Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт11222024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: История «ПОРТНОВСКАЯ ЖИЛКА» ИРИНЫ ДОБРОХОТОВОЙ

«ПОРТНОВСКАЯ ЖИЛКА» ИРИНЫ ДОБРОХОТОВОЙ

 

Подготовка к показу, Ирина Доброхотова в центре.

 

Весна у многих ассоциируется с пробуждением новой жизни, цветами и женской красотой. А женская красота неотделима от моды и одежды в целом.  «Комсомолка» полистала личный архив Ирины Доброхотовой­Майковой ­ первого профессионального модельера Казахстана, некогда главного художественного модельера Республиканского дома моделей Министерства легкой промышленности КазССР.

 

РОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Ирина родилась 7 декабря 1939 года в Москве в семье начинающих художников. Ее прадед, купец 3-й гильдии Карп Карпыч Майков, был не чужд благотворительности, за что ему пожаловали титул почетного гражданина Москвы и вторую фамилию - Доброхотов. Но Ирине было судьбой уготовано значительную часть жизни провести в далекой от родного города Алма-Ате.

Ирина любила рассказывать, как будучи ученицей 5-го класса, она играла с подружкой и, задавшись вопросом, где она будет жить, не глядя, ткнула в атлас пальцем. И попала прямехонько в Алма-Ату.

В 1965 году Ирина Доброхотова окончила факультет прикладного искусства Московского текстильного института и получила диплом художника-модельера. Вот тут-то и начинается самое интересное. Выбирая себе направление на работу, девушка увидела в списке Республиканский дом моделей (РДМ) Алма-Аты и… не задумываясь, выбрала его. Это было единственное предприятие в Казахстане, где моделировали одежду для республики. Всего в Союзе в то время было 38 таких предприятий.

Ирина оказалась первым профессиональным художником-модельером, поэтому в 1966 году ее назначили Главным художественным модель­е­ром РДМ. Она стала самым юным специалистом на этой должности и продержалась на ней дольше всех - 25 лет!

- Только к этому времени наконец поняли, что как-то не так обстоят дела у нас в стране с одеждой, - рассказывала Ирина Александровна газете «Караван» в конце 90-х годов. - И началась довольно большая перестройка в легкой промышленности. С тех пор вся наша работа делилась на две категории: коллекции для показов и модели «на поток». Я просто не хочу и не могу говорить о том, что такое было ­ моделирование при социализме…

В 1967 году творческий коллектив РДМ дебютировал со своей коллекцией на Первом Московском международном фестивале мод. Такого успеха не ожидали ни члены коллектива, ни автор коллекции Доброхотова. По словам Ирины Александровны, «этот год вообще можно считать годом рождения советского моделирования, и «мода» впервые была признана допустимой в социалистическом обществе и соответствующей потребностям советского человека. Начались творческие отчеты Домов моделей, показы коллекций на Всесоюзных встречах и постоянные показы на зарубежных выставках и фестивалях». Успехи коллекции объясняли «умелым соединением современной моды с традициями национального искусства Казахстана». А в 1972 году творческий коллектив РДМ представил свои работы на своем первом зарубежном показе в Болгарии и получил Гран-при! Доброхотова признается, что допытывалась у тогдашнего главного художника-модельера Болгарии, не подыграли ли им: «Наверное, приз дали, потому что «старшему брату» положено?» Но тот убедил Ирину в неповторимости ее коллекции.

«Профессия эта (модельер. - Прим. авт.) интересная и очень-очень-очень сложная, - делилась Ирина Доброхотова с читателями журнала «Пионер» в 70-х годах. - Чтобы изобретать новую прекрасную одежду, надо иметь поистине сказочную фантазию. Чтобы участвовать в массовом промышленном производстве одежды, надо иметь точные знания инженера и экономиста. И надо иметь особую «портновскую жилку».

Похоже, все это у самой Ирины Александровны было в достатке. Ее коллекции пользовались неизменным успехом на многочисленных выставках и показах в Болгарии, Италии, ГДР, Чехословакии, Франции, откуда она привозила дипломы, медали, грамоты.

Премьеры сезонных коллекций модной одежды проходили два раза в год и были настоящим праздником. В демонстрационном зале Дома было по два показа в неделю, кроме того - множество выездных номеров в Алма-Ате и других городах Казахстана. В эти годы под руководством Ирины Доброхотовой складывается профессиональная школа моделирования. В 1988 году ей вручили медаль «Ветеран труда». Также она выпустила книжку «Беседы о моде, или Зеркало, которое не лжет».

