Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб04202024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: История ПРИКОСНОВЕНИЕ К ВЕЧНОСТИ, или Как святые места очистили мое сознание Часть 5

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ВЕЧНОСТИ, или Как святые места очистили мое сознание Часть 5

Наш корреспондент Карлыгаш Нуралиева с группой паломников отправилась по святым местам Южного Казахстана. Четырехдневный марш­бросок был насыщен удивительными открытиями, мистическими встречами и ситуациями.

Встреча с праматерью

Рассказ ясновидящей Багдат о чудесах исцеления, которые творятся на месте рождения святой женщины Домалак­ана, глубоко запал мне в душу. И когда я узнала, что в последний день мы все­таки посетим ее мавзолей, была очень рада ­ очень хотелось узнать об этой женщине больше.

И вот мы приближаемся к величественному сооружению. Захоронение Домалак­-ана разительно отличается от других святынь ­ светлое, округлое, изящное строение напоминает маленький воздушный замок, который вот­-вот устремится ввысь.

Наша проводница Елена Сизова делится своими ощущениями ­ здесь очень сильная и одновременно мягкая энергетика. Даже суры из Корана в исполнении местного ширакши звучат как­то по­особенному ­ мелодично, проникновенно и звучно. Возможно, здесь присутствует прямая связь с именем Домалак­ана, что в переводе означает «круглая мать».

­ Мудрость и незаурядный ум, материнство и доброта ­ этими качествами наделяли великую дочь степей ее современники, ­ рассказал ширакши. ­ В 19 лет Нурила (настоящее имя Домалак­ана. ­ Прим. авт.) вышла замуж за знатного бия и батыра Байдибека, который влюбился в нее с первого взгляда. Она покорила его не столько красотой, сколько чистотой души. Нурила стала третьей и последней, любимой, женой Байдибека. Он засватал красавицу сразу же, в день знакомства, и поставил традиционную белую юрту невесты около ее жилища.

Их знакомство состоялось в благословенном месте. Нурилу воспитывал дед, хранитель гробницы Ходжи Ахмета Яссауи. И Байдибек­би, чтивший память великого святого, приехал туда за благословением, а в итоге встретил свою судьбу…

Байдибек­би ­ легендарная историческая личность, чей вклад в сохранение и единство казахского народа неоценим. Он был близким другом эмира Тимура и всячески способствовал правителю в строительстве мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи.

Согласно генеалогическим данным, Байдибек­ би является первопредком и основателем всех многочисленных родов Старшего жуза.

­ У Байдибека ­би было три жены. От первой Марау происходит крупная династия сарыуйсын, от второй Зерип ­ ысты, ошакты и шапырашты, от третьей Нурилы берут свое начало албан, суан и дулат, ­ продолжает свое повествование ширакши.

И тут до меня доходит: Домалак­ана ­ моя праматерь по отцовской линии! Ведь наш многочисленный род капал берет начало от дулатов. Неужели поэтому меня так сильно потянуло сюда, и зов крови ­ это не просто слова, а реальность?!

Рассказы о мудрости Домалак­ана, умении примирять целые враждующие племена, ее пророческом даре наполняют душу особой теплотой и гордостью. Закрываю глаза и мысленно прошу праматерь передать мне хоть толику своей мудрости, мягкости и любви. На глаза наворачиваются слезы, и немного стыдно перед группой за эту сентиментальность, но ничего не могу с собой поделать. И каждый день происходят встречи с праматерью, которая жила тысячу лет назад.

Не знаю, что это было ­ разыгравшееся воображение или реальность, но в какой­то момент я почувствовала, что мягкий поток света и тепла проник в самое сердце, как благословение сверху.

Открыв глаза, я увидела, что наша группа уже вышла из мазара и делает обход вокруг усыпальницы. Здесь по кругу расположены маленькие уютные кельи, где можно помолиться. Мужчины читают суры в одной келье, женщины ­ в другой.

