Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Чт04252024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: История КТО БЫЛ ДЖОКОНДОЙ ГАБИТА МУСРЕПОВА?

КТО БЫЛ ДЖОКОНДОЙ ГАБИТА МУСРЕПОВА?

 

Рабочий кабинет полностью сохранил обстановку и дух того времени.

 

Сегодня - 115 лет со дня рождения выдающегося казахского писателя Габита Мусрепова. Накануне юбилея корреспондент «Комсомолки» побывала в квартире-музее писателя, где он прожил последние 17 лет.

Четырехкомнатная квартира в «золотом квадрате», где в советское время жили многие деятели культуры и партработники, осталась практически в том же виде, какой была при жизни Габита Мусрепова. После его смерти лишь объединили в большой зал-фойе две комнаты, здесь размещены экспонаты, рассказывающие о жизни и творчестве писателя. А в его рабочем кабинете и гостиной полностью сохранились обстановка и дух того времени, на письменном столе в числе прочих вещей - очки с толстыми линзами, пепельница, мундштук и набор остро наточенных карандашей.

- Габит Махмутович всегда писал карандашом. Если что-то не нравилось - стирал резинкой и писал заново. Поэтому у него нет черновиков, все рукописи в единственном экземпляре и абсолютно чистые, - рассказал руководитель музейного комплекса Адилгазы Кайырбеков. - Еще одной особенностью было то, что он писал арабской вязью, так как в аульной школе изучал мусульманскую грамоту.

Напротив рабочего стола - еще один стол, небольшой, на очень высоких ножках. Его делали на заказ специально под рост писателя, чтобы Мусрепов мог писать и читать стоя - с годами начала болеть спина, и он не мог долго сидеть на одном месте.

Особое восхищение вызывает библиотека - более двух тысяч книг! А еще больше книг Мусрепов при жизни подарил школе родного аула (Габит Махмутович родом из села Жанажол в бывшей Акмолинской губернии, ныне это Северо-Казахстанская область. - Прим. ред).

 

Писателя часто называли «ювелиром слова».

 

- Мусрепов побывал во многих странах мира, был активным участником конференций писателей стран Азии и Африки. Поэтому в экспозиции много сувениров и подарков из разных частей света. Например, кусочек шерсти мамонта, который ему подарили писатели Якутии в знак высокого уважения, вырезанные из дерева образы животных, которые ему подарили в Африке, - рассказывает Адилгазы Жаксылыкулы.

У Габита Мусрепова было не одно хобби - и бильярд, и охота, и поделки из дерева. Часто, гуляя на природе, он находил необычные коряги и делал из них трости. Сам очищал ножом, отрезал лишнее, придавал форму. Большинство тростей раздарил друзьям, в музее остались лишь несколько экземпляров. 

В литературном зале за стеклянными витринами - рукописи и книги писателя, фотографии, где отражены рабочие моменты, семейные снимки. На отдельном стенде - многочисленные ордена, медали и грамоты. К слову сказать, Габит Мусрепов - единственный писатель Казахстана, который в 1974 году заслужил высокое звание Героя Социалистического Труда.

- Габит Мусрепов был не только писателем, но и ученым-литературоведом, критиком, сценаристом документальных и художественных фильмов, писал либретто к операм, - продолжает наш экскурсовод. - Например, к «Кыз Жибек» - первой казахской опере, в которой партию Кыз Жибек исполняла знаменитая Куляш Байсеитова, а позже в разные годы Бибигуль Тулегенова, Шабал Бейсекова, Нуржамал Усенбаева, Майра Мухамедкызы.

Мы переходим от одного стенда к другому, где как вехи жизненного пути статьи, сценарии, письма… О своей разносторонности Мусрепов писал так: «Может показаться, что я недопустимо разбрасывался, и не только в выборе жизненного материала. Писал прозу, передовицы и очерки в газете, пьесы, сценарии документальных и игровых фильмов, занимался переводами, выступал в качестве литературного и театрального критика. Но причина тут не в легкомыслии, не в самомнении. Национальным писателям моего поколения (и не только казахским, но и киргизским, узбекским, туркменским, таджикским) приходилось быть едиными не в трех, а во многих лицах...».

