Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Чт03282024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: История СОКРОВИЩА САУРАНА

СОКРОВИЩА САУРАНА

Средневековое городище не перестает преподносить новые открытия, а вместе с ними -­ новые факты из нашей истории.

Стены первого медресе имеют хорошую сохранность.

Недавно найденный грандиозный клад медных монет общим весом более 25 кг оценить еще предстоит, но уже сейчас можно утверждать, что таких объемных сокровищ разом казахстанские ученые еще не обнаруживали. Материальные и истинные богатства Саурана продолжают приоткрываться перед потомками.

У стен Саурана

Одно только визуальное знакомство с «подступами» к остаткам средневекового города Саурана, расположенного в 45­-50 км к западу от Туркестана в сторону Кызылорды, оставляет неизгладимое впечатление. Туристов и путников так и манят магнитом виднеющиеся еще с трассы живописные развалины крепостных стен, достигающие 6­7-­метровой высоты. Воображение рисует знакомые по сказкам и литературным произведениям сцены жизни восточного города на караванных тропах, в котором бойко торговали заезжие купцы и местные ремесленники. Дальнейшее познание города изнутри как в буквальном, так и переносном смысле влюбляет в это место еще больше.

Северные ворота сегодня после консервации и реконструкции.

Сауран поражал воображение еще при «жизни». В оставшихся письменных свидетельствах многих средневековых авторов мы встречаемся с восторженными описаниями необычных сауранских построек. К примеру, известный средневековый поэт Зейнаддин Васифи назвал «чудом света» качающиеся минареты сауранского медресе и грандиозные кяризы ­- подземные галереи, обеспечивавшие живительной водой город и его окрестности. Подобных им, по замечанию Васифи, не видели люди, объехавшие весь мир на суше и на море. К слову, по выводам современных ученых, кяризная система водоснабжения и орошения города свидетельствовала о высоком уровне развития в Сауране технологий строительства этих уникальных гидротехнических сооружений.

Но прежде всего, конечно, город восхищал еще снаружи своими крепостными стенами с бойницами и широким оборонительным рвом у их подножия, за которыми издревле закрепилась прочная слава неприступных. Пожалуй, самым поэтическим из дошедших до нас свидетельств можно назвать строки автора второй половины XVI века: «Крепость Сабрана является сильно укрепленной твердыней, такой сильной и мощной крепостью, что рука вращения судьбы никогда не достигала подножия его вала, и око голубого неба не видело на одной четверти обитаемой части земного шара подобной ей по укрепленности твердыни. Высота ее была такой, что лучи солнца никогда не доходили даже до ее вала. Прочность ее была такова, что никому не приходила мысль разрушить башни и вал ее».

Разрушительные мысли, конечно, приходили, и неоднократно. Но, как показала история, оставаясь неприступным препятствием для врагов на протяжении XIV­-XVI вв. и пережив разрушительное нашествие войск бухарского правителя Абдаллахана II летом 1582 года, стены Саурана все же достояли до наших дней.

Легендарно выглядит и центральный вход в город, представляющий собой 20­метровый коридорообразный проход, надстроенный над выступающими отрезками стены и «висящий» прямо над крепостным рвом глубиной в 4 метра. Через ворота посетитель комплекса попадает на широкую каменную мостовую ­- центральную магистральную улицу, расширяющуюся местами в ширину до 10­-18 метров и разветвляющуюся в «артерии» городской уличной сети. Метров через 200 она выводит прямо в сердце города -­ центральную городскую площадь, обрамленную по периметру комплексом религиозно-­общественных построек, какие было принято воздвигать на главных площадях восточных городов. По аналогии с главными площадями Бухары и Самарканда археологи теперь называют ее «Сауранским Регистаном».

Город мечетей и медресе

Проводимые специалистами Института археологии им. Маргулана многолетние широкомасштабные исследования «Сауранского Регистана» уже во многом позволяют представить архитектурный облик города в XIV­-XVIII вв.

- В прошлые сезоны в рамках госпрограммы «Культурное наследие» нам удалось расчистить половину зданий, стоявших по периметру площади, ­\ рассказал «КП» начальник Туркестанской археологической экспедиции, главный научный сотрудник Института археологии имени Маргулана Ербулат Смагулов.-­ Как и ожидалось, все они оказались великолепными образцами культовой и общественной архитектуры типичного мусульманского города. Было установлено, что с северо­запада площадь замыкала городская Жума­мечеть. В северо­-восточной части площади стояло здание медресе начала XVI в., построенное по воле одного из шейбанидских правителей Бухары, под властью которого на время оказался Сауран. По сведениям Васифи, это было великолепное здание с двумя качающимися минаретами, которые, удивляя гостей города, украшали главный фасад медресе. Напротив медресе располагалось грандиозное архитектурное сооружение из обожженного кирпича, состоявшее из купольных и сводчатых помещений, коридоров, открытых двориков, стены которого местами сохранились на высоту до трех метров. Его расчистка и стала основной задачей работы Туркестанской археологической экспедиции на Сауране в этом полевом сезоне, проводимой по гранту Министерства культуры РК.

