Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: История АКЫРТАС - КАЗАХСКАЯ ШАМБАЛА?

АКЫРТАС - КАЗАХСКАЯ ШАМБАЛА?

 

Руины Акыртаса.

 

Казахстанские археологи и историки практически единодушно признают Акыртас одним из самых загадочных исторических памятников Казахстана. Так что же это такое - овеянный легендами древний город тайн и загадок, сакральный центр, «место силы» и мощный источник энергии, в котором страждущие могут исцелить свои недуги и увидеть свое будущее, или, быть может, древняя астрономическая обсерватория, или космодром пришельцев?

 

Таинственный треугольник: Акыртас, Кайлас, Мекка…

Итак, на юге Казахстана, в нескольких десятках километров от современного Тараза, расположены руины древнего города. Выступающие из-под земли развалины из красного песчаника с первого взгляда поражают воображение. О грандиозности комплекса свидетельствуют разбросанные на обширной территории в 4 гектара остатки монументальных строений из массивных красных каменных блоков.

Акыртас представлял собой целый комплекс с жилыми постройками, складскими помещениями и сложной системой водопровода. Комплекс окружали каменные стены высотой 12-15 метров и толщиной до 5 метров. Чтобы враги не смогли сделать подкоп, фундамент уходил в землю на глубину 4 метра. Советский ученый Г. Пацевич в своих научных записках в 1940 году писал: «Следует отметить, что до настоящего времени такого типа сооружение, как по грандиозности его, так и по оригинальности плана, а также использованию при строительстве крупных каменных блоков, на территории Средней Азии и Казахстана пока обнаружено не было».

Пока ученые спорят о предназначении древнего города, Акыртас пользуется все большей популярностью у экстрасенсов и разного рода народных целителей. Они утверждают, что древние руины ­ это своеобразное «место силы», где люди открывают в себе экстрасенсорные способности и дар пророчества, видят вещие сны, исцеляются от болезней и т. д. Ежедневно сюда приезжают несколько машин с паломниками - помолиться, помедитировать, подзарядиться энергией. Считается, что на Акыртасе есть «особые» камни: камень-сердце, камень-почки, женский камень и другие, прижавшись к которым соответствующим органом и попросив у местных духов выздоровления, можно вылечиться. Многие местные жители, по крайней мере, уверяют, что лечатся именно так. По мнению экстрасенсов, Акыртас - это природный генератор, активизирующий спящие ресурсы организма. Это вызвано тем, что древнее сооружение находится в месте тектонического разлома. Сложные геотектонические процессы в земных недрах оказывают сильное воздействие на человека, пробуждая скрытые резервы и способности, активизируя физиологические процессы. Люди испытывают здесь энергетический подъем, прилив сил, особую легкость и просветление. Кстати, посетители развалин регулярно наблюдают и фиксируют над историческим объектом НЛО.

Писатель Аскар Кошмамбетов в рассказе «Акыртас - последний камень» приводит интересную информацию: «Если соединить все три Вершины линиями, то получится Большой Треугольник с основанием Кайлас - Акыр Таш и Главной Вершиной - Меккой. При этом две стороны Мекка - Кайлас и Мекка - Акыр Таш равны по длине. Большой Треугольник объединяет все религии человечества, показывает единство бога и равенство всех перед ним. И как бы является указателем всему человечеству, что мы должны стремиться к Главной Вершине - к единому Богу, опустившему нашего единого предка Адама на землю».

- По площади Акыртас превосходит древнеримский Колизей, а по объему каменных работ равен египетской пирамиде средней величины. План Акыртаса представляет собой почти правильный прямоугольник размером 138 на 162 метра. Ясно, что план такого огромного сооружения составлялся не наобум, для этого требовалось знание точных наук. Продольная ось сооружения имеет отклонение от земного меридиана на 18º. Векторы Акыртаса, являющиеся продолжениями диагоналей, проходят точно через… Мекку, исламскую святыню на Аравийском полуострове, и Кайлас, священную гору в Тибете. Случайность ли это? Вряд ли. Вероятно, создатели города обладали знаниями в области астрономии и инженерной геометрии, - согласен с ним руководитель организации «Археологическая экспертиза» Дмитрий Воякин.

А инженер Виктор Луппорт создал математическую модель, по которой пирамида Хеопса, крупнейшая из египетских пирамид, указывает на определенную точку земного шара, и эта точка - Акыртас.

- На одной из фотографий Акыртаса, которые были сняты с высоты итальянскими геодезистами, прослеживается фундамент, заложенный для сооружений, о существовании которых никто до этого и не подозревал. Здесь также видны 13 идентичных отверстий, расположенных на одной линии на равном друг от друга расстоянии. Об их назначении сейчас можно только выдвигать гипотезы. Особый интерес представляют также 8 узких помещений шириной всего 1 метр и длиной 15 метров, соединенных между собой наподобие лабиринтов египетских пирамид. Непонятно только, для чего были предназначены такие узкие коридоры, - недоумевает Такен Молдакынов, директор Государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза».

 

Загадка, идущая сквозь века…

Так что же это за таинственное сооружение и с какой целью оно было построено? Почему строители покинули его? С этими вопросами корреспондент «Комсомолки» обратился к одному из самых авторитетных археологов Казахстана, академику НАН РК, доктору исторических наук Карлу Байпакову.

