Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

Авиадиспетчер не признает своей вины в гибели 27 человек

На этой неделе в Абайском районном суде Шымкента началось рассмотрение дела по факту крушения военного самолета под Шымкентом, ставшего самой масштабной по количеству жертв авиакатастрофой в истории Казахстана. Напомним, 25 декабря 2012 года возле поселка Тассай Сайрамского района ЮКО упал и взорвался ведомственный самолет Пограничной службы КНБ РК Ан—72, летевший из Астаны в Шымкент. Все 27 человек, находившиеся на борту, погибли: главный пограничник страны полковник Турганбек Стамбеков с супругой, группа офицеров и руководство центрального аппарата, а также регионального управления «Онтустик». Фактически почти полностью была обез­главлена погранслужба республики. Память погибших уже увековечена на месте падения судна — там установили гранитный столб, кроме того, имена всех 27 разбившихся при падении самолета вписали на мемориальные плиты в шымкентском парке Абая.

Ответ за эту трагедию на скамье подсудимых теперь держит 30—летний диспетчер шымкентского филиала РГП «Казаэронавигация» Канат Акильбеков, который дежурил в тот злополучный вечер и «вел» Ан на посадку. Следствие сочло его виновником случившегося, обвинение предъявлено по статье 295 части 3 УК РК («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).

Как отметил в своей речи гос­обвинитель Аширбай Сахаев, аварийная ситуация возникла из—за нарушения плавной схемы захода судна на посадку, ставшего следствием действий диспетчера:

— Акильбеков слишком долго продержал самолет на определенной высоте, а когда разрешил снижение, он не смог своевременно занять высоту в 800 метров. Не увидев на мониторе отображения снижения судна, диспетчер дал повторную команду. При этом, несмотря на то, что Ан—72 находился на высоте, в два раза выше положенной, диспетчер не дал экипажу указание проверить правильность установления давления с подтверждением высоты полета, чем была нарушена инструкция по организации обслуживания движения. В результате допущенных нарушений правил безопасности движения воздушного транспорта, стремясь занять заданную высоту, самолет увеличил вертикальную скорость движения до 20 метров в секунду, при которой отставание показаний барометрических статомеров от фактической высоты составило 450 метров. О сработавшем после сигнале о снижении судна ниже безопасной высоты экипаж не был проинформирован. В итоге нарушения правил безопасности полета Акильбековым в совокупности с неправильными действиями экипажа по определению высоты полета привели к столкновению воздушного судна с рельефом местности.

Сам подсудимый вину в произошедшем не признал. Объяснения и аргументы будут известны позже: к его допросу еще не приступили. Между тем первый из допрошенных свидетелей — начальник службы обслуживания воздушного движения шымкентского филиала РГП «Казаэронавигация» Михаил Лужин — считает, что резкое падение судна никак не было связано с работой диспетчера:

— Загоранию предупреждения предшествовало необъяснимое и невозможное для любого самолета изменение высоты. То есть за период обновления информации на мониторе диспетчера, который составляет 6 секунд, высота изменилась на 310 метров. Для того чтобы самолет снизился на такую высоту, ему необходимо снижаться со скоростью 51 метр в секунду. Это является невозможным даже для боевого истребителя. Поэтому такое изменение диспетчер воспринял как ошибку системы.

К слову, своего подчиненного Лужин охарактеризовал исключительно положительно — как грамотного и ответственного специалиста. В подтверждение его профессионализма привел такой пример: за час до и через полчаса после катастрофы Акильбеков успешно посадил два пассажирских борта.

 Истину должен установить суд. При этом стоит отметить некоторые важные эпизоды из его предыстории.

В первый же день катастрофы, 25 декабря 2012 года, было возбуждено уголовное дело по статье 392 УК РК «Нарушение правил полетов или подготовки к ним».

Уже на следующий день на брифинге в Шымкенте глава КНБ Нуртай Абыкаев назвал первые три основные версии авиакатастрофы: резкое ухудшение погоды, человеческий фактор и неисправность техники.

Спустя месяц Генпрокуратура, основываясь на результатах расследования межведомственной следственно—оперативной группы, огласила предварительные причины: неполадки в бортовом оборудовании самолета, ошибки командира экипажа при пилотировании, сложные метеорологические условия (в тот день шел снег с дождем, стоял туман, была ограниченная видимость и сильное обледенение).

В частности, говорилось, что из расшифровки разговоров пилотов был установлен отказ автопилота после взлета, а из сведений регистратора полетных данных — сбой и отказ радиовысотомера, притом, что система раннего предупреждения приближения земли не была включена. Также наблюдались сбои и в работе барометрического высотомера.

А вот что сказал официальный представитель Ген­прокуратуры Нурдаулет Суиндиков: «Следствием установлено, что при осуществлении посадки командиром не были выполнены указания диспетчера об установлении на барометрическом высотомере давления аэропорта Шымкента. В результате при снижении показатели высотомера могли иметь искажение до 385 метров».

На вопрос о том, означает ли предъявление обвинения авиадиспетчеру исключение в качестве причин катастрофы других, в том числе рассматриваемых ранее, причин и факторов, гособвинитель ответил, что первые заключения о крушении Ан—72 были преждевременными.

— Они были сделаны до проведения следственных действий, — сказал Сахаев. — В ходе расследования с учетом заключения экспертов была установлена вина Акильбекова. Впрочем, прокурор подчеркнул, что виновность или невиновность подсудимого определит суд.

Между тем появление Акильбекова в качестве единственного обвиняемого стало неожиданностью для многих, следящих за ходом расследования катастрофы. По крайней мере, о том, что против него еще в августе прошлого года возбудили уголовное дело и его передали в суд, стало известно незадолго до процесса.

И еще один немаловажный момент. Летом прошлого года был осужден ряд работников погран­службы по обвинению в получении взяток от представителей компании «Укрспецэкспорт» за избирательное заключение контрактов по ремонту и обслуживанию самолета Ан—72, который разбился. Один из осужденных явился с повинной в Управление военной контрразведки КНБ РК, объяснив свой поступок тем, что после случившейся катастрофы самолета, унесшей жизнь 27 пограничников, он осознал свои противоправные действия. Свою долю «откатов» — 40 тысяч долларов — он отдал государству.

 Лаура Копжасарова, Шымкент. 

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить