От голых красоток до Чапая
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 8391
-
08 Окт 2012
Появлению у себя кино Туркестан обязан физику Краузе, который 25 января 1900 года впервые познакомил публику Верного с «грандиозными движущими туманными картинами, оживленными посредством синематографа братьев Люмьер». Реклама первого представления гласила: «Сенсационные иллюзии американского биографа». Волшебный фонарь — дедушка современных кинопроекторов — представлял собой деревянный или металлический корпус с отверстием. Внутри корпуса помещался источник света: свеча или лампада, а много позднее — электрическая лампа. Изображения, нанесенные на пластины из стекла, проецировались через оптическую систему и отверстие в корпусе.
— Верненской публике предлагали «фантазировать сквозь трубу» туманные картинки окружающего мира: дремлющего удава или свирепого тигра, ожидающего жертву, или наивную русалку, пойманную арабами в Красном море, — рассказывает известный историк и знаток истории Алматы Владимир Проскурин. — Вниманию мужчин, за дополнительную плату, предлагались сорок видов красоток в «натуральном виде». Господам офицерам поглядеть на сие зрелище разрешалось бесплатно, а нижним чинам — вдвое ниже платы. Женщины и подростки до 16 лет к просмотру подобных программ не допускались. Высоконравственные афиши предупреждали: «Ввиду реальности изображения жизни в пьесе просят барышень и детей не приводить».
27 января 1908 года в городе был открыт епархиальный народный дом имени императора Николая II. Здесь действовали отделы: религиозно—нравственный, народного здравия и трезвости, истории и географии, сельского хозяйства и природоведения. Также в епархиальном доме дочь прокурора И.А. Колпаковского Евгения установила проекционный фонарь, где шли «Драма на море», «Маневры в горах», «Наказанная шпионка».
Первый частный электротеатр «ХХ век» предпринимателя Абдуллы Сейфуллина открылся в Верном 14 января 1911 года на перекрестке улиц Пушкинской и Гоголевской. Но постоянные сеансы стали проводить только осенью из—за случившегося тогда сильного землетрясения.
— Кинозал был оборудован первой в истории города электростанцией, динамо—машиной английской системы «Петер» в 14 лошадиных сил, — рассказывает Владимир Проскурин. — Интерьер кинотеатра, исполненный художником Прусиновским, внушал зрителю спокойствие и торжественность. В фойе публику встречал музыкальный автомат «Симфониум», воспроизводивший звуки модных эстрадных песенок. В зале располагались ложи на четыре персоны и четыре ряда кресел. Нижние чины, солдаты и казаки занимали обыкновенно скамейки перед сценой. В глубине ее, обрамленной декорацией леса, находился экран.
В феврале 1918 года первый городской кинотеатр был уничтожен пожаром.
Благодаря «волшебному фонарю» горожане узнавали о явлениях и событиях, которые для провинции были в диковинку: они смотрели виды городов России и Европы, невероятные полеты аэропланов или стремительный бег поезда.
— Репертуар верненского кино состоял на 2—3% из исторических и научно—популярных фильмов, чуть больше зрителей интересовались лентами на производственную тематику, о природе и политике, и еще 20% репертуара составляли водевили. Но подавляющее число фильмов — 60% — были драма и трагикомедия, — говорит Владимир Проскурин. — Перед первой мировой войной шли французские и итальянские «ужастики», скандинавские «смешилки», обязательно киножурнал «Пате», еженедельная хроника, серия приключенческих лент под общим названием «Макс Линдер». Пользовались популярностью мелодрамы «Сонька — золотая ручка», «За каждую слезу по капле крови» или «Цыганка Аза». Фильмы по мотивам литературных произведений шли под чудным названием... «боевики». Например, «Накануне» по И. Тургеневу. За последнее столетие зритель увидел многое: непотопляемого Чапая, короля джунглей Тарзана, пограничника Карацупу с его верным псом, отлавливающих от Карпат и до Курил врагов Отечества. А еще «Джут», «Тайны Кара—Тау», «Вражьи тропы», по которым в 20—30—е годы крался отважный следопыт в исполнении актера Хакима Даулетбекова. В 70—х годах здесь мчался «Транссибирский экспресс», где рядом с актерами «Мосфильма» горожане узнавали Асанали Ашимова, Амину Умурзакову, Любовь Демази.
