Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: История О ЧЕМ СНИМАЛИ КИНО БОЛЕЕ ПОЛУВЕКА НАЗАД?

О ЧЕМ СНИМАЛИ КИНО БОЛЕЕ ПОЛУВЕКА НАЗАД?

 

 

В этом году более 50 кинокартин, созданных на киностудии «Казахфильм», отмечают круглые даты. Среди юбиляров - «Березы в степи» (1956), «Беспокойная весна» (1956), «Мы здесь живем» (1956), «Земля отцов» (1966), «Тревожное утро» (1966), «Встречи на Медео» (1976), «Моя любовь на третьем курсе» (1976), «Чужая белая и рябой» (1981), «Мой дом на зеленых холмах» (1981) и другие.

В Центральном государственном архиве хранятся документы, которые «рассказали» «Комсомолке» о том, как создавались некоторые фильмы.

 

«Люди в труде не показаны!»

 

В этом году 60 лет исполняется фильму «Березы в степи» режиссера Юрия Победоносцева.

Много лет назад на обсуждении у членов худсовета, среди которых были видные деятели культуры, были самые разные отзывы об этой картине.

Маловичко считал: «Картина получилась интересная и производит сильное впечатление. Самое главное - созданы характеры героев. Конечно, событий больших в картине нет, да это и не обязательно. Мария, безусловно, героиня. Дмитрий несколько розоват, он положителен, без недостатков, но и необязательно присваивать ему недостатки…» Поддержал картину и К. Сатыбалдин: «Я разделяю мнения товарищей - фильм получился. Когда обсуждали режиссерский сценарий, у меня было много замечаний. Теперь, как я вижу, эти замечания при съемках фильма учтены. Название «Березы в степи», по-моему, оправданно: здесь опоэтизированы русские березы, воспетые Есениным. Прижились березы, прижилась и Мария - русская женщина в казахской степи». А вот Фролов заподозрил крамолу: «У меня по сценарию было много замечаний - он охаивал нашу действительность. Вот пример: на празднование привозили пиво, его пили банками, сковородками, сейчас это устранено. Говорили и о шофере, работающем налево, это тоже устранено. Но в фильме остался образ пьяного, и непонятно - или это критика якобы неприглядной действительности, или что еще. По-моему, это относится к тем фактам, что за последнее время в нашей литературе и искусстве авторы чернят нашу действительность…» Файнберг отметил совсем другое в просмотренной картине: «В этом фильме впервые очень хорошо, удивительно просто и приятно раскрыта дружба казахов и русских. Она достоверна, здесь сама жизнь».

 

 

Шалатуркин согласился с Фроловым в том, что «в фильме есть много такого, что чернит советскую власть», и добавил: «Степан показан двойственным. Дмитрий не показан за работой, бродит за Марией как тень. Вообще люди в труде не показаны. Не много ли пьют в фильме? И действительно непонятно, где это происходит. У меня создалось впечатление, что это новый колхоз. Но если старый, действительно получается охаивание Советской власти, так как за сорок лет не появилось в колхозе радио, клуб, электричество».

Шакен Айманов подвел итог: «Вся съемочная группа имела очень хороший, поэтический сценарий, и можно было бы сделать фильм гораздо сильнее. Тут спорили о названии. Оно хорошее. Березы - это символ русской женщины. Беда в другом: в фильме березок нет. Сперва их коза обглодала, а потом, когда привезли новые, они не успели вырасти. <…>Не знаю чем объяснить, вероятно, упрямством режиссера, который не хотел прислушаться к мнению художественного совета и мало работал с актерами или совсем не работал <…> Неудачна музыка в фильме. Это в основном увертюра, а что она раскрывает, не поймешь: или знойную жаркую степь, или холодный север, или симфонию труда. Финальная фраза главной героини убита музыкой…»

Фильм был доработан и выпущен на экраны.

 

Снимали о Баглановой, получилось про… Серкебаева

 

История создания другой картины - «Песня зовет», которая в этом году отмечает 55 лет, была долгой и запутанной.

Худсовет ознакомился со сценарием писателя Капана Сатыбалдина «Степной соловушка» и дал положительный отзыв: «В сценарии рассказывается о молодой талантливой певице из народа, об ее приходе в большое профессиональное искусство, ее становлении и формировании как артистического дарования. Автором сценария поставлена цель показать и пропагандировать через образ молодой актрисы музыкальную культуру казахского народа, отеческую заботу народа и партии к молодым талантам. Замысел автора показать в будущем фильме путь актрисы в профессиональное искусство как путь, сопряженный трудностями и перипетиями, является правомерным. Сценарий профессионально грамотен, сюжет динамичен…»

После этого фильм запустили в производство с рабочим названием «Песни джайляу», а в главной роли стали снимать Розу Багланову. Но дело не заладилось.

