Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт11222024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: История КАК ПРЕДКИ КАЗАХОВ ДЛЯ ВИКИНГОВ ПИСЬМЕННОСТЬ ПРИДУМАЛИ

КАК ПРЕДКИ КАЗАХОВ ДЛЯ ВИКИНГОВ ПИСЬМЕННОСТЬ ПРИДУМАЛИ

Как предки казахов для  викингов письменность придумали

Когда слышишь слово «руна», возникают ассоциации со скандинавскими пейзажами, суровыми викингами, рвущимися в бой с мечами и топорами в руках. Древние скандинавы, как и другие народы Северо­-Западной Европы, пользовались этой письменностью много веков назад. Но мало кто знает, что систему рунического письма, распространившуюся на куда большей территории, создали предки казахов ­ древние тюрки. 

В переводе с германского языка слово «руна» означает «шепот», «тайна», «секрет»… Так какие же тайны скрывают в себе знаки древнего тюркского письма? Почему германо-­скандинав­ские и тюркские руны так удивительно похожи, и какие из них появились раньше? Разобраться в этом нам помог Владимир Осколков (на фото), кандидат исторических наук, доцент университета AlmaU. 

Что же такое руническое письмо?

- Это алфавитная письменность, в которой каждый знак передает определенный звук или слог. В то же время она обладает рядом характерных особенностей, отличающих ее от привычных нам кириллицы или латиницы. Древнетюркские руны писались справа налево, однако руническое письмо допускает следование знаков и слева направо. При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков: таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный вид, а при левом -­ зеркально отраженный. Традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл ­ при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи, ­- отметил Владимир Сергеевич.

Германские рунические надписи находят в самых различных частях Северо-­Западной Европы. Больше всего -­ несколько тысяч! ­- их обнаружили на территории Швеции, но они есть и в Англии, Шотландии, Норвегии, Исландии, Дании, Германии и еще много где.

Что касается древнетюркской рунической письменности, то ареал ее распространения поистине огромен, ее образцы находят во всех уголках евразийского пространства, всюду, где простирается Великая степь, ­- от Орхона до Дуная и от Якутии до пустыни Гоби. Первые сообщения о рунических надписях, найденных в Азии, появились на рубеже XVII и XVIII веков. Бывший в плену у русских шведский офицер Ф. Страленберг, живший в Сибири в 1713-­1722 годах, обнаружил их около Енисея и таким образом стал одним из первооткрывателей загадочных знаков. Он назвал эти письмена «руническими» из-­за их поразительного внешнего сходства с германскими рунами. Петр Великий посылает экспедицию во главе с ученым Д. Мессершмидтом, который с 1719 по 1727 г. исследовал необъятные просторы Сибири. И она также обнаружила в верховьях Енисея странные надписи, состоящие из таинственных знаков. Позже такие же надписи были открыты в Туве, Хакасии, Монголии, Китае, в районе Байкала и на Алтае. Основными местами первоначальных находок были долины рек Енисея и Орхона, поэтому и надписи стали именовать орхоно-­енисейскими, или просто орхонскими рунами, чтобы отличить их от рун, найденных на территории Западной Европы. 

Кому принадлежат орхонские руны? 

- Кому их только не приписывали: скифам и гуннам, кельтам и готам, монголам и угро­-финнам... Почти две сотни лет попытки прочтения надписей оставались безус­пешными. Сначала ученые попробовали читать орхоно-­енисейские руны так, как читаются руны европейские. Но из этого ничего не вышло. Стало очевидно, что, несмотря на удивительное сходство рунических знаков, чтение их различно. Западноевропейские руны скрывают язык германской группы, а какой язык скрывается за руни­ческими знаками письмен, найденных в Азии? В 1889 году русский путешественник Н.М. Ядринцев обнаружил в верховьях реки Орхон (Северная Монголия) три каменные стелы, имевшие текст на двух языках: одно и то же содержание было передано китайскими иерог­лифами и орхоно-­енисейскими рунами. Это событие дало возможность датскому ученому-­лингвисту Вильгельму Томсену найти ключ к чтению надписей. Среди слов, записанных по­китайски, были и собственные имена. Следовательно, эти имена должны быть и в рунической части надписи. Томсен нашел их и вскоре установил значение всех знаков орхоно­енисейских рун. Оказалось, что знаки эти запечатлели тексты, написанные на древнейшем тюркском языке в VIII в. н. э. В конце 1893 года Томсен представил Королевскому обществу свой предварительный доклад: всего на 15 страницах была дана полная дешифровка загадочной письменности и приведено чтение всех знаков ее алфавита. Первым делом Томсен установил направление письма, оказалось, что чтение знаков его идет не слева направо, а справа налево. Затем датский ученый подсчитал, сколько знаков использовалось в орхоно-­енисейском письме. Их было 38, и на основании этого Томсен предположил, что имеет дело с алфавитным письмом, в котором могут встречаться и слоговые знаки (для чисто слогового письма знаков слишком мало, а для алфавита -­ слишком много).

