Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: История ПРО ЛЮБОВЬ

ПРО ЛЮБОВЬ

Во время одной научной конференции зашла речь о поэме «Кыз­-Жибек». И вновь заговорили о великой любви, о том, что еще задолго до Вильяма Шекспира тюркский эпос уже раскрыл эту тему. Пришлось возмутиться и попросить в двух словах рассказать о фабуле произведения и его концовке. А все заканчивается тем, что после трагической гибели возлюбленного героиня выходит замуж за его младшего брата! «И где тут любовь?» ­- спросил я. Ответа не было.

Рисунок Дианы Кабдылгазиной.

В казахском устном народном творчестве есть особый жанр, который в литературоведении называется лирические бытовые поэмы. Как писали классики, основной «темой этих поэм является тема любви, страданий и борьбы за свое счастье двух молодых людей». Этим самым они и отличаются от героического эпоса, где основной темой является борьба батыра за интересы народа. Сегодня мы привыкли к тому, что Толеген и Кыз­-Жибек, Козы­-Корпеш и Баян-­Сулу являются образцами великой любви. О любви и только о любви эти поэтические произведения! Но внимательный читатель обнаружит в поэмах скрытый мотив, который, казалось бы, не имеет решающего значения. Как писал великий знаток казахской культуры и эпоса Мухтар Ауэзов, в «основе «Козы-­Корпеш и Баян-­Сулу» лежит обычай «эже-­кабыл» -­ предназначение родителями своих еще не родившихся детей для брака или кровной дружбы. В основе же драматического конфликта поэмы «Айман­-Шолпан» лежит обычай «барымты» (набега) и пленения женщин, как мести врагу или оскорбителю. Вся фабула поэмы «Кыз­-Жибек» основана на обычае «левирата» -­ унаследования жены и невесты умершего ближайшего родственника». Вот такие дела!

Итак, поговорим о философии великих поэм древности. Они появились много столетий назад, и их смысл менялся с веками. В далекой древности эпические произведения имели назидательный характер. Они должны были научить молодых людей правилам поведения мужчины и женщины, кодексу кочевого общества. Поэмы напоминали старшим о необходимости поддерживать единство общества на основе соблюдения древних обычаев. Проще говоря, аксакал, бай ­- глава аула -­ должен был осуществлять справедливое руководство сородичами, приумножать его благосостояние, организовывать взаимоотношения с другими сообществами. Молодые люди занимались выпасом скота и его защитой. Жесткое распределение обязанностей и их неукоснительное соблюдение были залогом выживания кочевого аула и родовой общины. Условия жизни были настолько суровыми, что между богатством и бедностью был один вражеский набег или джут. Как писали путешественники, всего лишь несколько лишних градусов мороза могли превратить самого богатого казаха в бедняка. Распри и сражения за лучшие пастбища, угон скота и грабительские набеги были обычным явлением. Повседневная жизнь была полна опасностей и вовсе не походила на идиллические пасторальные картинки. Как пишут современные исследователи, в столкновениях между племенами гибло больше людей, чем в кровопролитных войнах.

Роль девушки была простой, но весьма важной. Благодаря им заключались брачные союзы между кланами. Девушка, выходя замуж, получала более высокий статус. Замужество означало востребованность и высокую оценку ее личных качеств и потенциала ее аула. Конечно, невеста уходила из рода, но придавала ему больше богатства и мощи благодаря брачному союзу. Недаром казахи считали необходимым искать невесту далеко за пределами кровнородственной общины. Не только для сохранения чистоты крови и предотвращения близкородственных браков. Ведь брак с представителем другого рода создавал основу для приобретения союзника и укрепления позиций в борьбе с врагами. Например, хунгираты получили огромное влияние благодаря брачному союзу с самим Чингисханом. Жены-­хунгиратки были средством защиты своего племени от врагов, поскольку обращались с соответствующими просьбами к своим влиятельным мужьям-­чингизидам.

Такие связи имели длительный характер. Не случайно казахи говорят, что сватовство -­ на тысячу лет. Мужчины для укрепления мощи сообщества также должны были вступать в выгодные для родового коллектива браки. Экономика и политика лежали в основе создания семей, а вовсе не любовь. И в этом не было ничего необычного. Таково было время.

Но с годами ситуация в степи менялась. В XIX веке в казахской среде активно усиливался ислам, который в условиях колониализма являлся важным средством сохранения национальной идентичности. На казахском языке стали печататься переводы восточной религиозной и классической литературы, эпические произведения. Одновременно происходило разрушение традиционного образа жизни, в котором преобладали обязательства члена общины перед сообществом. С развитием рыночных товарно-­денежных отношений, которые вели к распаду кочевого аула, на первый план выходит идея индивидуализма. Вместо долга и ответственности перед родом преобладающей мотивацией становится личный успех. Поэтому в поэзии старые мотивы долга и ответственности уступают место теме любви. Именно в это время происходит постепенная переориентация эпических произведений, когда тема взаимоотношений молодых людей выходит на первый план. Народный эпос под влиянием новых веяний трансформируется в романтический, любовный. Мухтар Ауэзов писал по поводу поэмы о Козы­Корпеше и Баян­-Сулу: «Она исполнялась многими выдающимися поэтами­акынами прошлого столетия, которые внесли ряд существенных изменений в ее содержание и по своему усмотрению перенесли место действия поэмы».

