Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

Адресный стол как примета большого города

Все больше фактов указывают на особое предназначение Верного, словно какие—то высшие силы помогали ему быстрее развиваться и благоустраи­ваться. Еще одно подтверждение этому — открытие адресного стола, который, вообще—то, имели обыкновение устраивать в крупных городах, и Верному в этом смысле рассчитывать было не на что. Но только на первый взгляд.

 

Где эта улица, где этот дом и все остальное?

В сентябре 1909 года полицеймейстер Верного подал рапорт г—ну Военному губернатору Семиреченской области. В рапорте он писал, что «прогрессивный рост населения в Верном и Больше—Алматинской станице весьма затрудняет чинов вверенной мне полиции успешно производить розыски лиц, необходимых по касающимся к ним делам. Сплошь и рядом приходится тратить несколько дней на розыск проживающего в Верном или подведомственной мне Больше—Алматинской станице лица. А в последнее время здесь очень энергично поселяется приезжий элемент народонаселения, которое продолжительное время остается для местных старожилов неизвестным. Подобные розыски ложатся весьма тяжелым бременем на чинов вверенной мне полиции, которые, приняв во внимание малочисленность их, не успевают разбираться в поступающих к ним бумагах и вынуждены относиться к ним поверхностно, иначе не хватало бы времени для несения наружной службы. Очень часто приходится слышать неудовольствия, как постоянных жителей, так и приезжающих, по несколько дней отыскивающих безрезультатно квартиру необходимого лица».

altПо мнению полицеймейстера, неудовольствия эти легко можно было устранить при наличии адресного стола, «который, безусловно, принесет ничем не заменимую пользу, и время которого в Верном, как областного города с населением более 40 000 жителей разных сословий, давно уже настало». К докладу полицеймейстер приложил «выработанные правила учреждения адресного стола и форм домовых книг и адресных листков».

В Верном и правда, кого только не разыскивали! Например, в 1903 году было заведено дело о розыске корреспондента английской газеты «Таймс» Чироля: «По частным сведениям, полученным из Лондона, корреспондент газеты «Таймс», человек очень способный и ловкий, отправился в Китай, с явным поручением открыть новые рынки для английской производительности. В действительности же на него возложено Великобританским правительством создать нам затруднения на крайнем Востоке, для каковой цели он снабжен значительными средствами». При обнаружении Чиролю должны были «предложить немедленно оставить пределы Империи».

В 1903—04 годах искали террориста Марио Манцини. Российская империя была огромна, а лица, находящиеся в розыске, могли появиться где угодно. «По полученным из МВД сведениям, проживавший в Северной Америке, в штате Вашингтон, г. Сетле некий террорист Марио Манцини около трех недель тому назад получил поручение поехать в Сибирь. Названый Манцини находится в постоянных отношениях с опасным анархистом Чианкабилла, вследствие чего может въехать в Россию для совершения террористических предприятий».

В том же году в полицейское управление Верного пришла ориентировка о розыске мещанина города Васильева Киевской губернии Янкеля Гальперина. Его обвиняли в участии в преступной демонстрации в Екатеринославе в 1902 году. Он был отдан на поручительство, но в назначенный срок не явился в заседание…

Но кроме шпионов и террористов  по азиатским степям колесили ученые и артисты. Так, был тут американский подданный, естествоиспытатель Франк Мейер. Путь его пролегал через «Асхабад, Мерв, Чарджуй, Бухару, Хисские горы, Самарканд, Ташкент, Верный, Пржевальск». Ему было разрешено «производить фотографические снимки с растений, деревьев и разных предметов, интересующих его с точки зрения как научной, так и художественной».

Среднюю Азию посещали представители Италии, Великобритании, Германии и других стран. Загадочный итальянско—подданный Валентин Бильяни посещал Туркестанский край «для гастролей в качестве трансформатора».

Поэтому устройство адресного стола в Верном действительно было делом важным и необходимым.

