Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт03292024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Политика ПАРЛАМЕНТ ПРИНЯЛ ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ

ПАРЛАМЕНТ ПРИНЯЛ ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ

 

 

В пятницу состоялось совместное заседание палат парламента с участием президента Нурсултана Назарбаева, в ходе которого депутаты в первом чтении одобрили поправки в Конституцию страны. И уже в понедельник парламентарии приняли документ и направили его на подпись главе государства.

В своей речи перед депутатами Нурсултан Назарбаев особо отметил открытость и прозрачность всенародного обсуждения проекта конституционной реформы, которое интенсивно велось в течение месяца.

- Возможность высказаться получил каждый. Мы все видели, что обсуждение законопроекта было не только массовым, но и качественно насыщенным. В рабочую группу поступило 6 тысяч предложений, которые затрагивают две трети статей Конституции и все ее разделы. Учитывая общенациональное обсуждение, можно утверждать, что этот законопроект - консолидированная позиция народа Казахстана. Народ сказал свое слово и тем самым поддержал модернизацию государственной власти, - сказал президент.

Говоря об особенности текущих реформ, он отметил, что новым законом, во-первых, значительно усиливается роль парламента в государственных делах, в том числе при формировании правительства. Во-вторых, повышается самостоятельность правительства, которому передаются полномочия по непосредственному управлению экономикой. В-третьих, модернизируется конституционная основа правоохранительной и судебной систем, закладываются базовые основы деятельности прокуратуры, предусматривающие высший надзор за соблюдением законности, представление интересов государства в суде. В-четвертых, укрепляется система конституционного контроля. В-пятых, на конституционном уровне закрепляются гарантии неизменности нашей независимости, унитарности, территориальной целостности и формы правления.

- Есть два варианта изменения Конституции - после обсуждения направить на референдум или в парламент. Учитывая, что основные моменты государственной системы власти здесь не меняются, основные моменты прав и свобод человека не затрагиваются этой реформой, нет необходимости проводить референдум с большими затратами и создавать политические проблемы и вопросы в обществе. Избранный народом депутатский корпус согласно Конституции вправе вносить эти законы, и я решил принять второй вариант и внести вам на рассмотрение, - сказал Нурсултан Назарбаев, обращаясь к парламентариям, и попросил их, по возможности не откладывая, с соблюдением всех установленных процедур и законов рассмотреть законопроект.

Более детально о поправках в Конституцию сообщил руководитель администрации президента Адильбек Джаксыбеков. Все конституционные изменения он структурировал по пяти основным блокам.

Первое - поправки, направленные на повышение роли парламента. В этой части предлагается расширить роль мажилиса при формировании правительства, а также усилить контрольные полномочия парламента и палат за деятельностью правительства и его членов. При этом парламентариев наделяют правом ходатайствовать об увольнении того или иного министра в случае неисполнения им закона. В таком случае президент освобождает от должности члена правительства.

При формировании состава правительства предлагается следующий порядок: после консультации с мажилисом премьер-министр вносит представление главе государства о кандидатурах членов Кабинета министров. Исключение делается для министров иностранных дел и обороны, их президент назначает самостоятельно.

Принципиальным же нововведением является норма, согласно которой правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом парламента, а не перед вновь избранным президентом.

Для повышения эффективности работы ветвей власти усиливаются механизмы подотчетности и подконтрольности правительства парламенту и его палатам. Предлагаемые изменения влекут ответственность и подотчетность правительства за свою деятельность не только перед президентом, но и перед парламентом.

Второе - перераспределение части полномочий президента путем передачи правительству полномочия по утверждению госпрограмм и единой системы финансирования оплаты труда работников всех органов, содержащихся за счет госбюджета. Эту задачу правительство будет решать по согласованию с главой государства.

Проект исключает право президента отменять либо приостанавливать действие актов правительства и премьер-министра. Вместе с тем он в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства может направлять обращения в Конституционный совет для рассмотрения вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции. Центральные исполнительные органы, не входящие в состав правительства, как институт упраздняются.

- Это позволит обеспечить компактное правительство, что является одной из целей Плана нации и проводимой административной реформы. Сохраняется, но с оговоркой, при необходимости право главы государства председательствовать на заседании правительства по особо важным вопросам, - пояснил Адильбек Джаксыбеков.

Законопроект уточняет статус парламента с учетом установленного Конституцией принципа разделения властей как высшего представительного органа страны, осуществляющего законодательную власть. В целях повышения роли парламента исключаются следующие законодательные полномочия президента: давать поручения правительству о внесении законопроекта в мажилис, при этом за президентом сохраняется право законодательной инициативы.

- Издавать законы или указы, имеющие силу законов, осуществлять законодательные полномочия в случае делегирования их ему парламентом. Кроме того, исключается право главы государства объявлять рассмотрение законопроектов срочными. В то же время у президента остается право определять приоритетность рассмотрения законопроектов, что означает, что они должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев, - сказал Джаксыбеков.

Третий блок поправок уточняет конституционные основы судебной системы и прокуратуры.

Четвертый направлен на дальнейшее совершенствование организации деятельности органов местного госуправления и самоуправления.

В рамках пятого блока законопроектом усиливаются механизмы защиты основ конституционного строя. На конституционном уровне укрепляются гарантии неизменности независимости.

По итогам обсуждения парламентарии приняли поправки в Конституцию в первом чтении. Вчера же во втором чтении они утвердили еще 10 поправок в Конституцию, выдвинутых ими по итогам заседания совместной комиссии палат парламента.

Первой же поправкой парламентарии закрепили в Основном законе статус Нурсултана Назарбаева. Теперь пункт 2 статьи 91 Конституции будет выглядеть следующим образом: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы, и его статус являются неизменными».

Одновременно ужесточены требования к кандидатам в президенты: парламентарии решили прописать в главном законе страны еще одно условие - обязательное наличие высшего образования.

Наряду с межнациональным согласием утверждено также положение о том, что признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное и межконфессиональное согласие.

Сохранили депутаты и полномочие президента страны по назначению министра внутренних дел, а также закрепили норму относительно того, что лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан.

 

Оксана ДАИРОВА, Астана.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить