Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт05032024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

ЛЕГЕНДА КАЗАХСТАНСКОГО БАЛЕТА

 

А.В. Селезнев в образе Зигфрида в балете П. Чайковского «Лебединое озеро». 1938 г.

 

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Александра Селезнева, выдающегося артиста балета, педагога, народного артиста КазССР. Более 20 лет Селезнев был художественным руководителем Алма-Атинского хореографического училища. Долгие годы оно было единственным учебным заведением в Казахстане, где готовили профессиональных артистов балета. Целая эпоха балетного искусства и хореографического образования в Казахстане неразрывно связана с его именем.

И сегодня, проходя по коридорам знаменитой «Селезневки», невозможно не почувствовать особую атмосферу творческого духа, которым здесь, кажется, пропитаны даже стены, атмосферу, заложенную еще Александром Владимировичем.

Александр Владимирович Селезнев родился 22 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге в семье рабочих. Загадкой остается, как судьба привела его в балетное искусство, известно лишь, что творческий путь Александра Селезнева начался с частной балетной студии Кларка в Санкт-Петербурге. Потом Селезнев учился на вечернем отделении Ленинградского хореографического училища, по окончании которого начал много гастролировать по городам Поволжья и Украины, до 1928 года как артист театра музыкальной комедии, а в 1929-м - в труппе передвижного театра оперы и балета.

Последние появились в начале XX века, их создавали с просветительской функцией - популяризировать большое искусство оперы и балета среди широких масс населения. В таких театрах каждый артист должен был быть универсалом, способным найти подход к любому зрителю. В дальнейшем Александр Владимирович часто вспоминал свою работу в передвижных театрах как бесценный опыт, который пригодился ему в просветительской и педагогической деятельности в Алма-Ате. После он два года работал в Саратовском оперном театре им. Чернышевского, затем перешел в Академический театр оперы и балета им. Кирова в Ленинграде, а в сезоне 1936-1937 годов танцевал на сцене Большого театра СССР в Москве.

 

В Алма-Ате

 

В 1937 году Александр Селезнев, уже состоявшийся Мастер, переехал из Москвы в Алма-Ату. Годом ранее он побывал на выступлении воспитанников Алма-Атинской хореографической школы на Первой декаде казахского искусства и литературы в Москве и был просто очарован юными артистами. Поэтому, когда через год правительство Казахской ССР пригласило его в Алма-Ату, чтобы помочь с развитием в республике классического балетного искусства, он ни минуты не сомневался. Так гласит официальная версия, но есть и другая: некоторые его ученики говорили, что учитель был из числа ссыльных.

Тем не менее в Алма-Ате Театр оперы и балета заключил с Селезневым договор на год, и с первого же сезона он занимает положение премьера. За короткий срок он сумел создать целую галерею разнохарактерных образов, которые навсегда остались в памяти благодарных зрителей и учеников: Альберт («Жизель»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Гирей («Бахчисарайский фонтан»), Марцелина и Колен («Тщетная предосторожность»), Петр I («Медный всадник»), Клод Фролло («Эсмеральда»), Мергенбай («Камбар и Назым»).

В 1938 году Александру Селезневу предложили стать художественным руководителем хореографической школы вместо репрессированного Александра Александрова. Чувствуя особую ответственность за начатое коллегой дело, Селезнев взял на себя заботу о его питомцах – 32-х воспитанниках только что созданной балетной школы. Это были сироты со всей республики, по словам Селезнева, «очень талантливые ребятишки».

Как вспоминала народная артистка КазССР Инесса Манская, его любовь к детям доходила до обожания, до фанатизма, он сам ездил по окраинам и собирал сирот и бездомных из детдомов Казахстана, считал это своим долгом по отношению к репрессированным семьям.

В определенный момент Александр Владимирович решил оставить сцену и целиком посвятить себя воспитанию будущих артистов. По его словам, изначально он вообще не собирался заниматься педагогической деятельностью и предполагал пробыть в Алма­Ате не более двух лет. Но судьба распорядилась иначе: Александр Владимирович остался в Алма­Ате навсегда, город стал для него родным.

 

 

Создание училища

 

Благодаря стараниям Селезнева постановлением Совета Народных Комиссаров КазССР №419 от 3 мая 1938 года «О реорганизации учебных заведений по подготовке кадров искусства» в Алма-Ате был создан хореографический техникум, позже преобразованный в Казахское государственное хореографическое училище. Александр Селезнев начал выстраивать систему казахского хореографического образования на основе программ и планов Ленинградского хореографического училища, которые ему прислала знаменитый балетмейстер Агриппина Ваганова. Традиции русской классической школы танца переносились на почву, подготовленную общим расцветом национальной культуры, потребностью народа в театральном искусстве, его возросшими духовными интересами. Освоение законов классической хореографии шло одновременно с широчайшим развитием и обновлением казахских национальных традиций, поисками новых форм, тем и образов.

