ТЕАТР СИЛЬНОГО АКТЕРА
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 1122
-
03 Фев 2016
Сергей Сон считает, что улыбки детей – главная награда.
В один момент жизнь Сергея Сона разделилась на «до» и «после» - до трагедии, сделавшей его инвалидом, и после нее. Но этот человек, у которого отказали ноги, умеет радоваться каждому дню и находить в нем яркие краски! Он считает, это потому, что у него есть главное - любимое дело и верные друзья, с которыми его познакомили... куклы.
СВАДЬБЫ НЕ БУДЕТ
Трагедия, разделившая его жизнь, случилась в 1982 году, когда Сергей, окончив политех, попал в гидрогеологическую экспедицию. Однажды заглохла буровая машина, он залез под нее, чтобы устранить неисправность, и тяжеленная махина рухнула на него.
Сергею тогда было 27 лет. Своей невесте он написал, что свадьбы не будет - он встретил другую... Не хотел, чтобы она осталась с ним из жалости.
Родители попробовали все, что могло поставить сына на ноги, - обследования в Москве у именитых врачей, новейшие оздоровительные методики, специальные тренажеры. Ничего не помогло. Но всегда у Сергея была моральная родительская поддержка, и потихоньку он научился сам о себе заботиться. По-настоящему тяжело стало, когда мама и папа умерли. Но и этот удар судьбы Сергей выдержал…
Не зря говорят, что кризис - это точка роста, толчок к чему-то новому.
Однажды племянники попросили Сергея вырезать из картона кукол. Сказочных персонажей он смастерил за два дня, а потом и не заметил, как втянулся в это дело.
- Я с детства мечтал стать художником или скульптором, занимался лепкой. Даже на буровой у меня в вагончике стояли статуэтки. После нескольких семейных спектаклей для племяшей появилась мечта создать стационарный театр на дому.
Когда квартира Сергея до отказа заполнялась зрителями-малышами, он получал настоящее творческое удовольствие. А самая лучшая награда для него - улыбки детей, потому и театр назвал «Улыбка». Да еще и назло тоске, которая иногда наступает. Потом театр переехал в гараж. Сергей соорудил на своей коляске целую систему, которая трансформировалась в 2-метровую сцену. После спектакля благодарные люди чуть ли не насильно давали Сергею деньги, а он устраивал для всех чаепитие.
ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Вскоре появились единомышленники, которые стали помогать мужественному кукловоду - шили костюмы для кукол, готовили спектакли. Люди приходили в актерскую труппу и уходили, ведь работать годами на голом энтузиазме могут не все. Но со временем образовался костяк неравнодушных не столько к искусству, сколько к человеческой судьбе. Вместе они уже около пятнадцати лет.
- Некоторые удивляются тому, что работаем бесплатно, - говорит Сергей. - Но для нашего коллектива театр стал некоей отдушиной в жизни.
Надежда Шайфель и ее сын Матвей, Нина Ивановна Иванова с сыном Артемом, Лидия Смелова, Сакен Панабергенов, Алевтина Гимеджиева, Инна Шелякина, Владимир Усталов, Леонид Ноздрин, Владимир Пидунов, Людмила Киселева - верные друзья-соратники Сергея, которых он с улыбкой называет своими детьми. И жизнь друг без друга, без благотворительных спектаклей им кажется серой и пустой.
ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ТЕАТР ЖИЛ
Куклы Сергей делает из папье-маше. Всего у него уже более трехсот штук. Может закончить персонаж за неделю, а бывает, заготовка лежит годами, а потом раз - и за один день превращается в куклу.
А однажды, говорит Сергей, кукла в его руке… ожила: «Как-то мы ставили «Чудесный источник», и я на какой-то миг почувствовал, что кукла играет сама. Не я ею управляю, а она - мною. Мурашки тогда по коже пошли. А потом узнал - и такое, оказывается, бывает».
Пик творческой активности Сергея Сон пришелся на 1998-2000 годы. Вначале вместе с Корейским театром он побывал в Корее на театральном фестивале, где показывал свои спектакли на большой сцене. А на следующий год поехал со своей программой в город Чун-Чон, где очень много кукольных театров. Там Сон показал свой «Чудесный источник» по мотивам корейских сказок, озвучивали его местные актеры на корейском языке.
Тот период Сергей вспоминает с легкой грустью - тяжело возвращаться в реальность, где кукольное искусство не так востребовано, а выступить в детском садике, школе или на семейном торжестве приглашают всего три-четыре раза в год.
Прошлым летом Сергей впервые испытал тяжелую депрессию - ухудшилось здоровье, быстро уставала спина, не держала тело, к тому же начала отниматься рука.
- Я часами лежал на кровати, было полное безразличие ко всему. Нахлынула какая-то опустошенность. Не дали замкнуться в себе друзья, заставляли репетировать и придумывать новые сюжеты.
Сергей понял, что не может больше играть сам. Но вскоре он пересел за звукорежиссерский пульт и теперь участвует в спектакле в иной роли.
- Теперь я вижу все недочеты, которые раньше, находясь за сценой, не замечал. Так что есть над чем работать, - улыбается Сергей.
За все время нашей беседы - ни одного упрека судьбе. Сергей говорит, что есть люди, которым намного тяжелее, чем ему, и считает себя счастливым человеком - куклы подарили ему друзей по всему миру.
- Я счастлив, когда дети смеются. Главное, чтобы театр жил, и люди ему радовались.
Карлыгаш НУРАЛИЕВА.