Затем пришла советская власть. В условиях окончательного слома казахского кочевого аула, господства советской идеологии и формирования новой социалистической казахской культуры происходила политика уничтожения национальной ментальности и ее хранителей. Эпические произведения объявлялись феодально­-байскими, реакционными, антинародными. Основные эпические произведения тюркских народов оказались под запретом. Одновременно советская система стремилась стандартизировать все, в том числе и поэтическое наследие. Поэтому в соревновании с Европой, где любовные эпические произведения появились раньше и уже доминировали, необходимо было не отставать и нам. В ответ на «Ромео и Джульетту» приобрели новое содержание древние поэмы. И таким образом тема любви окончательно вытесняет тему долга. Из лирических поэм до нашего времени дошли «Козы­-Корпеш и Баян­-Сулу», «Кыз­-Жибек», «Айман­-Шолпан» и другие.

Давайте попытаемся разобраться в древних пластах поэм. В древние времена у тюрков брак заключался в весьма раннем возрасте. Иногда жениху было 14 лет, а невесте ­- 12. Но были случаи, когда родители договаривались о браке новорожденных, а то и еще не родившихся детей. Так что у молодых не было возможности повлиять на выбор партнера. Жизнь была настолько суровой, что в это время считали, что любовь ­ занятие праздных. Например, всем известная поэма «Козы-­Корпеш и Баян­-Сулу», относящаяся к XI­-XII векам, встречается у многих современных тюркских народов. Отец Баян Карабай и отец Корпеша Сарыбай подружились на охоте, поклялись соединить ожидаемых детей в браке. Но Сарыбай внезапно умирает, Карабай, видя в этом плохое предзнаменование и не желая отдавать дочь сироте, откочевывает в далекие края. В древние времена тюрки верили, что произнесенная клятва услышана великим Тенгри и должна быть исполнена. Залогом является присутствие при этом незримых духов гайперенов, которые фиксируют ее и следят за исполнением. Нарушение клятвы ведет к тяжким последствиям, поскольку духи и боги отворачиваются от таких людей. Отец Баян нарушает клятву и обещает Баян в жены Кодару. В свою очередь Козы-­Корпеш и Баян стремятся исполнить клятву, данную отцами, и тем самым отвратить несчастье от своих семей. Но Карабай и Кодар вероломно убивают Козы-­Корпеша. Баян, не вынесши этого, убивает Кодара и, опустившись в могилу Козы-­Корпеша, падает на кинжал.

Примерно такая же коллизия в поэме «Кыз­-Жибек», которая создана в XVII веке. Толеген ищет невесту, которую находит в лице Кыз­-Жибек. Но его отец хочет, чтобы Толеген уехал к своей невесте через год. Такова традиция, которую необходимо соблюдать. Это еще и воля отца, которая также должна быть исполнена. Толеген дает клятву отцу, что так и сделает. Но нарушает ее и едет к своей невесте, как и обещал, с перелетом гусей. Толеген таким образом нарушает традицию и произнесенную клятву, чем и вызывает гнев аруахов ­ духов предков. Кыз­-Жибек добивается Бекежан, который убивает жениха. Но клятва выйти замуж за Толегена уже дана, и Кыз­-Жибек остается верна ей. Дело в том, что она после произнесения клятвы уже является собственностью рода жениха. Если Толеген погибнет, то по обычаю аменгерства она обязана выйти замуж за его брата. Ведь в то время брак заключался не между молодыми людьми, а между родами, племенами. Вновь налицо проблема долга. Казалось бы, нарушил человек свое слово. Но нужно помнить, что в древние времена это считалось преступлением. Твердость в соблюдении клятвы у тюрков отмечалась многими источниками. В византийских источниках говорилось, что не только клятвы, но и простое «да» и «нет» служит у тюрков нерушимым обязательством. Во время бракосочетания венгерского короля Иштвана V с половецкой княжной (получившей в крещении имя Эрзебет) десять знатных куманов «согласно своему обычаю принесли клятву над рассеченной мечом на две части собакой, обязуясь защищать венгерскую землю от врагов».

Как видим, поэмы, которые мы всегда считали образцами великой любви, на самом деле вовсе не являются таковыми. Можно ли представить себе Джульетту, которая после гибели Ромео выходит замуж за другого мужчину из его семьи?

Конечно, чувства были, и этого никто не может отрицать. И мы не можем говорить о том, что в древние времена вовсе не было любви. Но все­таки древние поэтические произведения были о долге и ответственности. И это было главным в произведениях, которые сейчас у нас считаются поэмами о любви.

Асылбек БИСЕНБАЕВ, кандидат исторических наук, доцент. 

Поделиться ссылкой