Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт03292024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: История АЛАШОРДИНЦЫ ­- РАССТРЕЛЯННЫЙ ЦВЕТ НАЦИИ

АЛАШОРДИНЦЫ ­- РАССТРЕЛЯННЫЙ ЦВЕТ НАЦИИ

В этом году в Казахстане отмечают 100­-летие партии «Алаш». Участники этого движения в свое время предприняли серьезные политические шаги к созданию демократического государства. Позже цвет нации подвергся гонениям и репрессиям. Как дань памяти о них в Алматы прошла научно­-практическая конференция «Алашординцы и их служение народу», в которой приняли участие потомки алашординцев, ученые, историки, политологи, общественные деятели, учащаяся молодежь. Сегодня ее темы актуальны как никогда и отвечают задачам, которые обозначил президент Нурсултан Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», обратив особое внимание на духовное обновление.

Об отце -­ по крупицам

Кларе Сеитовой -­ за 80 лет. Она пришла на встречу с фотографией отца и документами, подтверждающими его активное участие в партии «Алаш». Эти данные она собирала по крупицам в архивах Казахстана и России.

- Я родилась через полгода после того, как отца расстреляли. А мама умерла, когда мне было восемь месяцев от роду, -­ начинает свой рассказ дочь алашординца Асылбека Сеитова. -­ Кроме свидетельства о том, что в 1957 году отец был реабилитирован, ничего не сохранилось. Несмотря на то, что даже в кулуарах боялись говорить о «врагах народа», моя старшая сестра смогла привить мне любовь и уважение к отцу как истинному герою Отечества. И делом всей моей жизни стало восстановление светлой памяти Асылбека Сеитова и его двух родных братьев -­ Мусульманбека и Муратбека. О них не говорят с высоких трибун, но они были активными деятелями партии «Алаш».

Асылбек Сеитов (слева) был активным членом партии «Алаш».

Клара Асылбековна приложила много сил, чтобы выяснить, что ее отец родился в Омске, получил трехступенчатое образование: сначала в церковно­-приходской школе, затем в мужской классической гимназии, а после -­ в Томском университете.

- Он с отличием окончил медицинский факультет, в совершенстве владел французским языком и разговаривал с учеными на эсперанто, представляете?! И здесь нет ни слова преувеличения. Все подтверждается документально. После окончания университета он, будучи молодым врачом, познакомился в Омске с одним из лидеров «Алаш Орды» -Алиханом Букейхановым. Букейханов был намного старше моего отца, но смог увлечь его идеями партии настолько, что вскоре на съезде партии в Оренбурге отец был избран секретарем и тесно работал с Мыржакыпом Дулатовым. Несмотря на должность заведующего облздрава, Асылбек Сеитов не был кабинетным врачом, он ездил по городам и весям страны. В 1937 году отца пригласили в Алматы. Как оказалось, это была палка о двух концах ­- сначала использовали весь его научный и практический потенциал, а потом расстреляли. По указу правительства отец создал поликлинику на базе амбулатории при табачной фабрике. К слову, на тот момент во всем огромном промышленном Ленинском районе не было ни одной поликлиники! А та поликлиника № 5 действует и по сей день, и я горда, что это дело рук моего отца. Безмерно счастлива, что впервые мне представилась возможность поделиться историей семьи в обществе ученых и историков. Чтобы восстановить память об Асылбеке Сеитове, ушли десятки лет. А сколько таких отцов и дедов, о которых не знают потомки? Я рада, что дожила до 100-­летия партии «Алаш», и у меня наворачиваются слезы от того, что я вижу фотографии отца на выставке. Хочу выразить огромную благодарность организаторам конференции.

Кстати, о выставке. Она будет действовать в течение нескольких недель в фойе Национальной библиотеки. Здесь представлены богатые фотоматериалы и документы о жизни и деятельности алашординцев из фондов архива Восточно­-Казахстанской области, Историко­-краеведческого музея Семипалатинска, Центрального государственного музея. Особое место занимают фотографии из личного архива Каюма Мухамедханова, который внес огромный вклад в сохранение памяти участников движения «Алаш».

