подсказки. Поэтому вполне закономерно, что у него настолько удачно получились такие номера, как «Королевские пингвины», «Маленькая серенада Моцарта», «Полонез» и многие другие.
- Вы сами успели поработать под руководством отца?
- Конечно! Я, например, был первым исполнителем «Маленькой серенады Моцарта», участвовал в концертном номере «Сюрприз», нас даже тогда снимало телевидение. Для меня была большая ответственность - выступать под руководством отца, тем более он поставил мне на конкурс номер «Каменный идол». И, несмотря на то, что к тому времени он закончил артистическую карьеру, сам показал мне, как нужно его выполнять. Потом я уехал учиться в Санкт-Петербург, и наши творческие пути шли параллельно. Отец часто приезжал ко мне, смотрел мои отчетные концерты и выпускные спектакли и всячески поддерживал меня.
- Как думаете, у вас мог быть другой выбор, кроме балета?
- Выбор есть всегда, но свершилось то, что свершилось. Я не люблю смотреть назад. Как и мой отец, я люблю смотреть вперед. Моя дочь тоже занимается балетом, она решила пойти по стопам своего дедушки и моим. Ей очень нравится заниматься этим видом искусства. Сегодня мы решили показать алматинским зрителям дуэт «Светлый путь», посвященный памяти отца. Музыку к этому произведению написал мой старший брат Марат, а я поставил хореографию.
- Как получилось, что вы уехали почти на край света - в Японию?
- Да, моя судьба сложилась так, что я живу в Японии уже 15 лет. Все как-то странно вышло… Когда мы с братом были маленькие, отец то ли в шутку, то ли всерьез говорил - женитесь на японках, они послушные, что-то еще, я сейчас уже не помню. И вот судьба сложилась так, что моя жена - японка. Еще на свадьбе я отцу сказал, мол, ты говорил, и я выполнил, и я очень рад (смеется).
- А какой балет в Японии?
- Интересно, что там развит балет не только профессиональный, но и любительский. Но и там, и там уровень очень высокий! В стране очень много танцевальных коллективов. Они очень любят этот вид искусства, серьезно относятся к делу, есть дисциплина, за это я очень уважаю японцев.
- А вы следите за развитием нашего балета? Часто получается бывать в Казахстане?
- Я приезжаю в Казахстан периодически, мне очень важно отдавать дань памяти отцу. Да, это тоже моя родина, я родился в Ленинграде, но ощущаю себя прежде всего казахстанцем. Почти в каждый мой приезд я прихожу в родное Алматинское хореографическое училище им. Селезнева, где делал первые шаги в балете, делюсь опытом с ребятами.
- Помимо балета вы долгое время занимаетесь айкидо. Как удается совмещать эти направления?
- Думаю, важно понимать, что айкидо - не спорт, а искусство. С тех пор, как я стал заниматься айкидо, я более уверенно почувствовал себя на сцене. Ведь в айкидо ты работаешь с партнером, и нужно контролировать себя, важна взаимосвязь, все это не менее важно и в балете.
Алмат ТЕМИРТАСОВ.