В годы советской власти кинотеатры стали открывать повсеместно.
В 1927 году в Алма—Ате их было три. В здании бывшего Офицерского собрания (ныне Музей национальных музыкальных инструментов) находился кинотеатр «Красная Звезда». В здании бывшего Коммерческого клуба (сейчас на этом месте ЖК «Столичный комплекс») — кинотеатр «Орион» (позже «Алатау»). В 30—х годах открыли кинотеатр «Спартак», позже переименованный в «Алма—Ата», а в Большой станице в здании Софийской церкви — кинотеатр «Ударник».
Были и открытые кинотеатры, которые в теплой Алма—Ате пользовались большой популярностью. Например, кинотеатр «Родина» в Парке культуры и отдыха им. Горького был построен в 1937 году как летняя киноплощадка, и лишь 20 лет спустя после реконструкции обзавелся крышей.
Вскоре в самом центре города (ныне это пересечение проспекта Абылай хана и улицы Кабанбай батыра) выстроили большой кинотеатр «Алатау». Во время войны там размещалась эвакуированная киностудия «Ленфильм», а в конце войны здание передали только что созданному Театру юного зрителя (ТЮЗ). В конце 80—х это здание сгорело.
В конце 50—х годов новые кинотеатры в Алма—Ате стали строить каждые несколько лет.
В 1957 году появился «Казахстан», в 1960—м — «Алатау» уже на новом месте (пересечение улиц Толе би и Кунаева), в 1964—м — «Целинный», в 1966—м — «Сары—Арка», в 1968—м — «Арман», в 1971—м — «Шугла», в 1973—м — «Искра» и «Авангард», в 1980—м — «Байконур».
Репертуар составляли американские боевики и французские комедии, индийские мелодрамы, а также фильмы Гайдая и Рязанова.
Ильяс Аутов, лидер группы «Мотор—Роллер», вспоминает:
— Моя сестра на 10 лет старше меня, и она как—то рассказывала, как попала на премьеру фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Раньше кресла в кинотеатрах были попроще, чем сейчас, и соединялись рейками, чтобы удобно было сразу по 10 штук переносить. Так вот, на премьере фильма народ так хохотал, что первые три ряда сломались и сложились, как карточные домики! А сейчас какая комедия способна так рассмешить публику?!
«Лишнего билетика
не найдется?»
Майра Кубаниязова более 30 лет работает в системе кинопроката и сейчас является администратором киноцентра «Арман». Она поделилась своими воспоминаниями о кинотеатрах 80—90—х годов прошлого века.
— Я начала свою работу в этой системе в 1981 году в кинотеатре «Целинный».
Раньше в кинотеатрах активно проводилась культурно—массовая работа, и даже была такая должность, как методист. Были специализированные кинотеатры — «Казахстан», «Искра» и «Сары—Арка», где была должность педагог—организатор. Они работали со школами. Помимо собственно кинофильмов, в будние дни в кинотеатрах работали тематические клубы, на которые распространяли абонементы среди школьников.
Подразделялись они по возрастам — например, был клуб «Мультландия» для малышей, здесь показывали мультфильмы, приглашали кукольные театры, проводили встречи с работниками ГАИ по правилам дорожного движения. Для ребят постарше проводили мероприятия, приуроченные к праздникам, например, на военно—патриотическую тему, приглашали ветеранов. Приходили побеседовать и известные актеры и режиссеры, как казахские, так и московские.
В Советском Союзе работало Бюро пропаганды советского искусства. Благодаря чему кинозрители имели возможность посещать встречи с известными актерами.
Также в кинотеатрах к каждому празднику проводились тематические вечера и киноконцерты для всех.
— Мы брали старые фильмы и вырезали из них кадры с музыкальными сценами, склеивали вместе, и получались оригинальные киноконцерты, которые люди с удовольствием смотрели, — говорит Майра Бахытжановна.
Раньше в кинотеатрах можно было встретить самую разную публику, в отличие от сегодняшних дней, когда завсегдатаями кинотеатров стала молодежь. Премьера фильма была особым событием. Поэтому первые показы сопровождались концертами, встречами с создателями картины, приглашали киноведов, других интересных людей.
