ИЛАНБАЛЫК: КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ НА КАЗАХСКОЙ ЗЕМЛЕ
- Категория: История
- 1880
-
24 Окт 2017
В 2014 году недалеко от города Ушарал местный житель обнаружил нечто необычное - каменную плиту с высеченным на ней изображением креста и явно древней надписью на непонятном языке. Ученые, исследовав камень, определили, что это христианское надгробие. Еще более удивительно то, что надпись на тюркском языке на нем сделана буквами древнесирийского алфавита.
Об этой находке, которая помогла разгадать тайну затерянного древнего города Иланбалык, «Комсомолке» рассказал наш постоянный собеседник, ведущий археолог Казахстана, доктор исторических наук, академик НАН РК Карл Байпаков.
Гетум I в Каракоруме. Европейская миниатюра.
Учитывая важность артефакта, была немедленно организована совместная экспедиция археологов из Казахстана и США, которую возглавил всемирно признанный специалист по древним городам Великого Шелкового пути Карл Байпаков. Нашедший плиту не смог точно указать место, где он ее обнаружил, и команда археологов начала поиски. И вот удача, через какое-то время в районе Ушарала нашли еще семь надгробий с изображенными на них крестами, а на двух - отрывочными тюркскими надписями на сирийском языке. После тщательной экспертизы один из текстов удалось частично расшифровать и определить дату - 1162 год н.э.
Все дороги ведут в Каракорум…
- Для начала давайте представим себе ту историческую эпоху. Исключительно сложная геополитическая обстановка в Евразии в ХIII-ХIV веках, когда сформировалась великая Монгольская империя, способствовала укреплению весьма странных на первый взгляд связей, - отметил Карл Байпаков. Партнерами и союзниками могли быть русские князья и царедворцы великого монгольского хана, папская курия и ильханы монгольского Ирана, короли Франции и генуэзские купцы. Прямые связи Запада и Востока прервались лишь в 60-х годах XIV века, когда окончательно развалилась Монгольская империя самое большое по площади и самое могущественное в мировой истории государство, сложившееся в Евразии в ходе завоеваний Чингисхана и его ближайших преемников, но в то же время громоздкая и неустойчивая политическая конструкция.
В ХIII веке путешественники один за другим ехали в Каракорум, прекрасную столицу могучей империи, в ставку великого хана. Причины тому были разные: покровительство в торговых делах, защита от врагов или лихоимства монгольских наместников, иные же были просто авантюристами и шпионами. Некоторые оставили нам дневники и сочинения, а о некоторых дошли лишь воспоминания современников. Записи разные по своему значению, что объясняется и целями путешествия, и личными качествами странников. Среди великих путешественников того времени - знаменитый венецианец Марко Поло и монах-францисканец Плано Карпини, монах Гильом де Рубрук, посол французского короля Людовика IX и великий арабский путешественник ИбнБаттута. В плеяде этих великолепных имен нельзя не назвать имя царя Киликийской Армении Гетума I. Когда в 30-х годах XIII века монголы вторглись в Великую Армению, правители Армении Киликийской отсиделись за высокими хребтами Тавра. А в 40-х годах царь Гетум I ценой признания вассальной зависимости от монголов обезопасил свою маленькую страну от их нашествий и приобрел в лице монголов сильных союзников.
В 1253 году к Менгухану в Каракорум отправляется посольство во главе с Гетумом I. Оно выехало скрытно, чтобы просить помощи против притеснений Аргуна, наместника монголов в Закавказье. Отправляясь в путь, Гетум переоделся погонщиком мулов и с очень небольшим числом людей добирался до Каракорума маршрутом, о котором практически ничего неизвестно. Упоминается лишь, что проходил он по Волге и Уралу, да через земли найманов и каракитаев.
Посольство хорошо приняли в ставке Менгухана, был заключен договор с монголами с обещаниями снизить налоги. В 1254 году Гетум I отправился на родину и «по тому пути, который он раньше прошел тайком, возвращался, подобно льву...». Обратный маршрут, подробно описанный источником, представляет большой интерес. Итак, 1 ноября 1254 года Гетум отправился в обратный путь из Каракорума. Среди городов, которые он проехал, упоминаются Алаулех (Алмалык) и Иланбалех (Иланбалык), Далас (Тараз) и Отрар. Благодаря этому маршрутнику и точно локализованным городам Алмалык и Тараз можно определить и местоположение города Иланбалех (Илибали - по китайским источникам или Иланбалык - по мусульманским).
