Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт04262024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: История КАК АМЕРИКАНЦЫ СПАСАЛИ КАЗАХСКИХ ДЕТЕЙ ОТ ГОЛОДА

КАК АМЕРИКАНЦЫ СПАСАЛИ КАЗАХСКИХ ДЕТЕЙ ОТ ГОЛОДА

Представители ARA спасли не одну тысячу жизней.

 

В августе современные казахстанские дети и их родители заняты подготовкой к школе. Учеба является обязательной и неотъемлемой частью жизни ребят 7­-17 лет. А ведь еще сто лет назад сверстники сегодняшних школьников не только не учились, но и испытывали острую нужду, голодали и беспризорничали.

В 1920 году Киргизскую республику (так тогда назывался Казахстан) постигла катастрофа ­ массовый падеж скота, давший в некоторых местах убыль до 95%. А на следующий год случился страшный не­урожай. «Под ударами этих двух катастроф население дошло до крайней степени нищеты»...

Для решения этой проблемы в 1921 году была организована Центральная комиссия КЦИК по улучшению жизни детей в Киргизской ССР. Из докладов уральского уполномоченного и заведующего Оренбургским п/отделом охраны детства и материнства выяснилось, что положение детей в этих губерниях было особенно тяжелое. Вот такую телеграмму отправила Деткомиссия Казахстана в Москву ВЦИКу: «Положение детучреждений с каждым днем ухудшается, на декабрь отпущено госпайка 15 000 в детучреждения с количеством детей 55 000. Станции Ташкентской дороги ­- кладбища мертвых, свирепствует эпидемия тифа. Приемники­-распределители переполнены. Полное отсутствие мануфактуры, обуви. В приемниках много детей совершенно голых. Сборы вещей среди населения неудачны, так как население само голодает, питается корнями, отрубями. Положение в степных районах катастрофично…».

В 1921 году в республике было 491 708 детей от 3 до 15 лет. «Вследствие усилившегося голода и холерной эпидемии в городах стали появляться дети, не имеющие приют и родных, голодные и больные. Губотнаробы оказались не подготовленными для размещения детей по детским домам. Отсутствие денежных знаков и продовольствия поставило Губоно в тяжелое положение, и среди работников Губоно стала возникать мысль о закрытии детских домов. В силу экономических условий многие родители, впавшие в нужду, стали отказываться от своих детей, приводить их в советские учреждения и оставлять, рассчитывая, что советская власть даст им приют и пищу. Имевшиеся в Оренбурге шесть детских столовых, отпускавшие детям до 12 000 обедов ежедневно, стали закрываться за отсутствием продуктов и к 10 августа закрылись окончательно. Поступили сведения из Шарлыкского района, что районо закрыто и служащие разбежались, дети Покровского района голодают. Из Уральска было сообщено, что в город привоз детей увеличивается. Уже размещено свыше 7 тысяч детей, нет продовольствия и мануфактуры. Таким же сложным было положение в Актюбинске, Кустанае».

«С глубокой симпатией от американского народа»

В эти же годы свирепствовал голод и в Поволжье. В связи с чем советское правительство в лице Максима Горького обратилось «через посредство г. Гувера к американскому народу за помощью для голодающих и больных <…> Г­н Гувер и американский народ с глубокой симпатией ознакомились с этим воззванием о помощи со стороны русского народа, находящегося в несчастии, и воодушевились желанием, исключительно из человеколюбивых соображений, прийти к нему на помощь, а г. Гувер в своем ответе Горькому предложил посылку американской администрацией дополнительной помощи приблизительно для одного миллиона детей в России».

Американская администрация помощи (ARA) была неофициальной добровольной благотворительной организацией под председательством г. Герберта Гувера. ARA и РСФСР согласились, что ARA «окажет русскому народу всякую находящуюся в ея возможности помощь при условии принятия определенных условий».

Согласно достигнутым договоренностям, советское правительство согласилось разрешить ARA «ввезти в Россию необходимый для ея работы персонал и гарантировало ему полную свободу и защиту на время его пребывания в России». Россия обещала, что продовольствие будет идти по назначению, то есть голодающим детям, а не населению, армии, флоту или государственным служащим. Советское правительство брало на себя предоставление помещения для кухонь и столовых, обеспечение топливом, бесплатное пользование всеми видами транспорта. Распределение продуктов среди детей должно было происходить независимо от национальности, религии, социального положения и политических взглядов их и их родных. Персонал ARA в свою очередь обязался заниматься в России «исключительно делом оказания помощи и не посвящать себя никакой политической или коммерческой деятельности». В грузах ARA не должно было быть алкоголя.

