«ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ» В СЕМИ СТЕНАХ…
- Категория: История
- 2793
-
21 Сен 2017
В археологической литературе принято начинать описание древних городов словами: «Остатки древнего города находятся…». О Сауране такого не скажешь. Город стоит так, как стоял двести и триста лет назад. Отчетливо видны высокие зубчатые крепостные стены с бойницами и далеко выступающие наружу массивные круглые башни. И только выжженная степь вокруг и пересохшие каналы говорят о том, что город мертв.
О жизни этого некогда цветущего города и мощной крепости и что с ним в итоге произошло читателям «Комсомолки» рассказал наш постоянный собеседник, выдающийся казахстанский археолог, доктор исторических наук, академик Национальной академии наук РК Карл Байпаков.
«Сауран - необыкновенно приятный город…»
- Первые письменные упоминания о Сауране относятся еще к X веку, - повествует Карл Байпаков. - Известный арабский историк Абу Шама аль-Макдиси описывал его так: «Сауран (Савран, Сабран) - большой прекрасный город, окруженный семью стенами одна за другой, а в нем есть рабад, соборная мечеть находится во внутреннем городе. Он - пограничная крепость против огузов и кыпчаков». Впоследствии Ибн аль-Асир и другие арабские историки упоминают о нем как о крупном культурном и торговоремесленном центре на юге Казахстана на Великом Шелковом пути. В середине XIII в. Сауран под названием Савран указан в маршрутнике армянского царя Гетума I - в одном ряду с Сыгнаком (Сгнахом), Карачуком (Харчуком) и Асоном (Ясы). При джучидах, в первой половине XIV в., Сауран стал столицей Ак-Орды. Именно здесь похоронен умерший в 1320 году правитель Ак-Орды Сасы-Бука. Его сын Эрзен строил в Сауране и других городах медресе, ханаки, мечети. Роль столичного центра Сауран сохранял и в последующее время. С середины XV по первую половину XVIII века Сауран - один из городов Казахского ханства. В 80-е годы XV века городом правил Иренчи-султан, сын одного из первых казахских ханов - Джаныбека.
Персидский богослов, историк и путешественник Абул-Хайр Рузбихан обстоятельно описал Сауран XVI века: «Необыкновенно приятный город. Построен он в открытой, ровной степи. Он чрезвычайно веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придаст разуму радости и силу… по всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья. Сам город окружен высокой стеной…, а вокруг него ров».
Сауран был мощнейшей крепостью для своего времени. Не зря все современники считают своим долгом упомянуть о городских укреплениях. Так, Хафиз Таныш сообщает, что «благодаря оборонительным сооружениям, обеспеченности водой, продовольствием и оружием, город мог выдержать осаду в течение нескольких месяцев». А средневековый таджикский историк, поэт и писатель Зайниддин Васифи, описывая укрепления Саурана с его крепостными стенами, башнями, валом и рвом, восхищается их мощью. «Крепость Сауран является сильно укрепленной твердыней, такой сильной и мощной крепостью, что рука вращения судьбы никогда не достигала подножия ее вала». При осаде города войсками Абдаллах-хана в 1598 году из Бухары были доставлены осадные камнеметные машины. Они бомбардировали город, разрушая крепостные стены и дома. «Под стены крепости были сделаны подкопы, изо рва была выпущена вода, но крепость оборонялась еще долго», - сообщает один из средневековых летописцев.
Жемчужина на Великом Шелковом пути
- В Сауране, единственном из всех степных городов, достаточно хорошо сохранились крепостные стены, главные ворота, остатки моста и центральной площади, а также древняя каменная мостовая, - рассказал Карл Байпаков. - В город можно было попасть через двое ворот. У главных из них, расположенных на северо-востоке, по предположениям археологов, был поднимающийся надо рвом перекидной мост, что более присуще средневековым европейским городам. От главных ворот мостовая, вымощенная огромными каменными плитами, вела к центру города, где находились остатки медресе и мечети. Обследовавшие их археологи поразились красоте и величию этих зданий, несмотря на их сильные разрушения. Медресе с качающимися минаретами было одним из «чудес света» того времени. Об этом сообщал в своих мемуарах Васифи, живший здесь в 1514-1515 годах. «На плечах его айвана поставлены два высоких минарета необычайной высоты и крайнего благородства, - пишет автор. - У гульдаста тех минаретов прикреплены цепи, а под куполами каждого минарета пристроено бревно так, что если кто-либо с силой приводит бревно в движение, цепь колеблется, и тому, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет, а это одно из чудес мира». Кроме двух больших магистральных улиц в городе было множество мелких улочек и тупичков, переплетенных в сложную разветвленную уличную сеть, своеобразную кровеносную систему города с кипящей на его «венах-улицах» жизнью.