­ Домалак­ана прожила долгую жизнь. В возрасте 78 лет ей приснился покойный Байдибек, который повелел ей вернуться в родные горы Каратау. Перед смертью Домалак­ана сказала близким, чтобы ее останки погрузили на белого верблюда и шли вслед за ним, а где он остановится, там она и будет покоиться. Верблюд остановился здесь, на равнине, в устье реки Кос Боген, ­ рассказывает ширакши.

Множество легенд сложено в народе о мудрости Домалак­ана. Есть несколько версий о происхождении ее второго имени. По одной, Домалак­ана ее назвали снохи старших жен Байдибека за покладистый нрав, мягкость и умение сглаживать острые углы. По другой, что это от персидского «дихнат мама» ­ «святая мать».

Домалак­ана обладала даром ясновидения и целительства ­ ясновидящим часто предстает картина, как она лечит людей на месте своего рождения. И  ее предсказания нередко сбывались. Однажды враги угнали многочисленные табуны Байдибека­би. Благодаря смекалке Домалак­ана добилась того, чтобы конокрады оставили ей саврасого жеребца. Когда Байдибек­би узнал о случившемся, снарядил погоню.

­ Не спеши, проиграешь битву. Через шесть дней табуны сами вернутся на зов жеребца, ­ умоляла келин.

Батыр не внял мольбам жены, и в бою погибли все его шестеро сыновей от старшей жены. Байдибек был убит горем, а табуны действительно вернулись обратно в означенный Домалак­ана срок.

В честь Байдибека­би один из районов Южно­Казахстанской области, где захоронен батыр, назван Байдибекским. Археологи подтвердили существование в этом месте большого некрополя на площади в три гектара. Он находится в живописном ущелье Алмалы на высоте почти тысячи метров над уровнем моря. Специалисты считают, что первые захоронения здесь датируются первым веком нашей эры, последние ­ ХVI­XIX вв.

Наша группа почтила память Байдибека­би, посетив пантеон основателей Старшегожуза. Так последний день паломничества подарил мне неожиданную встречу с прародителями, укрепив связь с наследием прошлого.

Казахские Ромео и Джульетта

Символ великой любви, которой, увы, не суждено было длиться долго, ­ история Айша­биби и Карахан ­бытара. По многовековой традиции все молодожены Тараза и окрестностей в день свадьбы обязательно ездят к мавзолеям Айша­биби и Карахана за благословением.

Вся моя родня по отцу родом из Тараза, поэтому не раз доводилось бывать в мавзолее Айша­биби в свадебных вояжах. Но впервые это место открылось так глубоко и с новой стороны.

Красавица Айша была дочерью одного из самых богатых людей края Хакима­ата, ученика Ходжи Ахмета Яссауи. Молодой Карахан с первого взгляда воспылал любовью к 16­летней красавице, и она ответила ему взаимностью. Но отец девушки воспротивился этому союзу, так как считал происхождение воина не слишком знатным.

Так и не добившись благословения отца, Айша предупредила мать о том, что последует за Караханом. Влюбленные условились встретиться в определенном месте. «Шесть рек перейдешь, а седьмую не сможешь», ­ крикнул в сердцах разозленный отец. И проклятье сбылось ­ перед седьмой рекой из­под камня выползла змея, укус которой оказался для девушки смертельным.

Убитый горем Карахан приказал воздвигнуть здесь же на высоком холме мавзолей для возлюбленной. Рядом с усыпальницей Айши расположено захоронение ее верной няни Бабаджа­хатун.

Карахан прожил долгую жизнь, внес весомый вклад в историю родного края, став одним из основателей государства караханидов. По просьбе Карахана жители его страны, не раздумывая, приняли веру в единого Аллаха. В памяти народа он остался как добрый и справедливый правитель.

У Карахан­батыра было несколько жен, но время донесло до наших дней только имя Айша­биби. Карахан всю жизнь помнил о возлюбленной, и, умирая, завещал похоронить себя в таком месте, откуда был бы виден мавзолей Айши.

