СЕКРЕТ КАРАГАНДИНСКОЙ ПИРАМИДЫ РАСКРЫТ
- Категория: История
- 1494
-
08 Нояб 2017
В 2016 году в степях недалеко от Караганды археологи раскопали древнюю пирамиду, сложенную из каменных плит. Изучив сооружение, ученые установили, что это мавзолей могущественного вождя, возведенный в Сарыарке в эпоху бронзы, около 3500 лет назад.
Это археологическое открытие стало настоящей сенсацией: пирамида очень напоминала знаменитые египетские пирамиды, особенно ступенчатую пирамиду фараона Джосера.
Как появился в бескрайних казахских степях таинственный собрат «египтян», читателям «Комсомолки» рассказал казахстанский археолог, руководитель Департамента международных связей Центра сближения культур, эксперт ЮНЕСКО, кандидат исторических наук Виктор Новоженов (на фото).
Откуда в казахской степи пирамиды?
- Могильник Каражартас археологи изучают уже много лет, - сообщил Виктор Новоженов. - Впервые подобную пирамиду на земле Казахстана обнаружили еще в 30-х годах прошлого века. В 1933 году археологическая экспедиция Грязнова и Рыкова раскопала мавзолей, ставший известным в науке под именем Дандыбай. Соответственно, культура, которой принадлежали эти памятники, получила название бегазы-дандыбаевской. Кстати, находился он на территории Карлага, а в раскопках помогали заключенные. Об этом мавзолее было много написано, созданы подробные чертежи, но уже спустя десятилетия найти его никто не мог. Моя археологическая юность, можно сказать, началась с поисков этого мавзолея. Как оказалось, позднее на месте лагеря было устроено водохранилище, которое и скрыло место раскопок под толщей воды. Уже в наше время подобный мавзолей обнаружил карагандинский археолог Виктор Варфоломеев. Но в силу ряда причин раскопать его не удавалось, и вот наконец в 2016 году экспедиция под руководством другого карагандинского археолога Игоря Кукушкина провела раскопки и подробно исследовала его. И уже в этом году группа специалистов под руководством его коллеги Армана Бейсенова провела реконструкцию пирамиды, сумев восстановить ее облик.
Еще отец казахстанской археологии Алькей Маргулан отдал много времени и сил, исследуя памятники бегазы-дандыбаевской культуры. Именно в ней впервые появились такие монументальные мавзолеи. До этого на территории Казахстана была андроновская культура, это были европеоиды с индоиранскими корнями, у них таких погребальных сооружений не было. И вдруг на рубеже второго и третьего тысячелетий до нашей эры внезапно появляются люди совершенно другой культуры, хозяйственного уклада и даже облика - они были монголоидами.
Итак, откуда же взялся народ, построивший эти пирамиды? Народ «тура», создавший бегазы-дандыбаевскую культуру, сформировался в условиях, когда языковое и культурное влияние прототюрков-жунов наложилось на местное ираноязычное население. По одной из гипотез, кочевые прототюркские племена, или жуны (а несколько позже - древнейший пратюркский народ хьянъюн), послужили эпицентром кочевнических волн, которые, захлестнув север Центральной Азии, докатились до крайних западных пределов евразийских степей. Передвижения кочевников были, видимо, стремительными и в большинстве случаев не оставляли после себя заметных следов в материальной культуре. Однако они привели к изменениям местного населения на генетическом уровне, а в антропологическом отношении способствовали появлению монголоидных черт в облике местного, прежде европеоидного, населения.
Найденная в Карагандинской области пирамида (слева) необычайно похожа на египетскую пирамиду Джосера (справа).
Номады - кентавры Великой степи
- Было племя, которое в китайских хрониках называется хъянъюн, другое его название - жуны, - отметил наш собеседник. - Это были тюркоязычные племена тибетского происхождения, которые я называю прототюрками. Они были прекрасные наездники, кочевники, потому что это наиболее прогрессивный способ существования на бескрайних просторах степи. Что самое интересное, их потомки, покорив существовавшую здесь прежде культуру, остались здесь жить, став элитой и диктуя правила жизни.