«Что моя смерть, когда алашевцы погибли?!»

Научно­-практичес­кая конференция «Алаш­ординцы и их служение народу» была организована Общественным фондом «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова» при поддержке Управления внут­ренней политики акимата Алматы.

Ученые, историки, политологи и потомки алашординцев отдали дань памяти славным сынам Отечества.  

- Мы должны знать о судьбе алашординцев, так как они ­ духовная опора современного независимого Казахстана, -­ говорит директор Фонда Дина Мухамедхан. ­- Их духовно-­нравственные качества, искренняя любовь к родной земле и народу позволили сохранить территориальную целостность государства, культуру и язык, заложить основы демократических выборов, создать армию, милицию, справедливый суд. Это был цвет интеллигенции, образованнейшие люди, которых боялась власть. У них были грандиозные планы, но, к сожалению, полностью удалось воплотить лишь гуманитарную миссию. Для современной молодежи это яркий пример, прежде всего, нравственный и психологический. Воспитание на примере жизни и судьбы алашординцев укрепляет духовные устои независимости, формирует сопричастность граждан общей истории, сопереживание трагическим событиям в судьбе народа и развивает ответственность за свою землю. Независимость государства ­ это не абстрактное понятие, а конкретные люди, достойные сыны Отечества, которые всей своею жизнью и конкретными духовно­нравственными поступками открывали и утверждали ценности независимости, сохранили дух Алаш, объединяли наш народ на конкретных примерах сохранения культуры, науки, духовности. Они искренне любили родную землю и свой народ и всегда думали о его будущем.

Для Дины Мухамедхан реабилитация алашординцев -­ не просто красивые слова. Она -­ внучка преподавателя ислама Мухамедхана Сейткулова, который предоставлял свой дом для сбора партийцев.

- Как известно, столицей Алаш Орды был выбран Семипалатинск. И здесь проходили регулярные встречи передовой интеллигенции. Родовой дом моего деда стал одним из центров собраний партии «Алаш», местом обсуждений вопросов истории, культуры и будущего казахского народа. Дед был видным меценатом культуры, он поддерживал издание газет и журналов, у него дома останавливались Абай и его ученики ­ Турагул, Кокбай, Шакарим и другие. Мухтар Ауэзов с молодых лет был частым гостем, так как учился в то время в Семипалатинской учительской семинарии. Дед предоставил писателю возможность проводить в собственном доме первые репетиции пьес «Енлік­-Кебек», «Қарагөз», «Бәйбіше тоқал», «Ел ағасы». Так зарождался первый казахский театр.

В доме мецената бывали такие деятели литературы и искусства, известные представители казахской интеллигенции, как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Мыржакып Дулатов и многие другие личности науки, культуры, искусства и общественные деятели. Истинный патриот родной земли Сейткулов разделил трагическую участь своих друзей-­алашординцев. Его расстреляли 2 декабря 1937 года. В тот день были расстреляны более ста человек…

Лидеры партии «Алаш» -­ Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов и Мыржакып Дулатов.

- Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно. Мой дед Мухамедхан Сейткулов сыграл большую роль в становлении многих знаковых фигур нашей истории, поддержав их материально, морально, духовно. А сколько таких людей было расстреляно в те годы? Наш человеческий и гражданский долг -­ сохранить память о таких людях, установить места их гибели, изучать и помнить их добрые дела и те вечные ценности, воплощением которых были их жизнь и деяния, -­ уверена Дина Мухамедхан.

Дело Сейткулова продолжил его сын Каюм Мухамедханов, сызмальства воспитанный в духе Алаш. Всю жизнь он боролся за реабилитацию многих имен, когда это было под запретом. Вернул из небытия сотни имен, тысячи трудов. Ахмет Байтурсынов, который часто бывал в гостях у деда, как-­то сказал про Каюма: «Этот мальчик еще возродит наши имена». В 50-­е годы, когда о них боялись говорить вслух, Каюм открыто читал дома лекции и рассказывал о деятельности партийцев.