Десять веков мавзолеи Карахана и Айша­биби были самыми высокими в Таразе и устояли наперекор всем ветрам и времени как символ великой любви.

Наш гид Елена признается, что очень любит это место и часто общается с духом Айша­биби:

­ Во время одного паломничества я несколько раз слышала голос: «Прими от меня подарок». Затем кто­то будто повернул мою голову в сторону, и сидящая рядом незнакомая женщина протянула мне серебряные сережки и кольцо с камнями из бирюзы. Позже она призналась, что и не думала ничего дарить, но неведомая сила заставила ее это сделать.

Эти украшения для Елены дороже золота и бриллиантов.

Пещера дракона, ставшая мечетью

В последний день нам предстояло знакомство с уникальным природным объектом, одним из самых загадочных мест Южного Казахстана. Подземная пещера Ак Мечеть расположена недалеко от границ Байдибекского района в 75­ти километрах от Шымкента. Ее размеры поражают ­ на глубине 40 метров под землей расположен огромный грот длиной больше 250­ти метров и шириной 65 метров.

С пещерой связано множество легенд. По одной из них, в давние времена здесь жил дракон. Расправляя крылья, он задевал края разлома и расширял его. Спал дракон на возвышенности в самом центре пещеры, куда падали лучи солнца.

­ Даже проем пещеры имеет потаенный смысл, ­ рассказывает местный ширакши. ­ Если смотреть на него с разных углов, то открываются различные символы ­ медвежонок, тумар (оберег) и шанырак. В старину здесь была большая подземная мечеть, где одновременно читали намаз более десяти тысяч человек. Из большого зала в четыре стороны света, в разные концы Великой степи, расходились туннели, где спокойно могли проехать три всадника. Во время землетрясения 1966 года их завалило. Стены пещеры до сих пор оседают и пещера сужается.

Картина перед спуском в пещеру поражает. Перед нашими взглядами открывается огромный подземный зал с высокими стенами, люди внизу кажутся крошечными, как муравьи.

Мы спускаемся вниз по длинной железной лестнице и окунаемся в клекот и гвалт птиц. Спертый воздух и запах птичьего помета поневоле заставляют зажимать нос. В центре пещеры ­ гора помета пернатых, по-видимому, они обитают здесь не один десяток, а то и сотню лет. 

­ Наоборот, дышите полной грудью, ­ советует ширакши. ­ Этот воздух целебный ­ нормализует давление и уровень сахара в крови, излечивает заболевания щитовидной железы.

В середине пещеры попадаем под капель, происхождение которой непонятно, ведь наверху только камни и песок. Повсюду, так же как у колодца Ифтихара­ата, сложены домики из камней, и на этот раз нам уже понятен их смысл. В пещере есть места, дающие благословение на рождение детей. По одной из стен текут капли воды, которые считаются целебными для глаз. Кстати, у одного из членов нашей группы Тимура было слабое зрение. По возвращении из паломничества он перестал носить очки! Связано ли это с каплями пещеры, «окулярами» на чудотворных камнях, или каким­то новым взглядом на жизнь, непонятно, но факт остается фактом.

В одной из стен есть на высоте углубление, символизирующее трон. Взобраться туда не так­то легко, но одному из наших мужчин это удается.

Внутри пещеры, которой, наверное, миллионы лет, чувствуешь себя будто в параллельном мире. Эзотерики называют этот грот «Воротами конца света» и считают, что он связан с порталом, откуда души умерших покидают земной мир.

Признаюсь, внутри мистического грота я чувствовала себя не очень комфортно и, выбравшись наружу, почувствовала облегчение и особую радость от солнечного света.