Помощь Американской администрации распространялась и на детей Кирреспублики. «В течение ноября должно было быть переброшено 50 000 пайков для питания детей. В начале ноября организация ARA питала детей Оренбурга в количестве 9000 человек. В силу целого ряда неблагоприятных обстоятельств помощь ARA по отношению ко всей республике (голодающим губерниям) развертывалась весьма медленно. Лишь в конце ноября Центральной комиссии по улучшению жизни детей, являющейся в то же время секцией помощи голодающим детям ЦК комсомола КССР, удалось выработать инструкцию взаимоотношений между Центральной комиссией и представителями ARA. Вскоре работа стала распространяться на Оренбургскую и Актюбинскую области, где «ужасы голода были весьма велики». В планах было распространить деятельность ARA еще на две губернии ­ Кустанайскую и Букеевскую, «так как по имеющимся сведениям положение здесь катастрофическое. Норма питания в детских домах сокращена до минимума ­ хлеба нет, крупы, жиров, овощей нет, главное питание ­ мясо ­ в ограниченном размере. Развилась цинга и другие болезни. Число беспризорных детей еще в ноябре в Букеевской губернии 21 050 человек, в Кустанайской ­ 42 344 человека».

В 1921­22 годах помощь Кирреспублике из заграничных организаций оказали следующие: организация ARA, «Красный крест», «Коминтерн» и «Квакеры».

На 15 августа 1922 года на питании ARA состояло по всей Кирреспублике 392 903 ребенка. Последние сведения о питании ARA относятся к 15 сентября, из которых видно, что число питаемых по КССР сократилось до 210 553 детей…

Организация «Квакеров» работала в Кустанайской губернии с июля месяца, «Коминтерн» и «Красный крест» приблизительно с того же времени развернули столовые для питания в тех пунктах Оренбургской и Актюбинской губерний, где не функционировали столовые организации ARA, и, как отмечалось в документах, норма детпайка у них была значительно выше нормы в ARA.

Все ­- для спасения детей республики!

Кроме того, Центральной комиссией «были приняты меры к улучшению положения детей путем сношения с краевыми учреждениями: Кирнаркомпрод телеграфно запросил Уральского Губродкомиссара сообщить о положении детского питания и предложил принять решительные меры к удовлетворению детей продуктами. Кирнаркомздрав дал распоряжение передать все здания ­ бывшие лазареты в распоряжение Губоно, а также срочно открыть детский санаторий на 200 человек. Чусоснаб дал распоряжение в Кустанай на отпуск кожи и подошв для пошива детям обуви. Относительно положения детей Оренбургской губернии было постановлено обратиться в КЦИК с докладом, указав надвигающееся катастрофическое положение в связи с усилением холерной эпидемии и голода, вследствие чего появилось много беспризорных детей, разместить которых не было никакой возможности ввиду  переполнения детских домов и отсутствия денежных средств и продовольствия. Вся работа комиссии протекала в крайне тяжелых условиях, так как многие учреждения не уяснили себе всей важности задач комиссии и оказывали очень мало содействия. Затем отразилось на работе отсутствие тов. Байтурсунова, не было и заместителя. В результате Ц. комиссия была не авторитетна и нежизненна…».

При осмотре детдомов дошкольного возраста и домов матери и ребенка выяснилось, что «дети находятся в крайне тяжелых условиях, детские дома мало приспособлены для пребывания детей, острый недостаток инвентаря. Дети полуголодные. За отсутствием топлива не всегда готовится теплая пища и нет кипятку. В некоторых домах были заболевания холерой. Матери, не получая полной нормы питания, сильно истощены ­ результатом этого является громадная смертность младенцев».

Узнав о таком положении, комиссия немедленно стала принимать меры. «Губоно предложили не закрывать дома, а приступили к открытию новых, организовали постоянное дежурство по приему детей. Для детских домов Уральска удалось получить мануфактуру и кожу для обуви. Для Кустаная получено согласие забронировать 10 миллионов рублей на получение продовольствия из Акмолинской республики. Были приняты меры к ремонту зданий детских домов, снабжению инвентарем и топливом. В Оренбурге был организован детский дом ночлега и открыта детская столовая на 500 обедов для детей, не имеющих крова и голодающих. Губкомиссия предложила повсеместно организовывать денежные и продовольственные сборы путем организации дня/недели ребенка, спектаклей и концертов.

В дальнейшей своей работе Центральная комиссия должна стремиться увеличить питание детей в детских домах, улучшая и условия их жизни, а также путем организации большого количества детских столовых сохранить жизнь и здоровье детей тех граждан, которые не в состоянии полностью прокормить их…»

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК. Стиль текстов в документах сохранен.

Татьяна Соколова. 

Поделиться ссылкой