— Премьеры фильмов выходили не во всех кинотеатрах сразу, как сейчас, — объясняет Майра Бахытжановна. — Была такая система — первым экраном стартовали (то есть показывали премьеры первыми) широкоформатные кинотеатры: «Целинный», «Алатау», «Арман», «Сары—Арка», «Байконур». И если люди хотели попасть именно на премьеру, то шли туда. Очереди были огромные! Сейчас редко случается, что в зале на 300 мест аншлаг.
«Целинный» имел особый статус — кинозал на полторы тысячи мест! Здесь также проходили многочисленные кинофестивали, в том числе и Всесоюзный кинофестиваль. «Арман» был один из немногих, где было два зала, а не один. У него был свой статус — «Арман» специализировался на фильмах социалистических стран, а еще здесь работал знаменитый киноклуб, который вел знаток и фанат кино Виктор Павлович Холодов. В «Искре» первым экраном шли детские фильмы, поскольку он специализировался на детском кино. Когда фильм переставали показывать первым экраном, он переходил в кинотеатры второго экрана…
Раньше выход в кино, особенно на премьеру, был более важным событием, чем сейчас, его планировали. Одевались, конечно, не как при посещении театра, но все—таки наряжались. Неотъемлемой составляющей кинотеатров было красивое фойе с множеством зелени. Здесь можно было полюбоваться на уникальные пальмы, которые после перестройки кинотеатры уже не могли себе позволить. А в те времена при больших кинотеатрах была должность садовода. В «Армане» второй этаж был предназначен для выставок, там же располагался зимний садик. А внизу находился летний дворик под открытым небом, где был сад вечнозеленых растений. Крышей дворик киноцентра накрыли после реконструкции в 2000 году.
Реклама — двигатель кино
Еще один интересный момент про то, как люди узнавали о предстоящих премьерах. Реклама советского времени представляла собой кинопанорамы — сейчас бы их назвали показом трейлеров.
— Я вела кинопанорамы, ездила по кинотеатрам, показывала отрывки, рассказывала о том, что скоро появится на экранах, — вспоминает Майра Бахытжановна. — Люди приходили, смотрели, потом рассказывали другим. Выходила реклама и в газетах. Кроме этого, перед началом сеанса кинотеатр делал объявление на зал: «Уважаемые зрители! С такого—то числа выходит на экраны новый фильм. В ролях — такие актеры…».
Стоит напомнить, что раньше и афиши рисовали от руки! При каждом кинотеатре был штатный художник, и не просто какой—то там самоучка, а именно профессиональный. Все афиши рядом с кинотеатром — их называли стендами — оформляли художники. Иногда были просто шрифтовые стенды (только буквы), но все равно они выполнялись вручную.
У каждого художника был свой почерк. Например, славился своим художником кинотеатр «Алатау»…
Сейчас невозможно представить себе поход в кино без традиционных поп—корна и «колы». Раньше в кинотеатрах тоже были буфеты, где можно было перекусить бутербродом, пирожком или беляшом. Продавали чай и кофе, холодные напитки. Поп—корн появился в Алматы в новое время, году примерно в 2000—м.
Интересно, что киносеансы предваряли всевозможные киножурналы, наиболее известные из которых — «Фитиль» (для взрослых) и «Ералаш» (для детей). То есть зрители заходили в зал, рассаживались на свои места, и начинался показ киножурнала. После него делали небольшой перерыв — буквально минуты на две, в зал впускали опоздавших, после чего начинался показ фильма.
— Раньше, конечно, не было такого количества премьер одновременно. Если фильм выпускался, он полным экраном шел всю неделю. Громкие фильмы — «Москва слезам не верит», «Вокзал для двоих», «Не могу сказать «прощай» — и всю неделю могли идти!
По телевизору их не показывали, поэтому люди шли и шли. Бывало, что кинотеатры первого экрана заканчивали фильм показывать, а он потом вторым кинотеатром собирал аншлаги! Город большой, и посмотреть картину хотели все. Когда кончался срок прокатного удостоверения (его могли выдавать лет на 5), и копию надо было уничтожать, мы проводили повторный показ с пометкой «последние дни на экране». И очень часто мы собирали такие же деньги, как на премьере этого фильма! — смеется Майра Бахытжановна.
Конечно, боролись кинопрокатчики и с «зайцами».