Многочисленные обломки средневековой посуды говорят о том, что Сауран был крупнейшим центром керамического производства. Причем самобытную сауранскую керамику невозможно спутать с какой-либо другой. Местные мастера при помощи сурьмы придавали посуде очень красивые желтые оттенки. Как именно гончары Саурана пришли к этой технологии, ученые пока не выяснили.
До XV века Сауран был одним из крупнейших торговых центров и перевалочных пунктов на Великом Шелковом пути. Его богатейшие базары привлекали сюда торговцев и с Востока, и с Запада, привозивших на продажу самый разнообразный товар: от фарфора и фаянса до парчи, шелка, риса и шафрана. Из письменных источников известно о проходящих в городе многочисленных торговых сделках и «прибытии в Сауран бухарских купцов». Как известно, торговля невозможна без денег, и в Сауране на местном монетном дворе чеканятся свои медные динары. Примечательно, что монеты Саурана, датируемые XVI веком, обнаружены при раскопках Отрара, который находится от Саурана в сотне километров. Причем монеты сауранской чеканки пользовались в отрарском оазисе большим спросом, о чем свидетельствуют как многочисленные единичные находки, так и целые клады. Все это говорит о теснейших торгово-экономических связях всех городов региона и подтверждает, что Сауран, Отрар, Туркестан, Сыгнак и другие города были не только крупными ремесленными и торговыми центрами, но и центрами интенсивного денежного обращения, чему способствовало бурное развитие торговли на Великом Шелковом пути.
Животворящее чудо кяризов
Всем известно, что вода - это жизнь. На первый взгляд удивительно, как Сауран выживал, когда вокруг нет ни одной реки, а только выжженная палящим солнцем степь. А ведь это был крупный город с цветущими садами и наполненными водой арыками, а вокруг него находились многочисленные усадьбы, поместья, цветущие сады, виноградники, огороды, большие наделы бахчевых и зерновых культур. И надо было не только обеспечивать водой огромное количество горожан, но и поливать сады и виноградники, огороды и цветники, наполнять арыки. А еще наполнять опоясывающий город огромный ров глубиной до трех и шириной до пятнадцати метров!
Так откуда жители Саурана черпали столь необходимую им живительную влагу? Ученые нашли ответ, проведя аэрофотосъемку. На сделанных с высоты снимках были прекрасно видны протянувшиеся стройными линиями цепочки земляных кружков, которые оказались следами вентиляционных колодцев. Они были частью сложного гидротехнического сооружения, которое обеспечивало водоснабжение города необычайным для Казахстана способом и известно под названием «кяризы» (система колодцев и подземных каналов, которые собирают и выводят наружу подземные воды). «Подобных им, - замечает Васифи, - не видели люди, объехавшие весь мир на суше и на море».
Из-за того, что Сауран стоял на возвышенном месте, водоносные слои начинались далеко от города, и «людям пришлось прорыть каналы под землей и по ним подвести воду». Протяженность подземных водоводов, с помощью которых вода подавалась в город, составляла несколько километров. Несомненно, чтобы проложить кяризную систему, понадобились не только инженерные знания, но и колоссальный труд сотен людей, работающих в тяжелейших условиях. В любую минуту землекопов, работающих в кяризах, могло затопить. Васифи рассказывал, что «они подвязывали себе на бедра две пустые высушенные тыквы, чтобы не утонуть, если вода вдруг внезапно забьет фонтаном и затопит галереи». Было и много других сложностей. «Случилось так, что в колодец перестал поступать воздух, и работать стало невозможно. Тогда с одной стороны колодца прокопали ход размером с небольшой арык до его глубины и пропустили через ход вроде рукава, сшитого из кожи. К голове рукава пристроили кузнечные меха и качали воздух, а мастера-землекопы работали», вспоминал таджикский поэт.
Строили ирригационные сооружения 200 рабов, которых специально для этого привезли из Индии. Привез их некий эмир Абдалла, которого в благодарность за это сауранцы прозвали Мир-Араб. Именно так именовались почетные горожане, которые распределяли воду. Кстати, в Средней Азии до сих пор людей, ведающих оросительной системой и распределяющих воду, называют «Мираб».
Жизнь и смерть древней твердыни
Археологическое изучение городища Сауран началось более 100 лет назад. О нем упоминается в сочинениях археолога и востоковеда П.И. Лерха, в путевых заметках путешественника и ученого П.И. Пашико, в отчетах географа А.И. Федченко. Все они пишут о хорошей сохранности городища, его стен, развалин мечети и медресе. Развалины мощных крепостных стен с башнями, которые все могут увидеть сегодня, - это город XIII-XVIII веков, его местонахождение не вызывает сомнения. Но при раскопках на этом месте археологи не обнаружили более ранних культурных слоев. Точная локализация домонгольского города явилась поводом для бурных дискуссий в научных кругах. И вот после многих лет поисков первый или, как его еще называют, домонгольский Сауран был найден. Обнаружили его благодаря многолетним тщательным поискам. Городище под названием Каратобе находилось всего в трех километрах от более позднего Саурана. В найденном городище присутствовали все признаки крупного укрепленного города - цитадель, шахристан и рабад. Но наиболее веским аргументом в пользу того, что Каратобе - это и есть древний Сауран, послужили обнаруженные остатки нескольких рядов стен вокруг рабада. Внешнее кольцо крепостных стен длиной более 3 км отступало от центральных развалин на 1-1,5 км, а внутри шли еще как минимум два кольца стен. В письменных источниках упоминалось подобное описание укреплений города у того же аль-Макдиси, на которого мы уже ссылались, говорится про «семь рядов стен». Исследовав городище Каратобе, ученые выяснили, что оно было построено примерно в I-III вв. н.э., а его верхний культурный слой, то есть рубеж интенсивной городской жизни, относится как раз к первой половине XIII века, что совпадает с датировкой нижних слоев крепостных стен позднего Саурана. В ходе раскопок были найдены богатые коллекции древней керамики, монет, а также ремесленных изделий как местного производства, так и импортных, привезенных сюда по караванным трассам Великого Шелкового пути из ремесленных центров Мавераннахра, Хорасана, Ближнего Востока. Эти находки археологов воочию продемонстрировали ученым эволюцию городской культуры на всем протяжении истории.
Пока доподлинно неизвестно, что именно произошло и почему сильно укрепленный, процветающий город сменил свое местоположение. Существует несколько версий: это и эпидемия чумы, и внутренний военно-политический конфликт, приведший к гражданской войне, и нарушение работы кяризов, и соответственно, водоснабжения города, что в итоге привело к переселению городского населения.
- Я считаю, что основной причиной стало монгольское завоевание, - отметил Карл Байпаков. - Монголы, как известно, пришли на территорию Казахстана в 1219 году и за несколько лет сумели захватить и опустошить многие города юга Казахстана и Средней Азии, устроив чудовищную резню населения. Некоторые города были просто стерты с лица земли. Придя в Сауран, монголы не стали его разрушать и уничтожать его жителей, но по какой-то причине горожане были вынуждены покинуть его, а затем, построив рядом новый город, переселиться туда.
Жизнь в Сауране продолжалась вплоть до середины XVIII века, в это время город превратился в «мелкое местечко около Туркестана». В 1866 году русский этнограф, генерал-лейтенант Александр Гейнс описал в своих записках закат Саурана: «Вот как казак передал нам рассказ киргизов. Когда калмыки заняли Туркестан, то вскоре после того осадили и Сауран… Надеясь на свою крепкую стену, жители решились обороняться. Раздраженные упорною обороною, калмыки, взявши город, вырезали его жителей всех до одного, а здания предали огню. Разрушили они и систему кяризов. С тех пор Сауран опустел, и на месте города остались одни развалины…».
Несомненно, Сауран сумел бы восстановиться после очередного нашествия врагов, но вот другому вызову времени, куда более серьезному и непреодолимому, он противопоставить ничего не смог. В XV веке великие географические открытия привели к упадку Великого Шелкового пути. Товары стали возить по морю, и караванная артерия постепенно иссякла. Торговцы, ремесленники, а за ними и остальные горожане постепенно покинули эти места, оставив этот древний прекрасный город на откуп времени.
Павел ЗЛОБИН.