­ Ученые до сих пор не могут дать на это точный ответ, несмотря на то, что исследуют Акыртас уже более 150 лет, - поделился ученый. - Причем на протяжении всего этого времени интерес к нему не пропадал, наоборот, памятник неизменно привлекал собой внимание ученых.

Считается, что первым описал Акыртас знаменитый даосский монах Чан Чунь, к которому по легенде в надежде найти эликсир вечной жизни обращался сам Чингисхан. В 1223 году по пути в лагерь Чингисхана монах написал в своем путевом дневнике: «На дороге попалось нам каменное городище: камни совершенно красного цвета; есть следы древнего военного становища. На западе есть большие насыпи могильные, расположенные как звезды в Медведице».

Следующим стал русский художник Михаил Знаменский, который в 1864 году в составе военной экспедиции губернатора Туркестанского края генерала Черняева побывал на развалинах Акыртаса и сделал интересные зарисовки панорамы и фрагментов стен.

Через три года, в 1867-м, городище обследовал известный ориенталист Петр Лерх, который дал предварительное описание, сделал обмеры отдельных блоков и привел сведения о развалинах Акыртаса, собранные в начале XIII века Чан Чунем.

Следующим серьезным исследователем руин стал русский геолог Дмитрий Иванов, который в 1885 году провел глубокие исследования и собрал богатый материал об Акыртасе. В большой подробной статье, опубликованной в журнале «Известия Императорского Русского географического общества», он подробно описал план сооружения и каменоломни, откуда брались камни для строительства, сделал зарисовки орнамента на стенах: «Огромные камни, гигантизм размеров всего сооружения, смелость замысла, искусство и тщательность выполнения и, наконец, эта кажущаяся ныне изолированность громады в сухой пустынной степи ­ все это заставляет смотреть на Акыртас как на одно из замечательных древних архитектурных сооружений в Туркестане. Для подобной циклопической затеи нужно было иметь огромные средства, необходимо было располагать массой рабских рук и огромными богатствами. На такое дело мог решиться только какой-нибудь могучий народный властелин».

 

Буддистский храм, христианский монастырь или дворец?

Существует целый ряд версий по поводу назначения Акыртаса и времени начала его строительства. По мнению Петра Лерха, Акыртас был буддийским монастырем. Известный историк-востоковед Василий Бартольд, который в 1893 году посетил Акыртас, на основе многочисленных легенд выдвинул свою версию ­ это монастырь христиан-несториан. Немецкий археолог и востоковед Бурхард Брентьес полагал, что Акыртас был построен по приказу арабского полководца Кутейбы в 714-715 годах нашей эры, когда Кутейба ибн Муслим стал правителем Центральной Азии. Он строил его как свою резиденцию на севере. В 40­е годы появились версии, что Акыртас был дворцом-крепостью, построенным в VIII­IX веках, либо караван-сараем, который играл роль гигантского торгового центра того времени и стратегически важного перевалочного пункта.

- Из-за отсутствия святилища в цент­ре строения версия буддийского храма отпадает. Несторианские монастыри строились с продольными осями с запада на восток. Отсутствие этого признака отвергает его назначение как несторианского монастыря. Нельзя отнести его и к караван-сараю, который должен иметь один вход, ориентированный по направлению караванного пути, - опровергает эти доводы архитектор Толеу Басенов.

Комплексные археологические исследования, начатые специалистами Института археологии Казахстана в 2004 году, помогли открыть стены сооружения, мощнейший фундамент высотой до 4 метров. Но самое интересное, что, кроме древнего глиняного водопровода, в Акыртасе не было обнаружено никаких находок, которые бы подтверждали, что там жили люди. Все свидетельствует о том, что строительство комплекса так и не было завершено, хотя обмазка на стенах - яркое свидетельство последнего этапа строительства. Интересно, что исследователи нашли сходство в планировке Акыртаса с архитектурой Ближнего и Среднего Востока. Она очень похожа на планировку дворцов Самарры, летней резиденции арабских халифов в Ираке, и известного своим великолепием дворца Каср аль­Хайр аль-Шарки в Сирии.

- На мой взгляд, Акыртас является недостроенной ставкой карлукского Кагана, правителя тюркского племени карлуков, владевших Семиречьем в VIII-IX веках и пригласивших для строительства арабских зодчих. В литературе существуют разные версии о времени начала сооружения комплекса, его назначении и отождествлении с конкретным населенным пунктом. Но ясно одно: в начале XIII века он уже стал памятником, и его руины видел в 1223 году даосский монах Чан-Чунь. При раскопках установлено, что в западной стене комплекса мог располагаться михраб - обращенная на юг ниша в стене, где молятся мусульмане. Если считать, что в Акыртасе была мечеть, то это снимает предположения о несторианском или буддийском назначении всего комплекса. В то же время аналоги планировки Акыртаса уходят в архитектуру Ближнего и Среднего Востока. Она, в частности, очень похожа на планировку дворцов Самарры - летней резиденции арабских халифов, дворцов Сирии, Ирака и Иордании. Все это заставляет взглянуть на постройку Акыртаса как на дворец, - считает Карл Байпаков.

А вообще, загадка Акыртаса и по сей день остается неразгаданной и ждет своего первооткрывателя...

 

Павел ЗЛОБИН.

Поделиться ссылкой