Алмалык в мусульманских источниках упоминается незадолго до монгольского владычества. Он был столицей владетеля Озара (Бузара), который прошел весьма тернистый путь от разбойника и конокрада до владетеля Алмалыка и ряда соседних городов. Позднее он добровольно подчинился Чингисхану. Его династия, по крайней мере, в течение двух поколений, продолжала владеть Алмалыком. Местоположение города определено благодаря маршрутнику китайского путешественника Чан-Чуня, который помещает город на расстоянии одного дня пути к западу от выхода из перевала Талки. Известно также, что от Отрара до Алмалыка в системе Великого Шелкового пути дорога занимала 45 дней, от Алмалыка до Бишбалыка (столицы Уйгурии) - 2 недели. И точно такие же кайраки надгробные камни с несторианскими крестами и надписями на тюркском языке, найденные на городище «Ушарал», были обнаружены и на «Алмалыке». В 1902 году Алмалык посетил русский востоковед и археолог Николай Пантусов, занимавший высокие должности в администрации Верного. В Кульдже ему показали находки из Алмалыка - два кайрака с нанесенными на них крестами и надписями. Таким образом, находки несторианских кайраков и на городище «Алмалык», и на городище «Ушарал» также служат аргументами в пользу того, что Ушарал является развалинами Иланбалыка, названного в дорожнике Гетума сразу же за Алмалыком.
Казахстан - мост между Востоком и Западом
- Археологи искали этот таинственный древний город на протяжении очень долгого времени, однако никак не могли разгадать его загадку, - отметил Карл Байпаков. - По упоминаниям в летописях известно, что это был крупный и процветающий город, мегаполис своего времени, однако каких только предположений и догадок не было о месте его нахождения. В свое время русский ученый-востоковед Василий Бартольд полагал, что Иланбалык соответствует городу Икиогуз, известному по сообщениям Махмуда Кашгарского в XII веке и Эквиусу Гильома Рубрука в XIII веке. Он предложил отождествить его с городищем «Чингильды», которое находилось на участке дороги Верный Джаркент, в 35 км восточнее реки Или. Интересно, что о городище «Чингильды» первым написал Чокан Валиханов в связи с находками там древних водопроводных труб. Однако позже после многих лет исследований ученые смогли убедительно доказать, что город Ики-Огуз Махмуда Кашгарского и Эквиус Рубрука следует отождествить с городищем «Дунгене», расположенным в 20 км западнее Талдыкоргана в селе Балпыкби, а городище «Чингильды», скорее всего, остатки каравансарая.
В 2014 году археологи под руководством академика Байпакова определили, что город Иланбалык находился между селами Кок-Тал и Панфилов (нынешний город Джаркент) и соответствует городищу «Ушарал», что в 60 км от границы с Китаем. На этом городище была обнаружена богатая коллекция монет, что уже само по себе свидетельствует о значимости и величине города, который стоял на этом месте. Всего было найдено три монетных клада и 123 единичные монетные находки. Нельзя не обратить внимание на то, что подавляющее большинство монет Монгольской империи, найденных на месте городища «Ушарал», чеканилось на монетном дворе Алмалыка. То есть город Иланбалык в XIII веке входил в сферу экономического влияния Алмалыка столицы Чагатаидского улуса Монгольской империи, располагавшегося не более чем в двух днях пути (ныне на территории Китая).
Кайрак - надгробный камень с крестом.
- Я искал этот город, еще когда был аспирантом, с конца 60-х годов. И вот, наконец нашел,- поделился Карл Байпаков. - Это важнейшее открытие подтверждает, что еще многие столетия назад Казахстан был мультикультурной страной, своеобразным мостом между Востоком и Западом, где не просто мирно соседствовали, а жили дружно и взаимодействовали самым тесным образом представители разных религий: мусульмане, христиане и буддисты. А также самых разных этносов: тюрки, которых, конечно, было большинство, согдийцы, сирийцы и многие другие. Это доказывают развитые и процветающие города того времени. Еще это открытие говорит о том, что христианство присутствует в Казахстане уже около полутора тысяч лет и, по сути, является элементом исторического достояния казахского народа. Уникальный сплав степной и городской цивилизаций и различных религий и культур. В недрах такого взаимодействия и лежит наш особый путь развития, наш менталитет и генетический код берут свои истоки именно оттуда.
Павел ЗЛОБИН.