Селезнев всегда делал акцент на воспитание национальных кадров. Вот что он писал своей ученице С. Войцеховской: «Казахстан - казахи, в этих двух словах весь смысл моей работы, моего труда и моих обязанностей. Иначе не может и не должно быть».

Мечте Селезнева суждено было сбыться. В слиянии с национальными казахскими традициями ленинградская и московская ветви русской хореографической школы способствовали рождению феномена казахстанского балета.

 

А.В. Селезнев на уроке классического танца в Алма-Атинском хореографическом училище.

 

Но Александра Владимировича заботило не только следование одной лишь танцевальной стороне обучения, а, прежде всего, общая культура будущих артистов. В программу обучения были введены дисциплины - музыка, музыкальная литература, история театра и балета, грим, актерское мастерство, французский язык. Весь комплекс дисциплин способствовал поднятию уровня профессионального образования в сфере балетного искусства, что сразу дало заметные результаты. Успешным итогом новой модели обучения стал первый отчетно-показательный концерт, состоявшийся 13 июня 1938 года. В концертную программу вошли «Шопениана» и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» и концертное отделение фортепианной музыки. Коллеги по сцене были удивлены выбором программы и смелостью худрука. Все с недоверием смотрели на юных неокрепших артистов, «замахнувшихся» на классические шедевры. Но Александр Владимирович был непоколебим. Позже он отмечал, что выбор репертуара был не случаен - он хотел с первых шагов приобщать детей к самому лучшему, что есть в русской хореографии, в нем говорило желание дать своим питомцам обширный хореографический багаж, отправляя их в большую артистическую жизнь. С этого времени отчетные концерты стали традицией и проводились каждое полугодие.

Каждый концерт Мастер продумывал до мелочей. Составляя программу, он старался не повторяться и охватить как можно больший диапазон балетной классики. К концерту готовились около трех месяцев, все номера Селезнев ставил лично, костюмы, декорации, грим подбирал и шил тоже сам.

В трудные военные годы училище вошло в состав Музыкально-хорового комбината и расположилось на первом этаже нового здания по улице Сталина (ныне Казахская национальная консерватория им. Курмангазы).

Выдающийся артист балета и хореограф Булат Аюханов рассказал, что до 1941 года училище размещалось на улице Сибирской, в убогом помещении, где с утра до позднего вечера шли занятия по классическому танцу: «Александр Владимирович вел начальные классы и по мере взросления учеников учил их до выпускного спектакля. В холодные и голодные годы стоически он нес груз просветителя и художника танца. Солист театра оперы и балета, он исполнял ведущие партии в «Лебедином озере», «Эсмеральде», «Медном всаднике», «Камбар и Назым» и других балетах, являя роскошество танца. Мы видели его вечером на сцене, а назавтра нам не верилось, что этот высокий, красивый как Аполлон человек, которого обожала публика, возится с нами, зелеными юнцами и неумехами. Для каждого он находил слова любви и утешения, придавая уверенности в себе. С великой скорбью провожал Александр Владимирович на фронт еще неоперившихся юношей, разрывая собственное сердце и желая им вернуться живыми и здоровыми. Одно время дядя Саша жил в каморке медпункта при нашем училище, и мы всегда чувствовали его присутствие. Он заглядывал в столовую интерната и лично следил за тем, чтобы нас хорошо и вкусно кормили. Нередко мы забивались к нему в каморку и, сидя на его железной кровати с досками, слушали рассказы про «Мариинку» и Большой театр, где он работал в 30-е годы. Нам было хорошо, мы любили его и не чувствовали «безотцовщины». Как педагог он был чрезвычайно требователен и строг, даже прикосновение его руки вызывало слезы страха. Зато после урока преображался. Мог приласкать самого нерадивого ученика, усадить его на колени, как бы коря себя за чрезмерную строгость. Часто, особенно в годы войны, наблюдалась такая картина: в столовой, где на учете каждая хлебная крошка, Селезнев выпрашивает для ученика какой-нибудь лакомый кусочек. Мы дядю Сашу слушали и понимали. Хотя бы потому, что он был для каждого из нас отцом. Ведь большинство детей потеряли родителей в годы репрессий и войны. Он собирал по всей республике своих будущих питомцев, в основном ребят-сирот, никогда не знавших, что такое балет. Терпел на первых порах их непослушание, дерзость, побеги из школы и интерната, вытаскивал из хулиганских компаний оступившихся, включая тех, кому могла угрожать тюрьма. «Предводители» бандитствующих молодчиков уважали дядю Сашу за его правоту, и им даже в голову не приходило хоть как-то его обидеть».

Еще одна ученица Александра Владимировича Р.М. Ельчибекова рассказывала, что в день спектакля ученики знали, какую партию будет исполнять их «дядя Саша» (так называли его дети): «Если он сегодня будет Ханом Гиреем, то урок вел спокойно, властно, жесты были повелительны, широки; если будет танцевать испанский танец в «Лебедином озере» - урок шел в быстром темпе, с задором, с особым блеском. В испанском танце он был как ураган, после спектакля весь город говорил об «Испанце Селезневе»».