Долгое время археологи не могли определиться с функциональным назначением здания. Находки предыдущих лет -­ развалы печей, в которых выплавлялась тигельная медь, отходы плавки, шлаки, стенки керамических тиглей, заготовки монет и масса самих монет (брака и полуфабрикатов) ­- дали основание выдвинуть версию о том, что здесь, вероятно, мог находиться монетный двор. Однако последние данные внесли в нее поправку.

- Как теперь установлено, здание пережило два основных этапа: на первоначальном этапе здесь также было медресе, но, видимо, построенное как минимум веком раньше, чем известное, -­ отметил Смагулов. -­ Когда оно обветшало и в 1514 г. открыло двери новое здание, старое заселили всякого рода ремесленники, среди которых преобладали медники и ювелиры, шорники и косторезы. То есть в архитектурном комплексе разместилась корпорация сауранских ремесленников. Эти два этапа отложились в истории Саурана двумя четкими культурными слоями со своим специфичным содержимым. Медресе, о котором писал Васифи, присутствовавший на его «открытии» в 1514 году, было построено вместо прежнего здания, пришедшего в негодность к концу XV в. То есть ранее вскрытое нами медресе хронологически оказалось вторым, а первым, или ранним, является теперь вскрываемая нами постройка. Ее строительство можно отнести ко второй половине XIV в., и тогда это действительно самый ранний из известных вузов в Казахстане. Такая вот получается у нас реконструкция исторических событий.

Продолжение раскопок, возможно, позволит узнать особенности организации учебного процесса и работы этого древнего храма знаний. Среди нескольких десятков вскрытых разнофункциональных помещений уже определены те, что можно назвать аналогом современных общежитий, ­ комнаты, в которых жили студенты. «В Сауране концентрировались исламские образовательные учреждения, жили выдающиеся знатоки Корана и шариата», ­ добавляет наш собеседник и шутливо определяет особую роль Саурана в истории отечественного просвещения как нашего «Оксфорда».

Меж тем первое медресе уникально еще и необычной планировкой. Как пояснил Смагулов, при расчистке в этом году северо­восточного угла медресе выявилось, что его фасадная стена отклонилась от привычной прямоугольной планировки и план обрел странную -­ трапециевидную ­- форму. И обнаружение в одном из помещений у скошенной стены типичных могильных ям, выложенных жженым кирпичом, кажется, предоставило тому объяснение: «Опустошенные погребения оказались как раз в том месте, откуда начинался «скос» стены. И у меня возникло предположение, что именно погребения повлияли на общий план. Если бы стена пошла по прямой линии, она бы их пересекла. Видимо, направление стены было изменено намеренно, чтобы этого не допустить и не нарушить прах лежавших там людей».

Надо полагать, что это были достаточно известные, почитаемые люди, если уважение к ним заставило строителей медресе отойти от традиционной планировки зданий. Кто именно там покоился, археологам еще неизвестно. Но эта задача в принципе выполнима. Рядом был найден фрагмент штукатурки размером в квадратный метр с надписью на среднеазиатском тюрки (староузбекском языке), представлявший собой своего рода эпитафию. Компетентный лингвист мог бы прочитать имена тех, кому она была посвящена.

Медный клад и золотая жила

Во время разговора об итогах проделанных раскопок наш собеседник подчеркнул, что главным образом археологи ведут ежедневную рутинную работу по определению и расчистке помещений, выявлению планировки сооружений, обработке и систематизации массовых и в общем-­то ординарных находок -­ сотен черепков от бытовых керамических сосудов, обломков глазурованных облицовок, некогда украшавших стены зданий, и т. д. Но именно они, как и итоги систематических исследований прошлых лет, позволяют получить бесценную информацию о жизни города.