Традиционно считается, что в эпоху ранних кочевников наступает время тотального господства и триумфа Великих кентавров степей - всадников на верховой лошади. Такое новшество стало революционным во времена усиления в степи ранних кочевников. В отличие от предшествующей эпохи бронзы, когда в военной, хозяйственной и культовой практиках активно использовались колесница и иные типы колесных повозок.
- Если попросить любого человека назвать национальный брэнд Казахстана, уверен, что большинство назовут лошадь, степного скакуна и все, что с ним связано, - продолжает рассказ Виктор Новоженов. - Что дала лошадь людям, которые здесь жили, и человечеству в целом? По археологическим данным, 7 тысяч лет назад на территории Казахстана уже была одомашнена лошадь. А ведь в Китае, Индии, Египте и на Ближнем Востоке в то время не было лошадей, в лучшем случае - ослы. Лошадь боялась человека, и они никак не могли ее приручить. Человечеству понадобилось две тысячи лет, чтобы это сделать. Впервые лошадь приручили и начали использовать на благо человека именно у нас. Кстати, колесницы впервые появились тоже у нас. Великий Шелковый путь ведь возник на взаимном интересе. Если из Поднебесной на Запад шел шелк, то из степей в Китай лошади. Это доказано и китайскими источниками, и археологическими материалами. Есть такая наука - палеозоология, которая изучает кости. Так вот, по найденным в Китае костям выясняется, что это все была порода лошадей из степей Сарыарки (современный Центральный Казахстан).
Истоки казахов в Тибете?
В иранской «Шахнаме - Книге царей» повествуется о войне арийского царя Хаусравы с предводителем туров Франграсьяном (Афрасиабом). Событие это датируется первой половиной VIII века до н.э. Этот и многие другие исторические источники позволяют считать название «туры» иранским обозначением тех же жунов-хьянъюнов. Если ведущей силой жунского союза племен были хьянъюны, то, очевидно, их имя в те или иные моменты могло прилагаться и к массагетам, и к сакам как их наследникам. Действительно, в конце VII века до н.э. враги авестийского кави Виштаспы (Гоштаспы) в Приаралье именовались «хьяона». И к ним же прилагалось прозвище «острошапочные» - а так в более поздних источниках назывались именно массагеты. В конце III века до н.э. загадочный народ, обитавший, видимо, гдето к западу от Алтая, именовался древним названием хуннов «хуньюй» и входил в состав хуннской державы. Возможно, поздние гунны так называли саков. И скорее всего, именно для защиты от этих воинственных кочевников на востоке континента строил Великую стену первый китайский императоробъединитель Ичжен (Цин Шихуан), а его предшественники - ваны северных государств - постоянно воевали с ними. Это подтверждают более ранние, времен династий Ся и Шан, очень интересные находки. В северных и западных провинциях Китая были обнаружены несколько тысяч гадальных костей (бараньи лопатки и черепашьи панцири) с древнекитайскими надписями на них. Следует уточнить, что предсказания и гадания являются неотъемлемой частью жизни китайцев даже сейчас, а тогда они играли огромную роль. Среди многих надписей, например, «пойдет снег». Или «поля дадут хороший урожай». Были и такие «берегитесь, завтра придут жуны». Это недвусмысленно свидетельствует о постоянной и реальной «угрозе с Севера».
Примечательно, что наиболее ранние китайские источники называют всех северных соседей древних китайцев riwem, они же в русской транскрипции жуны, что в дословном переводе - «воин», «боевая колесница», «большой военный поход». При этом отмечается, что указанный термин не этноним, он является общим названием для всех северных кочевых соседей китайцев. Жуны были конгломератом племен, которые в свою очередь подразделялись на северных жунов, или цюаньжунов - «пёсьеголовых» и горных «шаньжунов». Таким образом, можно проследить цепочку от имеющих тибетское происхождение древних народов жунов, ди и хьянюн, к легендарным гуннам (хунну или сюнну), а уже затем к тюркским племенам, ставшим предками современных казахов. Так что можно сказать, что корни казахского народа идут из Тибета.
- Сейчас я могу с гордостью сказать, что на туристической карте страны появился новый уникальный памятник мавзолей вождя древнего народа, когда-то властвовавшего в бескрайних степях Казахстана, - подытожил Виктор Новоженов. - Раскопки на этом месте продолжатся, и я уверен, казахстанские археологи обнаружат еще немало удивительных находок.
Павел ЗЛОБИН.