ГАНИ КАСЫМОВ: «НИКОГДА НЕ ГОВОРИ НИКОГДА»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Политика
- 2881
Один из самых ярких политиков Казахстана не так давно отметил 66-летие.
Корреспондент «Комсомолки» поздравил именинника и откровенно побеседовал с ним о жизни и политике.
- 3 мая у Вас был День рождения, с чем вас искренне поздравляю! Что для вас этот праздник?
- Благодарю! Признаюсь, я очень люблю дни рождения! Раньше не обращал на это внимания, а сейчас мне очень нравится купаться в поздравлениях, в этих позитивных эмоциях. Приятно слышать много добрых необыкновенных слов, и во вторых, в день рождения, появляются те, кого ты очень давно не видел! И ты, слушая их поздравления, просматриваешь свою жизнь, как будто со стороны, как в какой-то кинохронике, кадр за кадром, и начинаешь по-новому оценивать свое прошлое!
- Насколько сильно образ Гани Касымова – политика и государственного деятеля, отличается от того, какой вы в неформальной обстановке?
- Долгие годы общественной и политической деятельности, пять лет в Мажилисе, шесть - в Сенате несомненно накладывают отпечаток на характер, диктуют определенную модель поведения, что, конечно, сказывается и в быту. Другое дело, что мы меняемся в ногу со временем, проходят лихие годы, а вместе с ними и лихие замашки. Так что в жизни я не сильно отличаюсь от того образа, который все наблюдали. Я открытый и прямой человек, привык всегда в лицо говорить то, что думаю. У меня никогда не было охраны, я никогда не боялся своего народа. Даже, когда я участвовал в президентских выборах и по закону, мне полагалась охрана, я ею не пользовался.
- Гани Есенгельдинович, а кто из политических деятелей прошлого, пример для вас?
- Можно перечислять очень долго: Шарль де Голль, Уинстон Черчилль, Конфуций или модный сейчас Ли Куан Ю, но я считаю, что нужно брать пример ближе к нам и к нашей современной истории. Конечно, для меня это Димаш Ахметович Кунаев, беззаветно преданный Казахстану. Именно при нем республика получила колоссальное развитие и переживала свой расцвет. Есть и другие хорошие примеры, например, Урхо Кекконен, выдвинувший идею «безъядерного мира» – зон, свободных от ядерного оружии, при котором Финляндия совершила огромный скачок в экономическом развитии, Иосип Броз Тито, при котором народы единой тогда Югославии получили мощный импульс, Сукарно в Индонезии и Гамаль Абдель Насер в Египте. Это были выдающиеся личности своего времени, реформаторы, принесшие великую пользу своим народам. Кумиров у меня нет, но интересных исторических личностей очень много. У каждого из них я учусь и не стесняюсь об этом говорить.
- Какими качествами, по-вашему, должен обладать политик?
- Настоящий политик это тот, который работая в интересах общества и страны, не изменяет своим принципам на протяжении всей своей политической карьеры. Настоящий политик интересен и в 70 и в 80 лет, ведь долгая политическая жизнь и борьба дают тот бесценный опыт, который потом способствует правильному распределению интеллектуального потенциала. Преодолевая испытания, зная свой народ и все оттенки настроений общества, законы политической борьбы и правила подковерных интриг, человек закаляется и действительно становится интересен как личность.
- Ваши эпатажные поступки в прошлом были искренни или все-таки это была часть имиджа и предвыборного пиара?
- Хороший экспромт – подготовленный экспромт. Моя предвыборная кампания 1999 года вошла в учебники политологии и политического искусства! До сих пор говорят, что была команда профессионалов-политтехнологов, якобы нанятая мною за огромные деньги, то ли из России, то ли из Украины. Но скажу честно - тогда и возможностей таких не было. А то я был бы не против!
- Скажите, а вы допускаете, что вернетесь в политику?
- Есть хорошая фраза «Никогда не говори никогда!» У многих политиков бывают периоды передышки, какого-то переосмысления, переоценки. Можно на время отойти от активной деятельности и заниматься, например, преподаванием или политической аналитикой. Главное, категорически нельзя замыкаться в себе, надо постоянно развиваться, ведь ситуация в любой момент может измениться и у общества может возникнуть потребность в тебе, и произойдет твоя реинкарнация, как политика!
- Расскажите о работе Совета по защите прав предпринимателей, который вы возглавляете.
- С учетом последних негативных тенденций, таких как девальвация и спад экономики, предпринимательство и, в особенности, малый бизнес, находятся в тяжелом состоянии. Задачи, которые мы решаем - это всесторонняя защита прав и интересов предпринимателей всех уровней и в первую очередь, малого и среднего бизнеса, сохранение бизнес - среды, создание нормальных условий для работы, чтобы предпринимателей не трамбовали, не трясли, не издевались над людьми и не доводили до необоснованного закрытия, с этой целью мы и были созданы. До этого, в масштабах страны, такого института, как Национальная палата предпринимателей не было, каждый был наедине со своими проблемами! Бывало такое, что у кого-то отбирают бизнес, а обидчиками зачастую выступали как раз те, кто должен был бизнес защищать: правоохранительные или местные исполнительные органы.