При этом он отметил, что раскопки такого рода памятников, средневековых городов не предполагают находок всяких «кладов», «золотых могил» и прочего, до чего падок рядовой обыватель, поэтому пока ничем подобным порадовать не может. Удивительно, но именно такой подарок выпал археологам в Сауране буквально на днях. Сотрудники Туркестанской археологической экспедиции обнаружили в самом верхнем слое, неподалеку от вскрываемого медресе, большой клад мелких медных монет. Делясь этой новостью, Ербулат Акижанович высказался весьма воодушевленно: «Поражает его объем ­ общий вес монет составляет более 25 кг! Владелец всего этого богатства, судя по всему, был изрядным сауранским «олигархом»! По предварительным оценкам специалистов, клад состоит из мелких монеток сауранской чеканки второй половины XVII в., то есть он относится ко времени, когда древние присырдарьинские города были под властью Казахского ханства. Абсолютная датировка этого собрания монет не представляет сложности, поскольку здесь имеется много копеек русского царя Алексея Михайловича (1645-­1676 гг.). Столь большой клад этого периода истории Казахского ханства впервые обнаружен в слоях южноказахстанских городов. Эта уникальная находка обосновывает реконструкции специалистов этого исторического периода как самого критического для развития казахской городской культуры в условиях ойратского завоевания. Поскольку клад состоит в основном из мелких монетных номиналов, обслуживавших ежедневные потребности рынка, его анализ специалистами поможет в характеристике уровня торгово-­экономического развития региона в этот период».

В целом итоги нынешнего сезона и систематических исследований прошлых лет характеризуют городище Сауран как памятник выдающегося средневекового казахского города, центр городской культуры, архитектуры, ремесла, искусства.

- Уникальная сохранность городища позволяет видеть здесь многие детали городской инфраструктуры, которые уничтожены временем и людьми на других казахстанских памятниках, -­ считает наш собеседник. -­ По сохранности городище не имеет аналогов во всей Средней Азии. За время реализации госпрограммы «Культурное наследие» археологи сделали немало: начали вскрывать архитектурный ансамбль центральной площади, раскопали остатки Северного крепостного моста, выявили детали обширной мечети-­намазгох, изучили усадебную застройку. Правда, по отношению к грандиозным масштабам городища это лишь «капля в море». Современные исследователи определяют общую площадь городища в 4,5 кв. км! В свое время это был мегаполис! И при этом уж очень несоизмеримы масштабы средневекового мегаполиса и архитектурных памятников, которые приходится вскрывать из года в год, с выделяемыми на их исследование средствами. Поэтому от прошлых работ многое осталось «недоисследованным» и откладывается «на потом».

­

Бронзовый кувшин, богато декорированный гравировкой.

- Роль Саурана в истории Казахстана как важного узла на трассе Шелкового пути, торговой гавани на стыке Степи и зоны средневековых городских культур Центральной Азии, велика, -­ уверен Смагулов. -­ И город по всем параметрам готов вновь стать важным пунк­том на Великом шелковом пути, но теперь в качестве археологического памятника ­- города­-музея. Для этого есть целый ряд благоприятных факторов, в частности, его расположение вблизи от международной автотрассы, включение городища Сауран в успешно действующий государственный музей­-заповедник «Азрет Султан», научная база и т. д. После создания необходимой туристической инфраструктуры Сауран может превратиться в крупнейший и интереснейший туристический центр на трансконтинентальной трассе «Западная Европа ­ Западный Китай», великолепный объект международного туризма. Совместно с реставраторами Министерства культуры был разработан проект отвода земель под музей­-заповедник «Средневековый Сауран». Но, к сожалению, он так и застрял во властных областных кабинетах. Однако иного пути сохранения ценнейшего и уникального археологического памятника, который зарубежные специалисты называют не иначе как казахстанской Троей, нет.

Монетный клад извлечен на свет.

Между тем интерес к Саурану посетителей только нарастает. По словам начальника Туркестанской археологической экспедиции, со строительством автотрассы «Западная Европа ­ Западный Китай», которая пролегла фактически по северным окраинам Саурана, приток посещающих здешние раскопки туристов заметно увеличился: если раньше это были единицы в неделю, то теперь -­ десятки в день, стали появляться «самоорганизованные» группы и просто «дикие» посетители. И это притом, что на трассе пока нет никаких указателей, в информсетях отсутствует адресная информация, нет рекламы. Если такое наблюдается даже при отсутствии каких­либо элементов благоустройства, удобств и услуг, заключает археолог, то что будет при должном уровне организации здесь турбизнеса?! И какую выгоду это сулит государству: такие же по значению памятники Европы, Египта, Израиля и других государств ежегодно вносят в бюджеты этих стран миллионные поступления! Сокровища Саурана способны превратить его в такую же сокровищницу для Казахстана.

Лаура КОПЖАСАРОВА, Шымкент.

Фото автора.

Поделиться ссылкой