Чего "Нур Отан" ждет от правительства
- Родительская категория: Новости
- Категория: Политика
- 4147
Выступление Министра экономики и бюджетного планирования Досаева Е.А. на заседании Правительства РК 18 марта 2014 года
Уважаемый Серик Ныгметович!
Уважаемые члены партии!
В 2011 году партия "Нұр Отан", разработав предвыборную Платформу партии до 2017 года, поставила перед Правительством ряд важных экономических и социально значимых задач.
С целью качественного и своевременного исполнения был разработан и утвержден План мероприятий по исполнению предвыборной платформы, который состоял из 362 мероприятий, большая часть которых продолжается до 2017 года.
Разрешите проинформировать вас о реализации экономического блока положений предвыборной платформы за истекший год.
Предвыборной платформой Партии "Нұр Отан" в рамках обеспечения макроэкономической стабильности предусматривалось в 2013 году:
Первое. Обеспечить реальный рост ВВП в среднем на уровне 6-8 %.
Несмотря на слабый рост мировой экономики, реальный рост ВВП в прошедшем году составил 6%, что соответствует запланированному в Плане мероприятий уровню.
ВВП на душу населения составил 13 тысяч долларов США.
Рост экономики был обеспечен за счет роста внутреннего спроса, высокой инвестиционной активности, и высоких темпов роста в агропромышленном комплексе, машиностроении и строительной индустрии.
Основным фактором роста ВВП стало увеличение роста сферы услуг. В 2013 году рост производства услуг составил 7,4%, вклад в прирост экономики составил 3,9 процентных пункта, при этом вклад производства товаров составил 1,4 процентных пункта.
В промышленности прирост выпуска продукции составил 2,3 %. В обрабатывающей промышленности наиболее высокие темпы показала отрасль машиностроения с ростом 14,6%, что обеспечило 88% роста всей перерабатывающей промышлености.
Рост сельского хозяйства составил 110,8% на фоне высокого урожая в прошлом году и низкой базы 2012 года.
Если говорить о прогнозе на среднесрочный период, то в 2014 - 2017 годах с учетом корректировки курса тенге, реальный рост экономики прогнозируется в размере 6-7% в год.
Основными факторами роста экономики Казахстана в этот период станут рост внутреннего спроса, улучшение внешних условий для экспорта, а также рост инвестиций.
В 2013 году реальные доходы населения выросли на 3,0% к предыдущему году, реальная заработная плата – на 1,6 %. Уровень безработицы составил 5,2 %.
Улучшению благополучия населения и повышению качества жизни способствовала реализация программ «Доступное жилье – 2020» и «Дорожная карта занятости 2020».
В рамках реализации программы «Доступное жилье – 2020» из республиканского бюджета в 2013 году было выделено 118,4 млрд. тенге, что позволило ввести в эксплуатацию 703,6 тыс. кв. метров жилья.
В 2014 году на реализацию данной программы в республиканском бюджете предусмотрены средства в сумме 159 млрд. тенге, из которых 20,8 млрд. тенге планируется выделить при уточнении на 2014 год. Данные средства пойдут на кредитование через систему жилстройсбережений, арендное жилье для очередников и молодым семьям, развитие инженерной инфраструктуры, строительство арендного жилья через АО «Казахстанская ипотечная компания». В результате ожидается ввод в эксплуатацию жилья общей площадью 845,3 тыс.кв. метров.
Для организации устойчивой и продуктивной занятости населения, а также сокращения безработицы в 2013 году на реализацию программы «Дорожная карта занятости 2020» из республиканского бюджета направлено 102,0 млрд. тенге. Число лиц, ставших участниками Программы составило- 106,2 тыс. человек, трудоустроено около 113,2 тыс. человек.
На реализацию мероприятий Программы в 2014 году предусмотрено 98,3 млрд. тенге, в том числе на инфраструктурные проекты – 41,8 млрд. тенге, микрокредитование и обучение основам предпринимательства – 21,0 млрд. тенге и т.д. Ожидается, что Программой будет охвачено порядка 95 тыс. человек.
Вторым приоритетом обеспечения макро-экономической стабильности является недопущение роста инфляции.
Правительством и Национальным Банком в целях удержания инфляции в запланированном коридоре 6-8% основной акцент в работе был сделан на недопущении удорожания продовольственных товаров и обеспечении стабильности тарифов, для этого проводилась реализация комплекса мер по обеспечению стабильности цен на внутреннем рынке.
В 2013 году в годовом выражении инфляция составила 4,8%, что на 1,2 процентных пункта ниже уровня 2012 года (6%).
В целях реализации комплексной антиинфляционной политики в оперативном порядке отслеживались внешние и внутренние факторы, влияющие на изменение цен на потребительском рынке.
