ГОРОД ВЕРНЫЙ: «КИПЯЩИЙ ЖИЗНЬЮ» СКВОЗЬ ВЕКА…
- Категория: История
- 4461
-
19 Май 2017
«Комсомолка» продолжает рассказывать о столь любимых алматинцами улицах южной столицы, в старых и новых названиях которых отражается история родного города и страны.
Здание Театра юного зрителя на углу улицы Калинина и пр. Коммунистического. 1970-е гг. Из коллекции Музея Алматы.
«Наше укрепление растет не по дням, а по часам, - сообщалось в одном из номеров «Санкт-Петербургских Ведомостей» за 1859 год. - Поверьте, что не пройдет и десяти лет, как наше Верное превратится в обширный город, которому будут завидовать не только сибирские, но и города центральной России».
Уже позже выдающийся русский географ Петр СеменовТян-Шанский писал: «Приезд в Верный вечером 17 августа произвел на меня магическое впечатление. В этот вечер отдаленный казалось уголок кипел жизнью. Красивые дома были ярко освещены радостными огнями в каждом окне».
От «Мещанской» до «Кабанбай батыра»…
Одной из самых красивых и оживленных улиц города Верного была Мещанская улица, ныне улица Кабанбай батыра, одна из старейших в Алматы. На карте города она появилась в 1877 году под названием Верхняя четвертая улица, поскольку многие улицы тогда носили номерные наименования. В 1879 году она была переименована в Мещанскую, так как селились на ней в основном представители этого сословия ремесленники, мастеровые, торговцы, домовладельцы и мелкое чиновничество. В российской «Жалованной грамоте городам» мещанское сословие было определено как «городовые обыватели», «среднего рода люди», и именно мещанам принадлежала большая часть городского недвижимого имущества. Однако селились на ней и купцы. В частности, один из богатейших людей Верного, он же один из главных городских благоустроителей и меценатов купец Никита Пугасов имел дом именно на Мещанской улице. Пугасов вошел в историю города как самый успешный бизнесмен того времени. Основанное им в 1871 году торгово-промышленное товарищество «Никита Пугасов и сыновья» имело многочисленные предприятия винокуренные, спиртоочистительные, пиво-медоварные, кожевенные, лакокрасочные. Весь обширный Туркестанский край был покрыт сетью принадлежащих ему лавок, ведущих оптовую и розничную торговлю. А его продукция была настолько качественной, что «Пугасовский» бренд на международных сельскохозяйственных и промышленных выставках множество раз удостаивался престижных наград. Запомнился верненцам Пугасов и как крупнейший благотворитель - именно на его деньги в городе были построены многие богоугодные заведения - храмы, мечети и синагога, школы и больницы.
В 1936 году советская власть назвала улицу по имени «всесоюзного старосты» Михаила Калинина - революционера и видного советского государственного и партийного деятеля. А в 1991 году, после обретения Казахстаном государственной независимости, улица была переименована в четвертый раз в честь Кабанбай батыра, национального героя казахского народа, одного из самых выдающихся казахских батыров. Посвятивший всю свою жизнь борьбе с джунгарскими захватчиками, Кабанбай не проиграл ни в одном из 103 сражений и остался в памяти народа как великий воин и полководец.
«Каких только народностей вы не встретите на его улицах…»
Город развивался и рос. Вместе с ним стремительно росло и население. Через год после основания укрепления, летом 1855 г., в Верное прибывают первые переселенцы-казаки (199 чел. с семьями) 9-го и 10-го полковых округов Сибирского казачьего войска. Они основали на юго-западе Большую АлмаАтинскую станицу. Осенью того же года новые партии переселенцев, казаков Ишимского и других округов, татар из Семипалатинска, основывают Малую АлмаАтинскую станицу и Татарскую слободу. В 1883 году верненцев насчитывалось 18 040 человек, в 1897 - 22 700, а в 1904 году население выросло уже до 26 943 человек. Резкий скачок населения наблюдается после того, как Алма-Ата (Верный был переименован в 1921 г.) в 1927 году получает столичный статус. Если в 1939 г. в столице Казахской ССР проживало 230 500 человек, то в 1959 г. - 456 тысяч, а в 1970 г. - 730 тысяч. За миллион численность алматинцев перевалила в 1983 году. Сейчас Алматы известен как один из самых многонациональных городов Казахстана. Южную столицу считают своим домом представители более 100 национальностей. Столь же разнообразен был этнический состав города и в период своего основания.