 

Работа Ирины Доброхотовой.

 

ФЭШН НОВОГО ВРЕМЕНИ

Нет людей и сфер промышленности, на которые не повлиял бы распад Советского Союза. В начале 90-х у РДМ появились новые частные владельцы, и Доброхотова, как и многие другие специалисты, покинула родной Дом моделей. Она перешла работать в швейную фирму им. Гагарина, где как раз завершилось полное техническое переоснащение. В то время это крупнейшее казахстанское предприятие специализировалось на изготовлении женских пальто из шерстяных тканей. В 1993 году здесь создается новая творческая группа «Художественная мастерская» под руководством Доброхотовой. Коллекции эксклюзивных моделей, которые здесь разрабатывали, выпускали малыми сериями и показывали на выставках и показах. К тому времени относится участие в проекте «Сезон Востока» и гала-концерте в честь первой годовщины Астаны.

В 1997 году было создано ТОО «Дом моделей «Доброхотова и Кызжибек», а в 2001 году - «Дом моделей Ирины Доброхотовой». Все эти изменения сопровождались кризисами в стране, борьбой за свои права, долгами по зарплате.

Несмотря на непростые условия работы, Доброхотова продолжала разрабатывать десятки новых моделей в национальном стиле класса «прет-а-порте», которые с успехом покупали. Неоднократно авторские коллекции Ирины Александровны участвовали в зарубежных представительских мероприятиях акимата Алматы. Сценические и представительские национальные костюмы для фольклорных коллективов, Атырауской областной филармонии им. Жантурина, Атырауского дома народного творчества, Казахской государственной консерватории им. Курмангазы, ансамбля «Сазген Сазы», а также ряда известных исполнителей фольклорного репертуара - тоже дело рук Ирины Доброхотовой.

 

«ГЛАВНОЕ, ВОВРЕМЯ ОСТАНОВИТЬСЯ»

Около десяти лет назад Ирина Александровна решила прекратить творческую деятельность, закрыть мастерскую и вернуться в Москву. В Алматы пролетели 42 года жизни.

«Решение о необходимости подводить черту своей профессиональной деятельности созрело к 2005 году, - поделилась она в своей краткой биографии, которую вместе с другими документами, дипломами и эскизами оставила Центральному государственному архиву РК. - Тогда я наметила себе рубеж до 70 лет, в 2009 году. Думала, что у меня есть еще кое-какие обязательства перед Казахстаном, например, написать историю казахстанского моделирования и возрождения, второго рождения национального костюма. Казалось, что и сил, и азарта у меня еще достаточно. Но вдруг почувствовала усталость и равнодушие. Никому ничего не должна, тем более что никому и не нужно. Алма-Ата перестала мне нравиться - нет уже того солнечного города с ласковым именем. Работать на даче, поддерживать сад в пристойном виде тоже стало нелегко - там довольно большой склон. Ситуация в моде сильно изменилась. Из двух ее (условно) основных направлений - гламур и аскетизм - я привержена последнему, и значит мой собственный «авторский стиль» начал раздражать, а работа в нем стала автоматической. Главное, вовремя остановиться. Если еще недавно красавицы на показах вырывали друг у друга мои модели и повизгивали от восторга, то сегодня отношение сугубо деловое: «Что надевать? Это? Ладно». Важно и то, что появилась возможность вернуться к своим близким. Уезжать решила по-английски. Собираюсь поселиться где-нибудь в красивом Подмосковье. Чем буду заниматься, пока не знаю…».

«Первая законодательница казахстанской моды» призналась в интервью газете «Время» в 2007 году: «Я как раз хочу уехать туда, где я не буду Доброхотовой. Поэтому не беру с собой ни одного эскиза, ни одной фотографии, ни одного диплома, ни одной статьи. Так сложилось, что здесь у меня нет ни одного родного человека. А в Москве живут две сестры, две невероятно талантливые старухи-художницы, с которыми мы очень близки <…> Я всегда была вне обоймы, мне неинтересно дружить с полезными, нужными людьми. В нашем моделировании сейчас происходит нечто похожее на SuperStar.kz, когда приходят люди, которые даже не знают о том, что они не умеют петь».

…Сейчас Ирина Доброхотова живет в подмосковном Пущино и занимается моделированием одежды крайне редко.

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК. Стиль текстов и документов сохранен.

 

Татьяна СОКОЛОВА.

Поделиться ссылкой