Конечно, главное наследие Габита Мусрепова - его книги, герои которых несут мощный заряд духовности и нравственности, без которых человек гаснет, как свеча, имеют высокие идеалы гуманизма, благородны, служат не своим прихотям, а обществу. Мусрепов создавал образы незаурядных личностей, будь то талантливый акын, герой народного эпоса или лидер освободительной борьбы ­ все они прекрасны по своей духовности и чистоте. И у самого писателя всегда была твердая общественная позиция: в 1937 году он встал на защиту репрессированного Беимбета Майлина. «Если он враг, то и я враг народа!» - заявил Мусрепов на партсобрании в Союзе писателей Казахстана. Через год его исключили из партии.

Особое место в экспозиции занимает отрывок из «Письма пятерых», написанного 4 июля 1932 года и обличающего голощекинский голодомор.

Мы подходим к стенду с романом «Улпан», работа над которым заняла многие годы.

- В числе любимых писателей Мусрепова был Максим Горький. Габит Махмутович написал целый цикл рассказов и новелл о матери. Ему, как и великому русскому писателю, была близка эта тема. В 1975 году вышел в свет роман «Улпан», образ которой писатель вынашивал около 40 (!) лет.

Когда коллеги спросили Мусрепова: «Признайся, кто такая Улпан?», Габит Махмутович с улыбкой ответил: «Это моя Джоконда».

Экспозиция музея заканчивается прощальным письмом писателя. В 1985 году он, уже будучи тяжело больным, диктовал последние слова молодому поколению:

«…Вот и я готовлюсь в холодные объятия священной земли родной. Подвожу итоги долгой своей судьбы, полной надежд, борьбы и веры, и вижу, что было немало обид, но много и радостей. На моих глазах взметнулся ввысь флаг нового казахского государства. Мы обрели независимость, а с нею вес в глазах всего мира. Только бы не упустить теперь из виду, что без великой литературы и искусства нет величия и наций. И там, где нет возвышающего души единства, нет ни благополучия, ни осознанного движения вперед. Потому-то нередко и медь сходит за золото, и ворон - за сокола. Большое же искусство должно иметь большой и чистый характер».

Через три дня, 31 декабря 1985 года, Габит Мусрепов ушел из жизни. Ему было 83 года. Музей в доме писателя открылся через шесть лет после его смерти, большой вклад в его создание внесла старшая дочь Мусрепова Энгелина.

А через восемь лет постановлением правительства Дом-музей Сабита Муканова и Дом-музей Габита Мусрепова были объединены в Государственный литературно-мемориальный музейный комплекс. Не только потому, что они расположены по соседству, - их связывали многолетняя крепкая дружба и родство.

 

ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ

 

Четыре брака, или Разница в возрасте любви не помеха

 

Кусни Ягафорова, 38 лет в браке.

 

У Габита Мусрепова была бурная личная жизнь. По данным музея, двадцатилетним юношей, работая военкомом Таузарской волости, Габит похитил молодую сноху местного бая (фото нет). Прожил с ней полтора года до отъезда в Оренбург. В этом браке детей не было. Через три года женился на 22-летней Кусни Ягафоровой, дочери башкира и татарки. В этом союзе у Мусрепова родились четыре дочери. Со второй супругой Габит Мусрепов прожил 38 лет до ее кончины. Третьей его женой стала актриса Раиса Мухамедьярова, его муза, разница в возрасте с которой была 37 лет. Потом Сергей Азимов снимет документальный фильм «Поздняя любовь классика» по воспоминаниям Раисы Мажитовны и письмам, которые Мусрепов ей писал. В браке с актрисой родились две дочери. Однако союз распался через шесть лет. Четвертой женой писателя стала его верная помощница и секретарь Газиза Бисенова, с ней он прожил до конца жизни.

 

Раиса Мухамедьярова, 6 лет в браке.

 

Газиза Бисенова, 15 лет в браке.

 

Карлыгаш НУРАЛИЕВА.

Фото Эдуарда ГАЛЕЕВА. 

Поделиться ссылкой