- У деда была богатая библиотека. И эти книги постепенно входили в круг чтения его детей и, конечно, старшего сына Каюма. Например, в библиотеке было и многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (редактор Семенов­-Тян­-Шанский), 18-­й том которого назывался «Киргизский край» и был посвящен истории казахского народа (издан в 1903 году). Одним из авторов этого издания был Алихан Букейханов, будущий лидер партии «Алаш» и глава правительства «Алаш­-Орда». Благодаря труду Букейханова Каюм впервые познакомился с объективной историей своего народа и его культурой.

Каюм Мухамедханов был учеником Мухтара Ауэ­зова и по его наставлению заложил в 1940 году первый государственный музея Абая в Семипалатинске. Когда Каюм Мухамедханов написал диссертацию о школе абаеведения, ему сказали, что есть только школа марксизма­ленинизма, и отправили в Карлаг. О преданности его делу партии Алаш говорят следующие записи о пытках НКВД: «Я тогда думал так: если я и погибну, то что моя смерть, когда такие люди, как алашевцы, погибли?…»

Из архива Центра образования и культуры имени Каюма Мухамедханова на выставке представлены многочисленные фотографии и редкие документы тех кровавых лет. Организаторы очень надеются, что выставка будет интересна не только потомкам алашординцев и ученым, но и молодому поколению казахстанцев, так как без прошлого нет будущего.

Особые люди на фоне серого послушания

Также на конференции была презентована книга «Алаш ұлағаты», в которой впервые по тематическому принципу представлены цитаты лидеров и деятелей движения «Алаш». Книга поделена на следующие руб­рики: государство, язык, религия, культура, земля, воспитание и т.д. Составитель книги ­ профессор Амантай Исин из Семипалатинска.

- История движения «Алаш» -­ одна из самых ярких и волнующих страниц нашего прошлого. Еще в молодости, в начале 70-­х, меня волновал вопрос: кто такие алашординцы и какое они оставили наследие? Перебирая рукописи отца, я находил тексты алашординцев. Особенно меня интересовало письменное наследие Шакарима Кудайбердиева, и я искал у местных аксакалов рукописи писателя и переписывал себе, ­- делится воспоминаниями автор книги. -­ Бывая в Москве по работе, читал в библиотеке газету «Казах», которую издавали алашординцы. В наших казахстанских библиотеках ее в те годы не было. Когда мне предложили составить сборник цитат, пришла идея разбить их мысли по отдельным темам, чтобы любой читатель мог сразу найти то, что ему наиболее интересно. Работая над сборником, я вновь убедился, что это были особые люди ­ великие политические деятели, мыслители, деятели культуры, которые предвидели многое. И в трудных условиях они были преданы тем вечным ценностям, в которых сегодня мы нуждаемся больше всего: любви к Отечеству и своему народу, бескорыстии, честности и чести, уважении к труду и знаниям, верности долгу, жертвенности во имя высоких идеалов.

Из досье «КП»

«Алаш» - движение казахской демократии, провозгласившее создание национальной партии в июле 1917 года. В декабре того же года алашевцы создали орган управления казахской автономией - Алаш-Орду, существовавшую до 1920 года. Активные участники движения были репрессированы в конце 1920-х-1930-е годы. Их реабилитировали в 1955 году, но еще тридцать лет их имена оставались вне официальной истории. Лишь в 1988-1989 гг. по решению ЦК Компартии Казахстана было реабилитировано творческое наследие А. Байтурсынова, М. Дулатова, Ш. Кудайбердиева, М. Жумабаева. Постепенно народу были возвращены имена лидеров партии «Алаш», опуб­ликованы их произведения.

Карлыгаш НУРАЛИЕВА.
Фото предоставлено
ОФ «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова».

Поделиться ссылкой