Казахстан не согласен с российским сбором для авто
- Родительская категория: Новости
- Категория: Политика
- 5126
Наша страна может принять ответные меры в отношении импорта российских машин в РК.
Режим уплаты утилизационного сбора на автомобили, принятый в России, может стать камнем преткновения в переговорах двух стран. Об этом на «правительственном часе» в мажилисе рассказала министр по делам экономической интеграции РК Жанар Айтжанова.
— В октябре вступили в силу изменения в российский закон, согласно которому сбором будут облагаться все автомобили как российского, так и казахстанского производства. Одновременно в проекте федерального бюджета 2014 года предусмотрена полная компенсация утильсбора российским автопроизводителям путем субсидирования. Причем формально это субсидирование направлено на компенсацию затрат по сохранению рабочих мест. Данная ситуация практически ставит крест на перспективах экспорта казахстанской автомобильной продукции в Россию, как будет решаться этот вопрос? — поинтересовалась у министра депутат Меруерт Казбекова.
Жанар Айтжанова признала: такая проблема существует. В то же время сегодня семь казахстанских предприятий по производству автомобилей, автобусов и грузовиков нацелены на российский рынок и рынок Таможенного союза.
— Мы сейчас ведем переговоры с Российской Федерацией о том, чтобы этот утилизационный сбор или не применялся по отношению к нашему будущему экспорту, или же Казахстан будет вынужден принимать ответные меры в отношении импорта российских автомобилей на нашу территорию, — заявила Жанар Айтжанова.
По ее словам, введение утилизационного сбора с казахстанской стороны — это «очень болезненный вопрос».
— Если мы введем утилизационный сбор в таком виде, в каком он был введен в России, у нас просто переговоры по вступлению в ВТО остановятся, — считает министр по делам экономической интеграции РК.
Жанар Айтжанова напомнила: Российская Федерация после вступления в ВТО ввела утилизационный сбор только для импортных автомобилей. Эта норма, по мнению стран—членов ВТО, стала дискриминационной для их производителей. Утилизационный сбор для иностранных машин стал причиной первого разбирательства в отношении России по линии ВТО, которое инициировал Евросоюз. В качестве ответной меры 22 октября этого года президент РФ Владимир Путин подписал поправки, по которым российские автопроизводители с 1 января 2014 года начнут платить утилизационный сбор наравне с иностранными коллегами.
В Казахстане вопрос утилизации автомобилей также с каждым годом становится все актуальнее.
— Мы провели исследования по состоянию автомобильного парка — у нас 3,5 миллиона легковых машин в эксплуатации, из них 2 миллиона старше 18 лет. Через 5 лет этих машин будет уже около 2,5 миллиона. Это последствия того, что у нас была либерализация ввоза бывших в употреблении машин, поэтому мы стоим перед проблемой последующей их эксплуатации, — рассказал первый вице—министр индустрии и новых технологий Альберт Рау.
По его словам, сейчас обсуждается два варианта по системе утилизации автомобилей. Это может быть сбор в бюджет, который будет платить владелец машины, не прошедшей техосмотр, или эти вопросы будет решать «саморегулирующая организация», как это происходит в ряде европейских стран. По мнению Альберта Рау, такой организацией может стать Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен».
Юлия Нитченко, Астана