В Алматы открылся театральный сезон
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 12654
-
11 Окт 2012
Как призналась режиссер постановки Ирина Симонова, Лорка относится к ее любимым драматургам, и пьесу она читала давно, но поставить решилась только сейчас.
Молодая Йерма (Лариса Фатеева) уже несколько лет замужем, но детей у нее все нет. Муж (Кубанычбек Адылов) начинает охладевать к ней, все меньше времени проводит дома и все чаще остается ночевать на пастбище с овцами. Йерма не в силах жить с нелюбимым мужем, если ей не дано счастье материнства, но и изменить мужу или бросить его она тоже не может — честь не позволяет…
Герои изливают боль в песнях, а страсть и ярость выплескивают во фламенко.
Но, пожалуй, сосредоточенность на женской доле и слабое развитие отношений между Йермой и окружающими ее мужчинами несколько обедняют спектакль и придают ему узкую женскую специфику.
Русский театр драмы имени М. Лермонтова этой осенью начал свой 80—й театральный сезон — тоже премьерой и тоже не комедией. Спектакль «Дом» по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон поставил худрук театра Рубен Андриасян с замечательным актерским составом. На главную роль взят Дмитрий Скирта, его жену играет Ирина Лебсак, друзей — Игорь Личадеев, Игорь Горшков, Сергей Попов, Виталий Багрянцев и Сергей Уфимцев. Также в спектакле заняты молодая актриса Камилла Ермекова, Марина Ганцева, Виталий Гришко и Валентина Полишкис.
Игорь — врач с частной клиентурой — надумал купить дом и отправился к друзьям занять денег в полной уверенности, что они не откажут. Последующие события его сначала удивляют, а потом шокируют до отчаяния. Денег Игорю не дают. Или дают, но под проценты, что его оскорбляет. Или дают с предложением открыть частную клинику, где Игорь деньги отработает, что для него, тоже по всяким личным причинам, неприемлемо. Он с ужасом, свойственным чеховским персонажам, понимает, что у него нет друзей.
— У меня после спектакля одна молодая журналистка спросила — а вы бы дали денег? — рассказал Рубен Суренович. — Я ответил, что другу я бы денег дал. Даже если бы знал, что он их вообще не вернет. Главный герой, как и я, «закваску» получил при «совке». А там есть понятие «друг»: «Если друг — то должен дать! У него есть деньги, я знаю! И у меня в черепушке не укладывается, почему он мне не дает?» Но друзья Игоря смогли приспособиться к новому времени и поменяли свои взгляды на жизнь, а он — нет. Я старался проследить субъективную правду всех персонажей, она у каждого своя, но это не оправдывает их предательство. Я ощущаю сейчас дефицит совести в окружающей жизни, и это повлияло на выбор пьесы. Кстати, в оригинале герой стреляется.
Метания рефлектирующего интеллигента, подорвавшегося на мине замедленного действия — святой вере в дружбу, — поначалу вызывают сочувствие. Но ближе к развязке эта вера начинает вызывать ассоциации с самонадеянностью… Каждый персонаж убедителен в своей правоте, в своем видении ситуации. А у зрителя есть возможность, в зависимости от возраста и влияния времени, сделать свой выбор, кому сопереживать.
В этом сезоне на сцене Театра имени Лермонтова, конечно, будет еще несколько премьер, в частности, планируют поставить пьесы «Продавец дождя» Н. Ричарда Нэша, «Чайку» Чехова, а также восстановить спектакль «Конек—горбунок» для детей.
Татьяна СОКОЛОВА.
Фото Андрея МАГАЯ.