«Улицы города Верного по пестроте снующего по ним люда, - вспоминал в своих статьях о Туркестанском крае А. Хворощихин, - представляли собой оригинальное зрелище. Здесь скачет киргиз или калмык, там чинно идет, прикрываясь веером от солнца, китаец с длинной косой, тут выступает сарт или переваливается типично русский мужик и поселенец-малоросс. Бабыпоселянки развозят по городу арбузы и дыни, калмыки верхом на быках продают дикую малину, набранную в соседних горах».
Русский дипломат и востоковед генерал Лев Костенко.
Аналогично описывал национальную пестроту города в своих «Очерках Семиреченского края» в 1872 году и русский дипломат и востоковед генерал Лев Костенко:
«Верный замечателен разнообразием своих обитателей. Каких только народностей и племен вы не встретите на его улицах. Большинство населения составляет казачье сословие - коренные поселенцы; затем следуют малороссияне, пришедшие недавно и приютившиеся временно на территории нового города. К числу переселенцев следует отнести незначительное количество чуваш, мордвы, черемисов и других племен с Поволжья. Кроме того, Верный населяют: татары, живущие в отдельной слободе; сарты пришельцы из других городов Туркестанского округа (Аулиеата, Чимкент, Ташкент), из кокандских и кашгарских владений; киргизы, принимающие полуоседлый быт; калмыки, пришедшие из Кульджи после китайского погрома в 1864 году; они, большею частию, приняли христианство. Таранчи и дунгане. Китайцы, приходящие сюда из Небесной Империи по торговым делам. Наконец, евреи тоже живут торговлею».
Проспект Сейфуллина
Как тогда было принято, представители одного народа старались держаться вместе и селились рядом, компактно. Некоторые улицы получили свои названия благодаря проживающим на них народам, такие как, например, Сартовская, Таранчинская, Кашгарская. Одна из важнейших городских магистралей - проспект Сейфуллина - первоначально называлась Сартовской. На этой улице на северо-западной окраине Верного селился в основном узбекский торговый люд. Сарты, как тогда называли узбеков, вели торговлю, занимались ремеслами, огородничеством и гужевым извозом. После установления советской власти в 1927 году улица стала называться Узбекской вплоть до января 1962 года, когда была переименована в честь Сакена Сейфуллина - советского партийного и государственного деятеля и основоположника казахской советской литературы. Узбекская улица составила большую часть проспекта Сейфуллина, но в 1950-1960 годах к ней присоединились и продолжили ее в северном направлении улицы Вокзальная, Докучаева, Бессарабская. Каждая из названных улиц, представляющих ныне проспект Сейфуллина, связана с историей и развитием города Алма-Аты. Основанная в 1930- годах Вокзальная улица соединяла железнодорожную станцию Алматы-1 с пригородным колхозом «Парижская коммуна», а улицы Докучаева и Бессарабская до 1962 года относились к разряду сельских улиц и пролегали на территории пригородных поселков.
Улица Байтурсынова
Одна из старейших в городе и одна из немногих, которые пережили четыре и более переименований, - улица Байтурсынова. Изначально эта улица, основанная в 70-х годах XIX в., называлась Таранчинской. Таранчи, именно так тогда называли спасавшихся от китайских гонений и переселившихся из Кульджинского края уйгуров и дунган, так же как и сарты, занимались в основном торговлей, огородничеством. Переименованная в конце 20-х годов в Уйгурскую, в 1962 году она получила свое новое наименование - улица Космонавтов. Связано это с тем, что именно в этом году был утвержден праздник - День космонавтики в честь полета в космос Юрия Гагарина. В 1993 году, уже в независимом Казахстане, улица была переименована в последний раз в честь Ахмета Байтурсынова - выдающегося казахского просветителя, ученого-лингвиста, писателя и государственного деятеля. Именно на этой улице, в доме, в котором он вместе с семьей жил в 30-е годы, сейчас находится его Дом-музей, где все желающие могут ознакомиться с жизнью и творчеством ученого через уникальные архивные фотоматериалы и документы, личные вещи и рукописи.
Павел ЗЛОБИН