Последний шанс  ширакши

Кстати, у местных жителей существование драконов в давние времена не вызывает сомнений. Так, конечная точка нашего путешествия ­ мавзолей Кошкар­ата ­ также окутана легендами, связанными с драконом. Здесь редко бывают паломники, но наш гид Елена говорит, что Кошкар­ата с трепетом доносит молитвы и просьбы каждого, кто сюда приходит, до Аллаха.

­ Кошкар­ата ­ великий батыр VII­VIII веков, ­ рассказывает местный ширакши. ­ В его подчинении было 60 верных воинов, также его всюду сопровождали дракон, лев и архар. Многие, кто обладает особым даром, видят этих животных, бродящих рядом с захоронением. Когда он погиб в бою, все воины глубоко скорбели и похоронили его прямо на этом месте. Говорят, 27 святых духов молились за Кошкар­ата и за ночь отстроили гробницу. В 2004 году, когда была реконструкция мавзолея, рабочие нашли кирпичную кладку с руническими надписями и датой ­ VII­IX века. Ширакши показал нам эту кладку.

Пожилой хранитель служит здесь уже 22 года. В советское время он работал механиком на конном заводе и не скрывает, что дружил с зеленым змием. Однажды у него случился сердечный приступ, парализовало левую часть тела.

­ Я пришел сюда и плакал до утра. Потом начал взывать к Богу, и неожиданно передо мной предстал четырехметровый старец, который научил меня правильно молиться. Я не собирался быть ширакши, просто хотел понять, за что мне такое наказание. И той же ночью увидел возле гробницы маленького дракона, который хотел меня ударить. Его лапа с острыми когтями прошла в сантимет­рах от моего лица, а потом он скрылся за гробницей. И тогда я понял, что мне дали последний шанс изменить свою жизнь. С тех пор остался здесь…

К слову, 72­летнийширакши не производит впечатления выдумщика или человека, оторванного от реальности. «Вы действительно видели дракона?» ­ уточняем мы. «Да, это был дракон», ­ простодушно отвечает он.

Его необычные рассказы мы слушаем во время обильного обеда. Это наш последний привал перед дорогой домой. Мы расположились на небольшом утесе перед горной речкой. Неужели вместе мы были всего четыре дня? А кажется, что знаем друг друга так давно.

Помимо новых исторических открытий, я бы назвала эту поездку путешествием вглубь себя и возвращением к истокам.

Вспоминаю слова мудрого ширакши Мухаммедали, хранителя места упокоения деда Ходжи Ахмета Яссауи: «Памятование предков ­ особая форма благодарности им и знак того, что человек без претензии принимает свою семью и свою судьбу. Если дети не совершают духовные обряды для душ ушедших предков, то все общество деградирует. Такими паломничествами мы замаливаем грехи прошлого и открываем дороги нашим детям».

В священных писаниях говорится, что чем больше на счету старших членов рода неблаговидных поступков, тем сложнее младшим членам клана противостоять греховным наклонностям. Если же в семье появляется чистая духовная личность, то она своим благочестием очищает родовую историю. Вся семья получает мощный духовный толчок, и этот святой является хранителем рода на многие поколения.

P.S.

Трудно сразу осознать всю гамму чувств, нахлынувших во время паломничества. Но главное понятно ­ мы глубже прочувствовали связь с предками, великими святыми, отдавшими жизнь служению народу и Богу. Это были пытливые ученые, мечтавшие создать единую картину мира, отважные батыры, бившиеся за отчизну не на жизнь, а на смерть, для которых понятие чести было не пустым звуком, а стояло на первом месте, мудрые байбише, умевшие находить верные слова, чтобы примирить целые кланы и роды.

Седая, напитанная мудростью история перелистала перед нами потертую рукопись толщиною в тысячу лет о наполненной благородством жизни великого народа, сумевшего выстоять в самые жестокие переломы эпох. Перелистала и поставила выразительное многоточие…

Фото автора.
Алматы ­ Отрар ­ Туркестан ­ Сайрам ­ Шымкент ­ Тараз ­ Алматы.

Поделиться ссылкой