Багланова написала руководству киностудии заявление: «В течение двух лет писатель Капан Сатыбалдин писал сценарий фильма «Степной соловушка», в главной роли которого должна была играть я, поскольку сценарий в большей степени отражает мою биографию. <…> В настоящее время фильм запущен в производство. Но от режиссерской работы Таналиной у меня осталось досадное впечатление, так как она творчески совершенно не подготовлена, чтобы поставить этот фильм. Если киностудия полагает, что в главной роли должна сниматься я, то я прошу вас, учитывая то обстоятельство, что я не драматическая актриса, дать мне более подготовленного, профессионально сильного кинорежиссера. При такой атмосфере и при таком режиссере я категорически заявляю, что сниматься в роли Айгуль не хочу, потому что не могу взять на себя чрезмерную ответственность. Я знаю, что киностудия придает большое значение этому музыкальному фильму. Если будет заменен режиссер-постановщик, заявляю, что в фильм вложу всю свою энергию и умение, и готова работать не покладая рук и оправдать оказанное мне доверие».

Не удовлетворили отснятые кадры и худсовет. Было сказано, что «в отснятых эпизодах нет динамичности, темпа», «бросается в глаза операторская слабость», «на лицо один существенный просчет - молодому режиссеру Карсакбаеву, еще не работавшему даже вторым режиссером, вдруг поручили самостоятельную постановку», «актеры не работают, они точно не представляют себе, кого они должны играть в определенном эпизоде», а «Розу Багланову надо заменить на более молодую девушку».

Высказался Ходжиков: «На мой взгляд, весь материал дисгармоничен. Режиссер-постановщик является главнокомандующим группы. В данном фильме главнокомандующий не знает, как командовать, над кем и над чем командовать. Актерская работа, работа режиссера с актерами оставляют желать лучшего. Можно смело сказать, что ее почти нет. Поведение актеров, их физические действия во многих эпизодах страдают непродуманностью и отсутствием глубокого смысла».

Шакен Айманов был категоричен: «Материал фильма в целом не выдерживает критики, потому что это не материал художественной картины, а всего-навсего упражнение. «Песни джайляу» по своему характеру - лирическое повествование. Литературный, режиссерский сценарии написаны на профессиональном уровне. Диалоги хорошие, сочные, но режиссер не сумел прочесть сценарий, изобразительно раскрыть то, что там есть. Картину надо приостановить. Надо заменить Розу Багланову. Карсакбаев не должен снимать один, надо дать художественного руководителя…»

В итоге режиссером картины был назначен сам Шакен Айманов. Сценарий существенно переработали, были еще названия - «Тринадцатая дочь Баяке» и «Поющий аул», в итоге получилась картина «Песня зовет». Члены худсовета дали хорошие отзывы после просмотра фильма и высказали предположение, что «многие зрители будут им довольны».

«Сценарий «Тринадцатая дочь Баяке» создавался для того, чтобы дать возможность широкому кругу зрителей познакомиться с творчеством народного артиста Советского Союза, выдающегося певца Ермека Серкебаева. Ситуация, найденная авторами (когда знаменитый певец по недоразумению попадает в «Поющий аул» (шутливое название), дает колхозной молодежи легкомысленное обещание руководить их художественной самодеятельностью, а вернувшись в город, забывает об этом), давала возможность создать комедийно-гибкую драматургическую основу сценария. <…> Музыкальный фильм повествует о путях творческого содружества колхозной художественной самодеятельности и большого профессионального искусства». Также худсовет отметил «большую заслугу и огромную работу режиссера-постановщика Шакена Айманова, умевшего создать добротный фильм…»

Интересное замечание на заседании высказал Есенберлин: «Я, может, по своей ограниченности воспитательного характера многой музыки не воспринимаю и джазовое сопровождение до меня не доходит».

Фильм отнесли к третьей категории и выплатили постановочные: режиссеру­постановщику Айманову ­ 2500 рублей, художнику-постановщику Зальцману - 1000 рублей. Актер Серкебаев, сыгравший Досая, получил 600 рублей, а Мухамедьярова, исполнившая роль Айгуль, - 400 рублей.

Общественные просмотры фильма «Песня зовет» состоялись 6 июля 1961 года в Доме кино, 13 июля в клубе Гордорстроя, а также на партконференциях Сталинского и Фрунзенского районов Алма-Аты.

Для многих людей эти фильмы - отголоски юности. Может быть, кому-то захочется их пересмотреть. А кто-то из молодого поколения читателей заинтересуется тем, как жили люди и о чем снимали кино более полувека назад.

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК. Стиль текстов и документов сохранен.

 

Татьяна СОКОЛОВА.

Поделиться ссылкой