Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт11222024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: История АЛМАТЫ: ВЗГЛЯД ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ…

АЛМАТЫ: ВЗГЛЯД ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ…

 

 

В своей недавно опубликованной монографии, посвященной древней и средневековой урбанизации Казахстана (IX-XVIII вв.), выдающийся казахстанский археолог Карл Байпаков, опираясь на данные письменных источников, находки монет и археологические материалы, убедительно доказал, что город Алматы возник в X-XI веках. То есть история города насчитывает не менее 1000 - 1100 лет. Сейчас этот научный труд выдвинут на соискание Государственной премии в области науки и техники имени аль-Фараби.

О точном возрасте южной столицы Казахстана и о том, как удалось его установить, «Комсомолке» рассказал наш постоянный собеседник, доктор исторических наук, академик Карл Байпаков.

 

На земле сакских царей

 

Официальная история Алматы начинается с 1854 года, когда на реке Малая Алматинка была заложена русская крепость, из которой позже вырос прекрасный город, получивший красивое название - Верный. Однако не все казахстанцы знают, насколько далеко в глубь веков уходит его история.

- Прежде всего давайте определимся, что такое город, ведь в науке есть четкое его обозначение, - говорит Карл Байпаков. - Это центр административной и политической власти, средоточие ремесленников и торговцев, центр культурной жизни. Так вот, опираясь на уже доказанные археологами факты, мы можем с уверенностью определить, что город, отвечающий всем эти признакам, существовал здесь минимум 1000 лет назад. Но вообще район Алматы был освоен человеком с самых древних времен. Уже в эпоху поздней бронзы, в X-IX веках до н.э., на этом месте находились оседлые поселения, жители которых занимались земледелием и скотоводством. В более позднее время район Алматы, богатый травостоем, с обильными пастбищами, удачно расположенными в долинах рек и зоне альпийских лугов, заселили сакские, а позднее - усуньские племена, создавшие прекрасную самобытную культуру. От этой эпохи остались многочисленные курганы с захоронениями, из них наиболее крупные принадлежали знати - сакским царям. Совсем недавно такие курганы поднимались среди одноэтажных домиков Верного, но сейчас почти все они скрыты под многоэтажной современной застройкой. Несколько таких курганов уцелело и в окрестностях города: так, группа из трех курганов находится на восточной окраине южной столицы.

В курганах сакской знати археологи находили одежды, богато расшитые золотом, с наборными поясами, оружием, золотыми украшениями, утварью, глиняной и деревянной посудой. О роскоши, с какой саки хоронили своих вождей, свидетельствуют раскопки кургана Иссык в 50 км от Алматы. Собрана и крупная коллекция бронзовых светильников и жертвенных котлов саков, большинство из них хранилось, видимо, рядом со святилищами и предназначалось для родовых и общеплеменных празднеств.

 - К чуть более позднему времени относится одна из наиболее известных находок, обнаруженных вблизи Алматы, - так называемая Каргалинская диадема. Она была найдена в горах Заилийского Алатау ­ в Каргалинском ущелье на высоте 2300 метров, - отмечает ученый. - Это золотая пластина длиной 35 см, на которой вычеканено изображение, удивительное по красоте и мастерству исполнения: растительный орнамент с вплетенными в него фигурами марала и маралихи, между которыми находится феникс, затем крылатый тигр, дракон, козерог и архар, оседланные женщинами, медведь и летящие птицы над ними. Вся композиция разделена на три части фигурками коней, в центре ее находится дракон, а процессии животных слева и справа от него направлены друг к другу. Глаза животных выполнены из сердолика и альмандина, тела инкрустированы бирюзой. Новейшие исследования позволили понять смысл изображения, точно определить возраст и происхождение и расшифровать весь сюжет в целом. Каргалинская диадема была выполнена во II веке до н.э. Удалось сопоставить ее с коронами из раскопок царского погребения Тилля-тепа в Бактрии и сакских курганов в Иссыке и Уладрыке (горный Алтай). Сами изображения на диадеме связаны с широко распространившимся в то время в Европе и Азии культом богини-матери и бога плодородия Диониса. Греческий культ хорошо соотносился с важнейшим праздником восточных народов - Наурызом, отмечаемым в день весеннего равноденствия. Каргалинская диадема как бы иллюстрирует описание дионисийских празднеств, где Диониса изображали едущим на пантере или на тигре. На Каргалинской диадеме изображены все три сферы мироздания: подземная, куда уходят корни Древа жизни, земная - место жизни людей и животных, и небесная - обитель богов и птиц. Распространению этих эллинизированных образов в религии кочевников Семиречья и конкретно района Алматы способствовал Великий Шелковый путь.

 

Город-сад в Семиречье…

 

- Следующий важный этап жизни на территории Алматы связан с эпохой Средневековья, когда здесь возникают и формируются поселения и города, - рассказывает наш собеседник. - Это VIII-X века - время развития городской культуры, перехода к оседлости, втягивания региона в орбиту активной торговли, в том числе и по Великому Шелковому пути. Его ответвление через Илийскую долину стало интенсивно использоваться в X­XIII веках.

Средневековые китайские, арабские, персидские письменные источники сообщают о нескольких крупных городах Семиречья - Тальхире, Ики­Огузе, Каялыке, Иланбалыке. Среди них был и город, находившийся на месте нынешнего Алматы. Населяли города тюрки: джикили, ягма, карлуки, кыпчаки, а также согдийцы, иранцы. Они исповедовали ислам, но среди жителей были, как и в других городах Жетысу, буддисты и христиане. О городе Алматы сообщает современник Бабура - Мухаммед Хайдар Дулати, автор знаменитого сочинения «Тарих-и Рашиди», называя Алматы «одним из красивейших мест Могулистана». Небезынтересно привести еще более раннее упоминание об области Алмалык в «исламизированной» версии об Огуз-хане, которую приводит Рашид-ад Дин в своем выдающемся труде «Джамиат Таварих». События, о которых пишет историк, происходили, скорее всего, в X веке: Огуз-хан в одном из своих походов достиг города Алмалык, где торжественно встретился с группой воинов-ветеранов. Название Алмалык можно привязать географически к предгорьям Заилийского Алатау и району современного Алматы. Неоспоримые данные об этом получены после исследования найденных в этом районе монет. На найденной монете ясно различается название монетного двора и слова «чеканен этот дирхем в области (балад) Алматы», что позволяет предположить, что на месте нынешней южной столицы Казахстана еще в XIII веке существовал город. Удалось определить и дату чеканки монет, это 684 и 685 годы мусульманской хиджры, по нашему летоисчислению – 1285-1286 и 1286-1287 годы.

Большая часть поселений и городов, существовавших на месте нынешнего Алматы, была уничтожена современной застройкой, некоторые археологи успели исследовать, другие известны по материалам научных отчетов, случайным находкам и кладам. Сейчас средневековых городищ, на которых можно вести исследования, не осталось, кроме одного, находившегося в юго-западной части современной южной столицы у входа в ущелье Алмарасан.

 

Монета, чеканенная в городе Алматы в 1268 г.

 

Об остатках этого города писал знаменитый российский ученый-востоковед Василий Бартольд в 1894 году. Он обследовал развалины вместе с городским архитектором Павлом Гурдэ. В отчетах краеведов первой половины XX столетия В.Д. Городецкого, Б.Н. Дублицкого сохранились описания средневековых городищ на территории Алматы: в районе поселка Горный Гигант, на реке Весновка, вблизи санатория «Турксиб». На территории Ботанического сада в 1969 году был случайно обнаружен клад керамики Х-XII веков и остатки городища. Однако наибольший интерес представляло городище, расположенное на месте, где находится Военный институт (бывшее погранучилище). Остатки городища были выявлены при строительных работах. В 1980 году были расчищены остатки средневековой кузнечной мастерской, а в ней - крицы (заготовки железа), набор топоров, тигли для плавки и остатки кузнечного горна. Мастерская датируется X-XIII вв. Рядом на приусадебных участках было сделано много находок, в том числе керамики, которая датируется X-XIII веками. Это были обломки кувшинов с ручками и двух кувшинов без ручек. Именно с этим городищем связаны находки вышеописанных монет.

- Таким образом, керамика, изготовленная на гончарном круге, продукция развитого кузнечного ремесла, находки монет - это, безусловно, свидетельствует о том, что здесь в X-XIII веках находился город, - утверждает Карл Байпаков. - Алматы был центром политической, экономической и культурной жизни Караханидского, а затем Чагатаидского государств, крупным населенным пунктом, игравшим важную роль в международной торговле на Великом Шелковом пути. К началу XIV века город пришел в упадок и постепенно опустел. Причиной этому послужило смутное время после распада Монгольской империи, но в большей степени то, что Великий Шелковый путь уже перестал играть прежнюю роль главной мировой торговой артерии.

В 2016 году ЮНЕСКО официально включила празднование 1000-летия города Алматы в свой Календарь юбилейных и памятных дат, так что тысячелетний возраст Алматы - это неопровержимый факт. Но, как известно, в исторической науке нет устоявшихся догм, и новые археологические находки, возможно, позволят еще более «удревнить» возраст южной столицы Казахстана.

 

Павел ЗЛОБИН.

Поделиться ссылкой