В состав Совета входят заместитель генерального прокурора, заместитель главы налоговой инспекции, депутаты Парламента, практикующие юристы, общественные деятели, представители СМИ. Совет принимает решения по конкретным случаям ущемления законных прав и интересов субъектов бизнеса, а принятые им резолюции являются прецедентом для правоприменительной практики. В общей сложности, в производстве сейчас у нас более 12,5 тыс. дел. С одной стороны это хорошо, что есть такое доверие к Национальной палате предпринимателей, а с другой, это полнейшее безобразие, что жалоб такое огромное количество! Проблема в том, что у наших правоохранительных и государственных органов слишком много репрессивных прав по отношению к предпринимателям. Я приведу пример, сейчас ограничили срок проверок, проверяют только 1 раз в году, но через год они приходят и так тебя прокачают, что без штанов останешься. У каждого, кто только не придет с проверкой, есть все полномочия – закрыть, арестовать и т.д. Сейчас мы пришли к пониманию, что надо ограничить права проверяющих органов, а также максимально упростить систему регистрации своего бизнеса, чтобы человек мог легко и быстро зарегистрировать свое дело, через так называемый метод «одного окна». Ведь в странах с благоприятным для предпринимательства климатом, доля малого и среднего бизнеса в экономике превышает 50% - 60%, а у нас нет и 20%. Нам нужно стремиться к такому идеалу, когда ты за 2 часа зарегистрировал свое дело и сразу производишь продукцию, а не так, как сейчас, когда, чтобы открыть, к примеру, кафе, ты 20 дней строишь кафе, а еще 120 дней оформляешь бумаги.
- Насколько эффективной является, на ваш взгляд, его работа?
Из всей массы находящихся в производстве дел, более 40% нам удается решить положительно, защитив имущественные права предпринимателей на сумму более 33 млрд. тенге. Но динамика обращений постоянно растет. Так что еще раз повторю свой тезис: пока законодательно не будут приняты нормы, облегчающие предпринимателям их деятельность, ситуация заметно не улучшится.
- Несколько лет назад, Вы говорили, что большинство жалоб предпринимателей были связаны с вопросами земельных отношений, архитектуры и строительства. Что-нибудь изменилось с тех пор?
- Нет, не изменилось! Проблемы стоят также остро! Наиболее часто обращаются в НПП действительно, по вопросам земельных отношений, архитектуры и строительства - всего более 20 %, по вопросам налоговых отношений - 15 %, по вопросам закупок - 10 %. Основная проблема разрешительной системы в том, что, когда идет согласование, людей обременяют бумажной волокитой, как говорится, «на одну бумажку надо 10 справок». Это создает простор для коррупционной деятельности, когда человек готов преступить закон, чтобы быстро решить свое дело, а иногда человека буквально подталкивают к тому, чтобы он дал взятку. Нам надо пересмотреть законодательство, сделав разрешительную систему в формате « одного окна». Все это реально, что доказывает опыт других стран, просто мы сами для себя когда-то придумали эти барьеры. В этом стремлении и вообще в нашей деятельности нас сейчас очень хорошо поддерживает Генеральная прокуратура.
- Как на ваш взгляд нужно бороться с коррупцией? Может быть, следует ли ввести за это преступление смертную казнь по примеру соседнего Китая?
- Коррупция это страшная болезнь нашего общества, она достигла уже просто фантастических масштабов. Годы правового нигилизма, несовершенство законодательно-правовой базы создали предпосылки к этому и наказывать за коррупционные преступления, несомненно, надо по всей строгости и без срока давности. Мы, как страна, стоим на позиции, что смертной казни у нас быть не должно. Смысл запрета на смертную казнь состоит в философском постулате – « не ты дал человеку жизнь, не тебе ее отнимать», это есть в Коране, Библии. Нокогда я узнаю о каком-нибудь страшном преступлении, я задаюсь вопросом: именем закона общество не имеет право отнять у этого подонка, убийцы или насильника, жизнь, а он какое право имел отнимать чужие жизни? Я против смертной казни за экономические преступления, но за убийства с особой жестокостью, за изнасилование малолетних, за торговлю наркотиками, я убежден, смертная казнь необходима! В случае же экономических преступлений, если, к примеру, он взяточник и вор и украл из бюджета народные деньги, то должен не просто полностью возместить все украденное, а в трехкратном размере. Я хочу, чтобы все понимали, с государством шутить не надо, не надо пытаться его обмануть, государство всегда победит!
- В декабре 2014 г., на пике экономического кризиса и девальвации в России, вы предлагали на 1 год отложить введение в Казахстане норм Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Как сейчас, по прошествии времени, вы считаете, выгодно ли Казахстану введение норм ЕАЭС и вообще, членство в Евразийском Экономическом Союзе?