Народ, называвший себя тюрками, основавший почти на всем протяжении Великой степи от Желтого моря до Черного огромную империю Тюркский каганат, или Кёктюрк (Небесные тюрки), и создал загадочные письмена, которые удалось расшифровать Томсену. Прочтение их позволило заглянуть в тюркскую историю вплоть до VI в. н. э. И, главное, это дало в руки ученым бесценный материал для изучения истории тюркской семьи языков. Орхоно­-енисейская письменность обслуживала единый древнетюркский литературный язык того времени. Исследователи выделяют семь его групп: ленско­-прибайкальскую (принадлежавшую курыканам), енисейскую (Кыргызскому каганату), монгольскую (Восточно-­тюркскому каганату), алтайскую (Западно-­тюркскому каганату), восточно­-туркестанскую (Уйгурскому каганату в Монголии), среднеазиатскую (Уйгурскому государству в Восточном Туркестане), восточно-­­европейскую (Волжской Булгарии, Хазарскому каганату и печенегам).

В 1894 году русский ученый-­тюрколог В.В. Радлов завершил первый перевод крупнейшей из найденных надписей, так называемого памятника «Кюль­тегин», а в 1896 году Томсен выпустил книгу, посвященную чтению орхоно-­енисейских рун и переводу надписей, оставленных древними тюрками. В том же году В.А. Каллаур, большой любитель древностей и энтузиаст изучения старины, нашел тюркские рунические надписи в Казахстане и Киргизии, в Таласской долине, окруженной с Севера величественными отрогами Киргизского хребта.

По мнению Томсена и других исследователей, орхоно-­енисейский алфавит восходит к ранним формам согдийского письма, но значительно переработан и изменен применительно к нормам тюркского языка. Древнетюркский рунический алфавит состоял из 38 знаков геометризированных очертаний и в отличие от согдийского прототипа был хорошо приспособлен для фиксации на камне, дереве, металле. Руника достаточно точно передавала фонетические особенности тюркского языка. К важнейшим графическим особенностям древнетюркского письма следует отнести парность букв для согласных в слогах с гласными переднего и зад­него ряда. Знаки располагались по горизонтальным строкам, которые читались справа налево и сверху вниз. В графике орхонских, енисейских и других территориальных групп памятников имеются расхождения. В фонетической системе языка памятников также заметны черты различных диалектов. Позднее было доказано, что орхоно-­енисейскими рунами пользовались на всем пространстве Центральной Азии. Впрочем, вопрос о происхождении древнетюркских рун нельзя считать решенным окончательно, и он еще ждет своих открытий. 

Что написано на чаше Золотого человека? 

- Близкие к древнетюркскому письму рунические надписи V­II вв. до н. э. обнаружены в Киргизии ­ Талас, Балыкчи и др., а также в Казахстане. Раскопки в Семиречье, которые много лет ведут археологи Казахской Академии наук, принесли, помимо находок древних городов и поселений, драгоценных украшений, оружия и военного снаряжения, и надписи на предметах, очень похожие на рунические. А возраст этих надписей на добрую тысячу лет превосходит возраст древнетюркских рун!

Наиболее ценная из этих находок -­ надпись на серебряной чаше, найденной в богатейшем погребении так называемого «Золотого человека», относящемся к середине
I тыс. до н. э., при раскопках кургана возле села Иссык. На дно чаши нанесены 26 рунических знаков, весьма похожих на знаки древних тюрков. Вполне может быть, что эта надпись ­ самый ранний памятник, оставленный тюрками задолго до того, как в VI в. н. э. возник могучий Тюркский каганат. Ряд исследователей считают, что письменность на чаше из Иссыкского кургана ­ предтеча древнетюркского языка, есть попытки прочесть эту надпись по-­тюркски. Например, известный казахский поэт Олжас Сулейменов, уделяющий много внимания истории казахского народа, прочел надпись следующим образом: «Сын хана в двадцать три (года) умер. Имя и слава (народа) иссякли».

Однако многие ученые считают, что пока нельзя ставить знак равенства между древнетюркским и «иссыкским» письмом, ибо знаки их далеко не тождественны. А текст надписи на чаше очень мал по объему: 26 составляющих его знаков можно прочесть, как показывает математическая теория дешифровки, несколькими различными способами, и «вычитать» разное содержание. Так что дело за будущими открытиями и новыми исследованиями, ­- считает историк.  