Принимались меры, направленные на сдерживание цен на продовольствие и топливо, создание условий для развития конкурентных внутренних рынков, борьбу с ценовым сговором и недобросовестной конкуренцией.
С начала текущего года наблюдается увеличение роста темпов инфляционных процессов в стране. Инфляция за январь-февраль составила 2,3% к декабрю 2013 года.
Для обеспечения роста цен не выше заданного коридора Правительство завершает работу по выработке Комплексного плана мероприятий по удержанию инфляции в заданном коридоре на 2014 год.
В текущем году первостепенной задачей будет насыщение внутреннего рынка социально-значимыми продуктами, с установлением предельно допустимых розничных цен и использованием продукции стабилизационных фондов.
В целях насыщения внутреннего рынка республики и стабилизации цен на основные виды нефтепродуктов будут утверждаться Графики поставок нефтепродуктов по областям и гг. Астана и Алматы, и ежемесячно устанавливаться предельно допустимые цены на бензин и дизтопливо.
В частности, разработаны меры по недопущению роста цен на социально значимые продовольственные товары, обеспечению эффективного использования ресурсов стабилизационных фондов для недопущения дефицита продовольственных товаров.
В целях регулирования импортных оптовых поставок нефтепродуктов и обеспечения стабильности на внутреннем рынке будет создан единый оператор по поставкам нефтепродуктов из Российской Федерации в лице ТОО «КазМунайГаз Өнімдері».
Дополнительно хочу отметить, что в 2014 году рост тарифов на регулируемые коммунальные услуги будет осуществляться в рамках предельного вклада тарифов в инфляцию в размере 1,2 п.п. При этом в 2013 году вклад в инфляцию от изменения тарифов на регулируемые услуги составил 1,15 п.п. при прогнозе 1,2 п.п.
Третьим приоритетом Министерства в соответствии с предвыборной Платформой Партии является продолжение политики накопления средств в Национальном фонде.
В соответствии с Концепцией новой бюджетной политики для усиления сберегательной функции размер неснижаемого остатка средств в Национальном фонде увеличен с 20 % до 30 % от ВВП. При этом по итогам 2013 года общие средства Национального фонда по оценке составили 84,6 млрд. долларов США
(38,4% к ВВП).
Принят Закон Республики Казахстан «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2014 – 2016 годы», который позволит обеспечить бюджет стабильным источником доходов, а также в полном объеме профинансировать расходы бюджета, направленные на повышение экономической активности и занятости в экономике.
При уточнении республиканского бюджета на 2014 год размер гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет, в связи с корректировкой курса доллара, увеличен до 1 480 млрд. тенге, на 2015-2016 годы – запланирован в объеме 1 380 млрд. тенге ежегодно.
Для поддержания деловой активности в стране по инициативе Главы государства рассматривается выделение 1 триллиона тенге из Национального фонда в течение 2014-2015 годов на:
- обеспечение МСБ льготными кредитами на развитие обрабатывающей промышленности;
- финансовую поддержку проектов по приоритетам программы индустриализации;
- оздоровление банковского сектора путем выкупа «неработающих» кредитов у банков второго уровня.
Предлагаемый комплекс мер призван обеспечить стабильный экономический рост через развитие обрабатывающих производств, индустриальных проектов в несырьевом секторе и высвобождение собственных средств банков для кредитования экономики.
Для повышения качества предоставления государственных услуг разработан и принят закон «О государственных услугах», который регулирует взаимоотношения услугополучателей и услугодателей.
Также утвержден новый Реестр государственных услуг, содержащий 647 государственных услуг в различных отраслях жизнедеятельности человека.
В рамках нового Реестра государственных услуг проводится работа по стандартизации государственных услуг. На сегодня, центральными государственными органами внесен в Правительство Республики Казахстан 631 проект стандартов государственных услуг, из них утверждены 390 стандартов государственных услуг.
Внесены изменения и дополнения в законодательство Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления. В результате чего произошло функциональное укрепление местных исполнительных органов и увеличение их штатной численности на 5420 единиц, в т.ч. на сельском уровне 4869 единиц.
Как отметил в послании Глава государства, необходимо дать больше самостоятельности органам управления на местах, одновременно усиливая их ответственность за результаты, повышая их подотчетность перед населением.
Дальнейшее разграничение полномочий между уровнями государственного управления будет проводиться в комплексе с подходами, озвученными Главой государства, в том числе будет рассмотрена целесообразность четкого разграничения на законодательном уровне ответственности за результаты между уровнями государственного управления.
Уважаемый Серик Ныгметович!
Уважаемые коллеги!
Хотел бы заверить, что Министерство экономики и бюджетного планирования и дальше будет прикладывать все усилия для реализации целей и задач, поставленных в Предвыборной платформе Партии "Нұр Отан".
Спасибо за внимание!