Кстати, по просьбе Селезнева все воспитанники имели бесплатный вход в театр.

В 1942 году состоялся первый выпуск училища. Почти все выпускники ушли добровольцами на фронт, и Александр Владимирович очень переживал за каждого. Из того, первого выпуска, вернулся с войны лишь один юноша.

В 1944­-м, к 15­-летию со дня основания Казахского государственного хореографического училища, Селезнев поставил «Тщетную предосторожность» Гертеля. И в 2006-м, к 100-­летию со дня рождения Александра Селезнева, в Алматинском хореографическом училище в знак уважения к Мастеру поставили именно этот балет.

После войны Александр Селезнев продолжал воспитывать своих питомцев на лучших образцах балетного классического наследия: в стенах училища ставили сцены из балетов Чайковского «Лебединое озеро», Пуньи «Эсмеральда», Минкуса «Баядерка» и «Дон­Кихот», «Красный мак» Глиэра.

Грандиозным событием стало участие воспитанников в Конференции хореографических училищ СССР в апреле 1950 года в Москве, на которой состоялся смотр достижений балетной педагогики. Вместе с ведущими хореографическими училищами СССР - московским и ленинградским - на смотре было отмечено и алма-атинское, в труппе были ученики старших классов - Сара Кушербаева, Сания Тулусанова, Заурбек Райбаев, Гани Акжанов - будущая гордость казахского балета. Казахская школа заняла третье место после Ленинграда и Москвы! Комиссия единодушно признала техническую грамотность, строгую и выдержанную манеру исполнения юных танцовщиков, отметив, что обучение классическому танцу в Казахстане поставлено правильно. Это было признанием профессионализма и мастерства педагогов и учащихся, и московский триумф дал «карт-бланш» учебному заведению - с этого времени правительство республики поддерживало и создавало все условия для юных артистов балета.

Дядя Саша, по словам народного артиста Казахстана Заурбека Райбаева, был для них близким и родным: «Такая доброта свойственна великим людям. Он мог сочувствовать, прощать, учить, объяснять одно и то же по многу раз. Один за другим шли выпуски молодых танцовщиков… Он направлял наших ребят в Ленинградское хореографическое училище к Агриппине Яковлевне Вагановой. И посмотрите, сколько сегодня у нас дипломантов и лауреатов, которые работают в лучших театрах России, Франции, Германии, США, Канады и других стран! Сколько просто прекрасных артистов и педагогов!»

«Я жил в знаменитом алма-атинском Доме артистов, в квартале от училища. Однажды дядя Саша, которого мы все знали, поймал меня в сквере, стал о чем-то спрашивать, потом заставил встать, сесть, покрутиться на одной ноге, распахнуть руки, раскланяться, а когда я все это сделал, сказал: «Ну что ж, если постараться, можешь стать танцовщиком. Будешь учиться у меня». «Ну да, - подумал я, - так я тебя и послушался!» Вскоре дядя Саша снова нашел меня и буквально за уши притащил в балетный класс. И лишь повзрослев, я понял, что с его стороны это был великий акт доброты. Узнав, что моя мама подверглась репрессиям, он проявил конкретную заботу обо мне. Вскоре с группой других ребят я отправился в Московское академическое хореографическое училище. Все мы его успешно окончили. Сказалось чутье нашего первого педагога и прошедший под его руководством начальный этап обучения. В той группе, кроме меня, были Рамазан Бапов, Наташа Аринбасарова, Дюсенбек Накипов, Раушан Байсеитова, Зарема Кастеева, Райхан Унгарова, Кайрат Мажекеев и другие ребята», - вспоминал заслуженный деятель РК Булат Джантаев.

 

Наследие Мастера

 

 

Александр Владимирович Селезнев. 1956 г.

 

Александр Селезнев осуществил 17 выпусков, сформировав свою школу педагогики классического танца, воспитал целую плеяду артистов балета, ставших ведущими мастерами хореографического искусства Казахстана. Сформированная стараниями Селезнева и его последователей школа воспитала свыше двух тысяч артистов балета, многие из которых являются гордостью мировой хореографии. На сегодня Алматинское хореографическое училище им. А.В. Селезнева заслуженно считается центром хореографического образования мирового уровня. Но всей своей жизнью Александр Владимирович преподал своим ученикам главный урок - быть беззаветно преданным искусству балета.

Александр Селезнев трагически ушел из жизни 22 мая 1961 года в возрасте 54 лет. Погиб, спасая мальчишку из-под колес грузовика. Символично, что, посвятив детям всю свою жизнь, он, не думая ни секунды, пожертвовал ей ради ребенка...

Павел ЗЛОБИН.

 

 

В статье использована информация из книги «Қазақстан Хореографиясының Алтын Бесігі».

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить