КАЗАХСТАНСКАЯ АТЛАНТИДА НА ДНЕ АРАЛА
- Категория: История
- 3353
-
23 Авг 2017
Всему миру известно о трагедии высыхающего Аральского моря. Некогда полноводное, до начала обмеления Аральское море было четвертым по величине озером в мире. Сегодня площадь поверхности Аральского моря составляет менее четверти первоначальной, а объем воды - менее 10%. В начале 2000-х годов совершенно случайно на обнажившемся морском дне моря, отступившего от прежней береговой линии, была обнаружена удивительная находка - остатки мавзолея из камня и жженого кирпича.
Сенсационная находка на дне моря…
Мавзолей, условно названный Кердери, был датирован примерно XI - XIV вв. Через три года новая сенсационная находка привлекла внимание к археологическим памятникам на дне Арала. В 2004 году археологи К. Байпаков, Д. Воякин и Д. Сорокин обнаружили еще один мавзолей и городище. Этот единый комплекс города и городского некрополя в 65 км от современного поселка Каратерен, что в 370 км к северо-западу от Кызылорды, получил название Арал-Асар.
Обнаружив городище на дне Аральского моря, археологи не сразу поняли, какое сенсационное открытие они совершили. Истории известны затонувшие города на Черном море и в Средиземноморье, даже на озере Иссык-Куль, но о существовании города, подобного Атлантиде, на Аральском море никто прежде и не подозревал.
Эта находка сразу же породила огромное количество слухов. Говорили, что под слоем песка на бывшем морском дне археологи обнаружили развалины строений древнего города, а также хаотично разбросанные останки людей и домашних животных - явный признак того, что все они погибли одновременно и скоропостижно, во всяком случае, хоронить их было уже некому. Похоже на то, что жители города были буквально захвачены врасплох неизвестной силой, смертельной и непреодолимой. Найденные на местах раскопок кувшины и посуда, жернова для помола зерна и железные светильники, монеты и другие предметы быта - все осталось нетронутым на своих местах, как было на момент гибели города. Причиной этого стал резко поднявшийся по неизвестной причине уровень воды, в одночасье затопившей огромные территории вместе с городом и не оставившей жителям никаких шансов на спасение. Более того, после катастрофы уровень моря оставался стабильно высоким, надежно скрыв все следы некогда существовавшего здесь процветавшего поселения.
Известно, что за время своего существования Аральское море несколько раз наполовину пересыхало, а потом вновь наполнялось водой - это явление носило циклический характер, и причины этого ученые не могут установить до сих пор. В последний раз обмелевшее озеро-море начало вновь заполняться как раз в XIV веке, и как предполагают ученые, этот процесс протекал довольно быстро. Известный историк 3. Буниятов в своем труде «Государство хорезмшахов Ануштигинидов» описывает поход войска хорезмского шаха в города огузов Жент и Жанкент в Приаралье в XII веке. В нем говорится, как «армия шла по дну высохшего Аральского моря» и воины встретили на своем пути «несколько цветущих городов», один из которых назывался Рабат-Таган. Есть предположение, что найденные археологами на высохшем участке дна Аральского моря развалины и есть тот самый Рабат-Таган, казалось бы, навсегда затерянный в глубине веков. В пользу этого говорит упоминание в хрониках летописца о том, что город был «опоясан вокруг дамбой на случай прихода воды». Остатки как раз такой защитной дамбы и обнаружили вокруг погибшего города. Ясно, что жители готовились к стихийному бедствию помимо постройки дамбы, горожане запасались продуктами - археологи нашли большие глиняные сосуды, в которых хранилось зерно, зарытые в землю на метровую глубину. Однако, судя по всему, вода, обрушившаяся на город, стала настоящей катастрофой, и защитная дамба попросту не выдержала. По другой версии произошло локальное мощное землетрясение, в результате которого опустился целый участок суши, после чего он был залит водой и стал морским дном. Во всяком случае, съестные запасы жителей города так и остались нетронутыми.
«Этого озера больше нет…»
Чтобы узнать, правда это или нет, корреспондент «Комсомолки» встретился с выдающимся казахстанским археологом, доктором исторических наук, академиком Карлом Байпаковым, который был первооткрывателем «затерянного города».
- Вы нарисовали прямо-таки картину «гибель Помпеи». Не хочется вас разочаровывать, но все было не так, вернее, не совсем так, - рассказал Карл Байпаков. - Наводнение было, но оно было не внезапным и происходило на протяжении достаточно долгого времени, чтобы люди могли собраться и уйти. Останки людей были найдены нами только в располагавшемся рядом некрополе, а каменные жернова, например, жители не взяли с собой только потому, что они были слишком большие и тяжелые. Несомненно, это был развитый и процветающий город. Дамбы в нем не было, но вот оросительный канал шириной 2-2,5 м, проходящий через городище, свидетельствует о развитой ирригационной системе и о том, что жители «тянули» сюда воду, видимо, из протоков устья древней Сырдарьи. Земледелие было одним из основных занятий жителей поселения, которые выращивали в основном зерновые культуры. А наличие большого количества каменных жерновов свидетельствует о развитом мукомольном производстве (всего найдено 14 жерновов и расположенных рядом помещений для хранения муки - хумданов, где стояли большие керамические сосуды хумы для муки и зерна).
Скорее всего, Арал-Асар был торговым городом и важным транзитным пунктом на караванном пути, проходящем по высохшему дну Арала. Экологический кризис в бассейне Аральского моря, который мы наблюдаем сейчас, и найденные на его дне города говорят, что такие же кризисы происходили и в прошлом. Очень важно понять причины их возникновения. Уровень Арала не был стабильным в течение тысячелетий. Установлено таким образом, что Аральское море, являющееся бассейном Амударьи и Сырдарьи, существует только за счет сброса в него воды этих рек. Крупные отступления и наступления воды в Арале были обусловлены именно режимом стока Амударьи и Сырдарьи.
- Это происходило и в эпоху древности, и в период средневековья, - отметил наш собеседник. - В XIII - начале XV в., когда воды Амударьи не доходили до Арала совсем, в частности, и произошло «усыхание Арала», на обнажившемся дне которого были построены города, ставшие торгово-перевалочными станциями на караванном пути.
Интересны исследования русского ученого Василия Бартольда в начале XX века. Основываясь на данных письменных источников (Ибн ал-Асир, Ибн Русте, ал-Омари, Кутб ад-дин Ширази, Хамдаллах Ибн Баттута Казвини, Шереф ад-дин Иезди), он писал, что после разрушения монголами «плотины Гурганджа» Амударья изменила направление и стала впадать в Сарыкамыш и по Узбою дошла до Каспия. Ученый приводит слова придворного историка и географа Шахруха Хафиза-и Абру, датируемые 1417 г., о «Хорезмийском озере» (Арале): «Этого озера больше нет, вода Джейхуна проложила себе новый путь и вливается в Хазарское море... После Хорезма река течет большей частью по степи до того места, где вливается в Хазарское море». Хазарское море - это Каспий. О Сырдарье сказано, что она «в Хорезмийской степи соединяется с Джейхуном и впадает в Хазарское море». Он же приводит слова Бабура о Сырдарье, который писал, что «эта река значительно ниже (города) Туркестана вся впитывается в пески и не соединяется ни с какой рекой или морем». Это указывает на то, что изменение стока рек, когда большая часть его не попадала в Арал, и явилось причиной «кризиса» Арала, который произошел в конце XIV - начале XV в.
Таким образом, обнаружение «Аральской Атлантиды» свидетельствует о том, что катастрофа была. И что в XIIIXIV веках Арал пережил такую же трагедию, какую переживает сейчас. Вначале он усох до нынешних размеров и на обнажившемся дне возникли города. Через них проходила важнейшая торговая трасса, соединявшая Хорезм, Южный Казахстан с Центральным Казахстаном, Сибирью, Китаем, но уже в конце XIV века море вновь заполнилось водой. Сейчас, говоря о кризисе Арала, ученые со всем основанием считают, что такие кризисы имели место и раньше. И причины их не только в деятельности человека, бесконтрольном заборе и использовании воды, а в куда более глубоких природных явлениях, разгадать которые еще предстоит будущим исследователям.
Павел ЗЛОБИН.