— Бывало, один молодой человек купит билет, зайдет в зал. В суматохе открывает потихонечку дверь выхода — они тогда просто на щеколду закрывались. А снаружи уже 5—6 пацанов стояло. Они забегали, мы их ловили, иногда они успевали рассеяться в толпе. А бывало, зал полный, люди на свои места проходят, «зайцев» выгоняют. Тогда мы их и обнаруживали. Сейчас к нам иногда приходят люди, которые выросли на кинотеатре «Арман». Они наших контролеров узнают, говорят: «Мы вас помним! Вы нас ловили!»
Сейчас они уже взрослые, им лет по 40…
Эротику — в массы!
Преданность выбранной профессии и желание поделиться со зрителями новыми картинами подвигали кинопрокатчиков проявлять фантазию.
— Когда наступил переход, начало 90—х годов, старая система кинопроката стала изживать себя, — говорит Майра Бахытжановна. — Появились новые фильмы, которые привозили независимые фирмы. Так, я помню, привезли фильм «Робокоп». И была всего одна копия на город. И чтобы фильм смогли посмотреть как можно больше зрителей, мы работали «переноской». Скажем, в «Целинном» фильм начинался в 18.00, в «Алатау» — в 19.00, в «Армане» — в 20.00, в «Байконуре» — в 21.00. Фильм тогда собирался на две, а то и на три бобины. И вот в первом кинотеатре одна бобина открутилась, пошел переход на вторую. Мы хватаем первую бобину и везем ее в другой кинотеатр! А там уже люди ждут начала сеанса. Потом вторая бобина открутилась, мы ее везем во второй кинотеатр, а оттуда первую — в третий кинотеатр. Так и бегали…
Был и такой случай, когда Майре Бахытжановне пришлось пойти на риск.
— Сейчас это уже можно рассказывать. Одна из независимых фирм предложила нам японский эротический фильм «Империя чувств», который в Каннах получил «Золотую пальмовую ветвь». Но во многих странах, в том числе и в Японии, он был запрещен! Это был примерно 1992 год. Конечно, тогда таких фильмов на экране не было. Но это был не просто эротический фильм, а с философским содержанием. Но начальство бы не разрешило эту картину выпустить. А я знала про этот фильм, что он считался шедевром мирового киноискусства. Мне хотелось нести хорошее кино в массы. Я взяла всю ответственность на себя и пустила его в прокат. Мы показывали его примерно в течение двух недель. Это был один поздний вечерний сеанс, часов десять вечера. Везде было предупреждение, что вход строго с 21 года и так далее. Зрители покупали билеты и уже знали, на что идут. Фильм был скандальный, молва быстро разошлась по городу. И я вам скажу, что из 500 человек, которые сидели в зале, практически ни один не выходил. Что касается начальства, меня потом, конечно, вызвали... Я могла лишиться места, но поскольку зрители все нормально восприняли, мне сошло это с рук, и меня «мягко пожурили».
«Вестерны» отгремели…
Менялись времена, а с ними — вкусы и предпочтения публики.
Как говорит Майра Кубаниязова, сейчас умерли такие жанры, как вестерн и «чистый» боевик, какими в 90—е годы были фильмы с Джеки Чаном, Брюсом Ли, Ван Даммом. Не идут в наших кинотеатрах и индийские мелодрамы, их с успехом заменили мексиканские и турецкие телесериалы. Сейчас кассу кинотеатру «делают» фэнтези и фантастика, а еще комедии.
— Растет интерес к казахскому кино, — замечает Майра Бахытжановна. — Одно время была так называемая «новая» казахская волна, появилась плеяда молодых талантливых режиссеров — Дарежан Омирбаев, Рашид Нугманов и другие. Но 90—е годы задели всех… А сейчас наша киностудия возрождается, и многие казахстанские фильмы прошли с огромным успехом, например, «Рэкетир», «Кочевник», последний «Жаужурек мын бала». Это очень радует.
За сто лет развлечений у жителей Алматы значительно прибавилось. Но кино по—прежнему готово составить конкуренцию любому из них. Лишнее тому подтверждение — все новые кинозалы, открывающиеся в городе. Поэтому и спустя много лет можно сказать словами Ленина, что кино все так же является важнейшим из искусств.
Редакция выражает признательность Владимиру Проскурину и Майре Кубаниязовой за помощь в создании материала и предоставленные фотографии.
Подготовила Татьяна СОКОЛОВА.