Магический алфавит 

Большинство исследователей делают вывод, что руны хранились в общем духовном наследии германских народов и были связаны с некоей тайной устной традицией, которая передавала смысл, а не только звучание и начертание этих знаков. Происхождение рун у скандинавов (а это германские племена, ушедшие на север, на Скандинав­ский полуостров) считалось божественным. Согласно скандинавской мифологии, их нашел, пожертвовав собой, сам Один ­ бог колдовства и поэзии, воинской доблести и творческого вдохновения. Девять ночей он провисел на Мировом дереве ­ ясене Иггдрасиль, пронзенный собственным копьем, «принеся себя в жертву себе же». И в результате познал священные знаки ­ руны. Скандинавы считали, что руны обладают сильнейшей магической силой, и активно использовали их в магических целях. О гадании континентальных германцев с использованием знаков, похожих на руны, рассказывал еще римский историк Тацит в I веке нашей эры. А в Скандинавии археологи обнаруживают рунические знаки, начертанные во II веке нашей эры. О рунической магии прямо говорится в «Старшей Эдде» -­ древнеисландском сборнике песен о скандинавских богах и героях, а также в древнеисландских сагах, относящихся к эпохе викингов (VII­XI вв.). Любой буквенный алфавит можно применять в магических целях, а германские руны -­ это редкий вариант алфавита, являвшегося и магическим, и обычным буквенным практически в одно и то же время. Поэтому, возможно, и сохранился до наших дней. Это связано, с одной стороны, с широким распространением магических знаний, их врастанием в плоть и кровь народа (не зря из всех индоевропейских народов именно у северных германцев бог-­колдун Один становится верховным божест­вом пантеона). А с другой, с потребностью скандинавов в развитой алфавитной системе ­ для торговли, переписки и тому подобного. После переселения германских племен англов и саксов в Британию в V веке н. э. магические системы и представления германцев (руны) и кельтов (друидский магический алфавит «огам», культ деревьев и др.) непостижимым образом сошлись в создании сначала раннего англосаксонского рунического строя из 28 рун, затем Нортумбрийского из 33 знаков. Магическое использование рун с приходом христианства подверглось осуждению и забвению. Но в XIX­XX веках, когда началось возрождение немецкого народничества и «германской духовности», вспомнилась древняя, слывшая магической, письменность -­ руны. Так возникла новая «эзотерическая» рунология.

В наше время любители оккультных изысканий и приверженцы нео­язычества уже хорошо знакомы с рунами. Книги о рунах пишут популяризаторы ­ писатели, журналисты и идеологи возрождения «северной Веры». Люди гадают на рунах, носят рунические амулеты и талисманы, иногда пытаются использовать руны для магических ритуалов, изменения реальности, влияния на существующий ход вещей. Совершенно очевидно, что для постижения логики и смысла древних надписей необходимо понимать, насколько это вообще возможно, мировосприятие тех людей и того времени. Но для того, чтобы использовать те же руны сейчас, необходимо трансформировать или находить новые оттенки смысла самих знаков. Так возникает новый смысл древних рун, реальный для нас и современного мира. И руны по­прежнему выражают определенные принципы мироздания, и мы можем по­своему описать и исследовать многие аспекты и стороны окружающей нас реальности.

Кто принес руническое письмо в Европу? 

- В скандинавских преданиях говорится, что руны им принес верховный бог Один, придя из некоей Восточной страны Аустрики. Где же находится эта загадочная страна? На этот счет мнения ученых расходятся. Тур Хейердал искал ее на территории современного Азербайджана. А по моему мнению, это территория, где жили арии, легендарная и загадочная «Страна тысячи городов», Аркаим ­- то есть Южный Урал и север современного Казахстана,- ­ предположил Владимир Осколков. ­- Считается, что древнетюркское руническое письмо появилось в начале VIII в. н. э. и просуществовало до X вв. н. э., я же считаю, что руни­ческая письменность на территории Казахстана появилась за много веков до этого. Я могу предположить, что именно отсюда, с севера Казахстана, руны распространились в западном направлении и в итоге дошли до германских народов. Мы можем увидеть, что у древнетюркских и скандинавских рун прослеживается удивительное сходство. Схожесть просто невероятная, некоторые руны абсолютно идентичны. Также прослеживается прямая связь скандинавских гаданий на рунах с древнетюркской Книгой гаданий и китайской Книгой перемен И­Цзин. Опять же удивительно похожа у древних скандинавов и тюрков вера в Древо жизни. У древних тюрок это Байтерек, в германо-­скандинавской мифологии ­ «ясень Иггдрасиль», кстати, оно есть и в индийском эпосе «Бхагават ­Гита», где оно известно под именем «вечное дерево Ашватт­ха». Это могучее дерево корнями удерживает землю, кроной подпирает небо, а у подножия его течет Мировая река. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол ­ в земном, а крона ­ в небесном. У тюрков в кроне Дерева жизни священная птица Самрук каждый год откладывает яйцо ­ Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева, что символически означает борьбу Добра и Зла, Света и Тьмы. У скандинавов на верхушке ясеня Иггдрасиль живет мудрый орел, меж глаз которого сидит ястреб Ведрфельнир, а живущий у подножия дерева дракон Нидхёгг подгрызает его корни.

Павел ЗЛОБИН.

Поделиться ссылкой