Чтобы понять какие процессы идут в ЕАЭС, нам нужна точная статистика и объективный анализ, совокупной общей картины я пока не вижу. Нам всем необходимо унифицировать национальное законодательство к нормам ЕАЭС, поскольку у нас сейчас общее экономическое и таможенное пространство, а условия труда и производства разные. В эти дни мы проходим этап «притирок», и думаю, за 2-3 года действия общих соглашений проявится полная картина всей выгодности этого Союза для каждого её члена.
- Какой должна быть, на ваш взгляд, внешняя политика Казахстана?
- Во внешней политике наш принцип должен быть – «нет вечных друзей и врагов, вечны и неизменны лишь национальные интересы». Соседей не выбирают, поэтому я считаю, что приоритет во внешней политике должен отдаваться странам, которые непосредственно граничат с Казахстаном – это Россия, Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан. Вот на этих стратегических направлениях и должна концентрироваться наша энергия. В 21-м веке главными становятся отношения с соседями, безопасность региона в целом и потенциал развития страны напрямую зависят от этого! А еще я поддерживаю идею создать ЦАС–Центрально-Азиатский Союз, куда вошли бы Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Туркменистан, в этом случае весь мир будет считаться с таким глобальным 60-ти миллионным объединением.
- В прошлом году вышла книга «Моя жизнь глазами журналистов». Сборник репортажей, эссе и очерков описывают вашу жизнь и карьеру через призму событий в стране. А вы не планируете выпустить книгу мемуаров именно как автор?
- У меня есть задумка выпустить вторую книгу: по моим выступлениям в Сенате, Мажилисе, на различных конференциях и круглых столах на темы внешней и внутренней политики. Это будет именно моя работа, и мне кажется, это будет интересно. А уж в третьей книге будут мои мемуары, как раз годам к 70 я созрею, благо есть, что сказать и вспомнить.
- Гани Есенгельдинович, а вы в социальных сетях есть?
- Для меня Фейсбук и Инстаграмм являются своеобразной лакмусовой бумажкой: интересен я публике или нет. Также для меня это важнейший инструмент общения, обратная связь, где у меня есть возможность напрямую общаться с людьми. Я стараюсь, чтобы все мои посты были информационно наполнены и носили познавательный характер. Год назад я пришел в Инстаграмм, а там - селфи, ноги на пляже, губы уточкой в зеркале и еда во всех ракурсах… Но на своей странице я создал информационный канал. И для меня было открытием, что у молодежи сейчас есть огромный живой интерес к нашей новейшей истории. Когда даешь какую-то информацию про Казахстан в 90-е или 80-е годы, а потом получаешь шквал откликов, это конечно потрясает!
- Вы были почетным президентом казахстанской Федерации каратэ-до шотокан. А сами не занимались единоборствами?
- В юности я много чем занимался: бокс, футбол, волейбол. Но главным моим увлечением была классическая борьба. Моим наставником был Вадим Псарев, заслуженный тренер Казахстана и СССР, тренировавший сборную Союза в 70-е годы. Спорт дал мне очень многое, ведь кроме развития физических данных, спорт является мобилизующей силой, которая накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь, закладывая понятия дисциплины, ответственности, готовности преодолевать трудности, в общем, закаляя мужской характер. Сейчас я с удовольствием смотрю по телевидению бокс, борьбу или смешанные единоборства.
- Гани Есенгельдинович, а о чем мечтаете, расскажете?
- В мою бытность депутатом Парламента мне приходилось много работать в регионах. Будучи руководителем таможни, я много времени проводил на границах нашего государства. Я видел, какие огромные пространства приграничных территорий просто пустуют. С прекрасной землей, чудной природой. Я мечтаю о том, чтобы государство начало осваивать приграничные территории и жизнь на них получила новое дыхание. А для этого нужно привлечь туда население, прежде всего молодежь, бесплатно выделять молодым семьям земельные участки, заинтересовать льготами, выдавать ссуды и кредиты на строительство домов под минимальные проценты, покупку скота и необходимой техники для развития животноводства и сельского хозяйства.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Гани Касымов родился 3 мая 1950 года в Гурьеве (ныне - Атырау) в семье педагогов. Его мама Манара Ахметовна Касымова преподавала казахский и русский языки, именно по ее методике в 40-70 годах преподавали русский язык в казахских школах и казахский в русских. Отец Есенгельды Касымович Касымов был директором школы. На двоих у них 120 лет педагогического стажа.
В 1974 году Гани Касымов окончил МГИМО, куда перевелся из Казахского Государственного университета им. Кирова.
Работал в МИДе КазССР, в Аппарате президента РК и Кабинете министров РК, был торгово-экономическим представителем Казахстана во Франции, возглавлял Таможенный комитет РК.
В 1999 году баллотировался на пост президента Казахстана.
В 1999-2005 годах - депутат Мажилиса, в 2007-2013 года - депутат Сената.
До прошлого года был лидером Партии патриотов.
В 2008 году возглавил Азиатскую ассоциацию бенди.
С 2013 года - председатель Совета по защите прав предпринимателей при Национальной палате предпринимателей РК.
Павел ЗЛОБИН.