И вот 18 декабря 1909 года решение Верненской городской Думы об учреждении при городской полиции адресного стола было одобрено Военным губернатором и сдано для отпечатывания в «Семиреченских областных ведомостях».

Из истории современной миграционной полиции

Были, разумеется, составлены правила работы адресного стола. Здесь обязаны были выдавать справки о месте жительства altразыскиваемых лиц и снабжать домовладельцев домовыми книгами и адресными листками установленного образца. Плата была такой: справка о местожительстве стоила 5 копеек, домовая книга в 50 листов — 80 копеек, листки для гостиниц — от 10 до 20 копеек в зависимости от разряда, для обыкновенных домов — 2 копейки.

Согласно правилам все лица, включая домовладельцев, должны были вноситься в домовую книгу, за исключением детей младше 16 лет. Лица, прибывшие в дом на местожительство, должны были быть немедленно внесены в домовые книги и в листки, которые необходимо было предоставить в адресный стол в течение 24 часов. За неправильное ведение домовой книги или отступление от преподанного порядка домовладелец отвечал в административном порядке.

Однако уже в начале года граждане Верного стали жаловаться и подавать заявления, чтобы установленные правила пересмотрели, так как «учреждение адресного стола в Верном на тех основаниях, на каких он принят, является крайне тяжелым бременем для состоятельных классов, не говоря о бедноте. Обыватель должен бросать все свои дела и являться в полицию, чтобы заявить о прибывшем к нему лице и провести несколько часов в ожидании записи. Таким образом, теряется у обывателя рабочее время, а почти все население Верного состоит из рабочего класса, что вредно отзывается на состоянии обывателя». Также выяснилось, что большинство домовладельцев безграмотно, и ни книг, ни листов по адресному столу вести не может. И это дело возложили на уличных городовых.

Но мир и согласие после этого в городе не наступили. Почему—то верненский полицеймейстер продолжал требовать от домовладельцев личного представления в адресный стол листков с прибывших и выбывших, а неисполняющих требование привлекать к ответственности. Это обстоятельство вызвало новую волну жалоб от горожан. Ко всему прочему, со стороны большинства домовладельцев, занимающихся личным трудом, извозом, землепашеством, поступали в Управу «просьбы об избавлении их от исполнения обязанностей по адресному столу, как для них ввиду рода занятий непосильной, совершенно неприменимой в здешнем городе и не имеющей никакого практического значения».

И в подтверждение этому вспомнили, что «насколько известно из законодательной практики, адресные столы учреждаются в больших населенных центрах, как например, Петербурге, Москве, Одессе и т.д. Где население достигает сотней тысяч, постоянно масса прибывающих и выбывающих, и в одном доме проживают сотни квартирантов, дающих домовладельцу возможность иметь отдельные домовые конторы, управляющих, дворников, на обязанности которых возлагается ведение домовых книг и составление адресных листков. Здесь же, в Верном, в домах проживают в большинстве сами домохозяева, а в некоторых не более одного квартиранта, а число прибывших и выбывших так незначительно, что регистрация их совершенно излишня».

После многочисленных прений Семиреченское областное по городским делам присутствие приняло решение отменить как незаконное постановление Верненской городской Думы об открытии адресного стола.

Но городской голова Щепкин так просто не сдался, а может, он понимал, что все нововведения в Верном будут только способствовать его росту и благополучию. Он написал жалобу в I Департамент Правительствующего Сената в Петербург. Спустя срок туркестанскому генерал—губернатору пришел Указ от Его Императорского Величества: «Принимая во внимание, что городские общественные управления в лице городских дум не лишены права в случае признаваемой ими необходимости отменять или изменять свои постановления, Правительствующий Сенат находит обжалованное постановление Семиреченского Областного по городским делам Присутствия лишенным правильных оснований, а потому определяет: таковое отменить».

То есть устройство адресного стола в Верном было разрешено высочайшей волей, а для города начался новый виток развития.

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК.

Стиль текстов в документах сохранен.

Татьяна Соколова

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить