Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Чт04252024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: История ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ­- ДОРОГА ДУХОВНЫХ ИСТИН

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ­- ДОРОГА ДУХОВНЫХ ИСТИН

Трудно переоценить значение Великого Шелкового пути в распространении религиозных идей и течений. Именно по его маршрутам миссионеры несли свою веру. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан шел буддизм, из Сирии и Персии ­- христианство, а из Аравии ­- ислам. Казахстан, по которому проходил Шелковый путь, и где сегодня в мире и согласии живут мусульмане, христиане и представители других религий, имеет более чем тысячелетнюю историю веротерпимости.

Несторианское серебряное блюдо с христианским сюжетом VII­VIII вв., найденное в селе Григоровское (Семиречье).

На эту тему «Комсомолка» поговорила с нашим давним собеседником, одним из крупнейших археологов Казахстана, доктором исторических наук, академиком Карлом Байпаковым (на фото).

Боддхисатвы и крест на земле Великой степи…       

Как считают многие исследователи, буддизм проник в Китай из Индии именно через Казахстан и Среднюю Азию. Китайский паломник Сюань Цзянь свидетельствует, что буддизм был широко распространен среди западных тюрков. По мнению ученых, процесс этот, начавшийся в I веке до н.э., в первой половине VII века дошел до того, что некоторые правители западных тюрков стали буддистами либо покровительствовали буддизму. Исследователь А. Габэн связывает это с переходом тюрков к оседлой и городской жизни.

- На юге Казахстана и в Жетысу распространение буддизма происходило очень динамично, -­ считает академик Байпаков. ­- Об этом убедительно говорят находки, сделанные в разные годы в раскопанных городищах: храмы, монастыри, часовни, а также статуэтки и стелы с изображениями буддийских персонажей. Например, в долине реки Чу были раскопаны остатки двух буддийских храмов в городищах Ак­-Бешим и Суяб, датированные концом VII -­ началом VIII века, а также храм в Красной Речке (IX­-X вв.). Один из храмов Ак­-Бешима включал святилище и часовню. На полу святилища найдены позолоченные бляхи с изображением Будды. Стены святилища были покрыты росписями, а в нишах находились остатки глиняных скульптур с изображением Будды и боддхисатв. Достаточно широко среди находок представлены изделия индийских мастеров: бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины, каменные барельефы и стелы с буддийскими сюжетами. Среди последних открытий археологов очень интересен буддийский подземный монастырь, обнаруженный неподалеку от развалин известного средневекового города Испиджаб (Сайрам). Буддийский храм середины XIII века раскопан археологами в Семиречье в селе Койлык (Антоновка) в долине реки Лепсы.

Однако в Каялыке, который был столицей государства тюрков­-карлуков, помимо буддийского, существовали и христианские храмы. Об этом в своих записках упоминает французский дипломат, монах Гийом Рубрук, посетивший Каялык в 1253 году во время своей миссии к монгольскому хану Мунке, куда его послал король Людовик IX. Ученые выяснили, что христианство распространялось по Великому Шелковому пути в направлении с Запада на Восток. Толчок этому был дан в первой половине V века в Византийской империи, где патриархом Константинопольским Несторием была создана самобытная христианская конфессия -­ несторианство. На Третьем Вселенском (Эфесском) соборе в 431 году учение Нестория осудили как ересь, после чего начались жестокие гонения на несториан. В результате преследований они вынуждены были бежать в Иран. Сторонники опального священника организовали в Персии школу, которая сплотила политическую оппозицию Византии, а несторианские купцы и ремесленники, лишившись рынка сбыта своих товаров в Византии, были вынуждены двинуться на Восток.

Крест на несторианском надгробном камне. Иссык­Куль.

В VII-­VIII веках несторианство получило широкое распространение в городах Южного Казахстана и Жетысу, где активно возводились христианские храмы. После того как при патриархе Тимофее (780­-819 годы) христианство принял карлукский джабгу (тюркский царь), на рубеже IX­-X веков была образована Карлукская митрополия. В городах Тараз и Мерке в те годы действовали христианские церкви. Христиане проживали также в городах Сырдарьи. В XI в. в христианство было обращено монгольское племя кереитов. Рашид­ад-­Дин в «Истории монголов» писал: «Исповедание Иисуса ­- мир ему! -­ проникло к ним (кереитам) и они приняли его». Много христиан было и в среде монголов ­ найманов, а несториане играли в империи Чингисхана значительную роль.

Известно, что на берегу Иссык­-Куля в XIV веке стоял христианский монастырь, где хранились мощи святого Матфея, а при раскопках семиреченских городов Джамукат и Навакет были обнаружены захоронения христиан с серебряными и бронзовыми нательными крестами. В Южно­Казахстанском областном музее хранится каменная ступка, найденная в городище Торткольтобе, отождествленном с городом Будухкет. На ней изображены символы христианства ­ крест и голубь. К выдающимся произведениям религиозного искусства среднеазиатских тюрков­-христиан (а христианство просуществовало в этих краях до конца XIV века) относятся кайраки -­ надгробные камни с несторианскими надписями и символикой. А неподалеку от казахстанского села Ушарал, в 60 км от китайской границы, археологи обнаружили руины древнего города Иланбалык и христианское кладбище с надгробиями. Надпись на древнесирийском языке на одном из надгробий датирована 1162-­м годом нашей эры.

Каялык -­ духовный центр того времени

- Археологические находки вкупе с данными средневековых источников показывают, что христианство распространилось в средневековых городах Казахстана благодаря миграционным потокам, которые шли по Великому Шелковому пути, а Каялык был одним из самых крупных политических, экономических, культурных центров на нем, -­ отмечает ученый. -­ Уникальность Каялыка была в том, что в этом городе одновременно действовали мечеть, манихейский и буддийский храмы и христианская церковь несториан. Город располагался посреди равнины, вместившей в себя множество других городов, но по большей части разрушенных монголо­татарами. По какой­-то причине Каялык не тронули. В чем же кроется загадка? Может быть, действительно в том, что город являлся духовным центром, особо почитаемым у представителей самых разных религий? Вы знаете, корни этой веротерпимости я вижу в особой духовной культуре местного населения, которое миролюбиво воспринимало самые различные религиозные направления. 

Французский монах Гийом Рубрук оставил описание Каялыка как большого города с базарами, караван­-сараями, площадями и храмами. Повсюду на своем пути он искал единоверцев­-христиан. Монах знал, что они жили на территории Азии, начиная с V века, когда здесь появились христиане­несториане. Последних, как еретиков, стали преследовать с 431 года, и они, растекшись по Великому Шелковому пути, поселились в ряде городов Семиречья. Получилось так, что, разыскивая несториан, Рубрук нашел в Каялыке и другие, незнакомые ему религии. В частности, он пишет, что впервые в жизни увидел храм, который поразил его своей необычностью. Священники в нем брили голову наголо, носили желтую одежду, хранили целомудрие, держали в руках «веревочки со ста или двумястами ядрышками» и произносили молитву, похожую на «Отче наш». Рубрук не пишет, что это были буддисты, но только представителям этой религии, как известно, соответствуют вышеназванные атрибуты.

Помимо этого, Рубрук свидетельствует еще об одном храме, как считают сегодня исследователи, принадлежащем манихейству ­ религиозному течению, основанному на дуализме добра и зла. В своем описании Рубрук, возможно, принял манихеев за несториан: «Я нашел некоего человека, имевшего у себя на руке крестик из чернил; отсюда я поверил, что он христианин, ибо на все, что я спрашивал у него, он отвечал, как христианин. Поэтому я спросил у него: «Почему же вы не имеете здесь креста и изображения Иисуса Христа?» Он ответил: «У нас это не в обычае». Отсюда я поверил, что они христиане, но пренебрегают этим по недостатку образования».

Великим Шелковым путем воспользовались и приверженцы еще одной древней религии -­ манихейства, которая возникла в III веке в Иране и быстро завоевала большое число почитателей от Южной Европы до Китая. Манихейство ­- синтез зороастризма и христианства, из которых оно почерпнуло идеи мессианства и борьбы добра и зла. Манихейство сосуществовало с другими религиями в Средней Азии и Казахстане длительное время, причем наиболее распространено оно было в Семиречье и на юге Казахстана.

Среди жителей казахстанских средневековых городов были представители и зороастризма ­ еще одной древней мировой религии, возникшей в VII­-VI веках до н.э. на территории Древнего Ирана. Для его обрядовой практики характерно почитание четырех элементов Вселенной: воды, огня, земли и воздуха. Элементы зороастризма можно проследить в Средней Азии, сырдарьинских городах и в Семиречье по остаткам башнеподобных сооружений, которые можно связывать с башнями огня. Они сохранились в топографии городищ Костобе и Красная Речка. Однако в Средней Азии и Казахстане получил распространение особый вариант зороастризма, отличный от канонического: он тесно переплетался с местными языческими культами, в частности, с культом неба и огня, культом рода и предков, животных ­ барана, лошади, верблюда. Зороастрийская вера была занесена в казахстанские города в VI­VII веках согдийцами (жители Бухары и Самарканда), хотя формирование ее элементов началось задолго до этого в среде сако-­массагетских племен, населявших Южный Казахстан.

В своих записках Рубрук упоминал и о том, что большую часть населения города к тому времени все же составляли мусульмане. И это выглядит вполне естественно для XIII века, когда ислам уже завоевал прочные позиции в Центральной Азии и Восточном Туркестане. И несмотря на кровавые межрелигиозные войны, шедшие повсюду в то время, здесь представители самых разных религий могли жить вместе в мире и дружбе.

Павел ЗЛОБИН.

Поделиться ссылкой