ПРИКОСНОВЕНИЕ К ВЕЧНОСТИ, или как святые места очистили мое сознание. Часть 3
- Категория: История
- 13488
-
22 Июль 2015
Наш корреспондент Карлыгаш Нуралиева отправилась с группой паломников по святым местам Южного Казахстана.
Путешествие началось со знакомства с наследием Ходжи Ахмета Яссауи и его наставника Арыстан-баба.
И вот дорога привела ее к чудотворным камням и загадочному колодцу, который далеко не каждому дает воду.
Печать благословения поставлена
Ранним утром после омовения и чтения сур Корана мы вновь трогаемся в путь. Вокруг - бескрайняя степь, горячий ветер играет с разнотравьем, и степь переливается всеми оттенками - от нежно-зеленого до золотисто-желтого. Изредка мы видели из окна автобуса пасущиеся стада и любопытных сусликов, столбиками стоящих возле своих норок.
Автобус сворачивает с основной дороги, и мы высаживаемся возле захоронения. Оно сразу поражает размерами – примерно 6 или 7 метров в длину. На надгробии древнего исполина надпись – VIIIвек. Здесь покоится Еркоян-батыр.
Увидев нас, навстречу радостно спешит жилистый ширакши (смотритель) невысокого роста лет 55-ти. Он живет в скромном домике рядом с захоронением.
- Да, именно такими великанами были батыры прошлого! - с гордостью говорит ширакши, показывая на огромную гробницу, покрытую сверху камнями. – Это был великий воин и наставник Укаша-ата. Когда после благословления пророка Мухаммеда он отправился в путь, чтобы распространить ислам, полководец Еркоян-батыр собрал войско, которое стало опорой и поддержкой проповедника. Еркоян-батыр всегда находился рядом со сподвижником пророка и лично похоронил того, когда Укаша-ата проповедника подстерегла коварная смерть.
Раньше ни один паломник не имел права приехать с поклоном к Укаша-ата, минуя могилу его наставника, дорога к святому шла только через захоронение Еркоян-батыра. Но лет тридцать назад о нем забыли, паломники ездили к Укаша-ата по другой дороге. Лишь недавно время все расставило на свои места.
Громогласный ширакши приоткрывает перед нами завесу прошлого, при этом энергично жестикулирует, стараясь таким образом донести до нас значимость этого места. А я невольно прихожу к мысли, что, как и домашние животные зачастую становятся похожи на своих хозяев, так и хранители истории, годами медитируя на духов великих людей прошлого, сами обретают их черты. Наверное, мистическим образом им передается дух легендарных личностей старины. Местный ширакши и сам похож на воина. Он зычным голосом дает нам благословления, а затем уверенно отрезает: «Все! Теперь можете ехать к Укаша-ата - печать благословления поставлена! Пусть перед вами откроются самые чистые и светлые дороги!». И для пущей убедительности крепыш-ширакши бьет кулаком одной руки по ладони другой.
До этой встречи нам казалось, что все расплавилось в кипящем от зноя воздухе, и чувствовали себя полуваренными, но после общения с энергичным хранителем резко приободрились. Кажется, он передал нам частичку духа самого Еркоян-батыра, и со свежими силами мы устремились к новым открытиям, которые во множестве таила в себе полная таинств извилистая дорожная петля…
Символ любви и верности
Предание об Укаша-ата для меня стало настоящим откровением. До этого не раз доводилось слышать о том, что где-то на юге Казахстана есть колодец со святой водой, зачерпнуть которую дано далеко не каждому. Однако услышанная история появления колодца намного больше углубила его смысловое значение. Теперь это для меня не просто абстрактная диковинка, а настоящий символ взаимной любви Всевышнего, пророка и его последователей.
Мне впервые довелось увидеть захоронение таких огромных размеров. Один вид его приводит в трепет. Если гробница Еркоян-батыра более шести метров в длину, то последнее пристанище великого проповедника Укаша-ата - более 25-ти! Неужели этот человек был такого роста?
Ширакши поведал нам, что настоящее имя проповедника было Аккосе. Вместе с 96-ю воинами он отправился в Аравию, чтобы увидеть воочию пророка Мухаммеда. Очень быстро он стал верным сахабом (сподвижником) пророка, и арабы стали называть его на свой лад – Укаша-Ата
- По преданию у пророка Мухаммеда была особая печать Аллаха – надпись между лопатками «Мой последний пророк». Тому, кто поцелует ее, перейдет дух пророка после его смерти и он станет неуязвимым, - рассказал нам после молитвы местный ширакши. - Этой чести удостоился Укаша-ата, который был верным сподвижником посланника Аллаха. Пророк Мухаммед дал ему наказ - распространять ислам везде, где будет ступать его нога.
Укаша-ата в сопровождении верных воинов отправился обратно в родные края и везде на пути проповедовал ислам. Судьба привела сахабу в окрестности Яссы, где он и обосновался. Языческие племена были ярыми противниками ислама и поклонялись огню. Все их попытки избавиться от проповедника были бесполезными. Сахаба был неуязвим – его не могли взять ни стрелы, ни сабли и копья, а сила росла с каждым днем. Поняв, что Укаша-ата находится под защитой высших сил, враги подослали ведьму к жене проповедника, чтобы та разузнала, есть ли у него хоть одно уязвимое место. «Если любит тебя, то скажет», - наущала колдунья жену.
Ни о чем не подозревавший святой признался жене, что беззащитен лишь ранним утром при совершении намаза, и его уязвимое место – задняя часть шеи.
На рассвете враги подкрались сзади к Укаша-ата во время утренней молитвы и отрубили ему голову. Кровь фонтаном брызнула вокруг, а голова покатилась вниз со склона. Враги погнались за ней, мечтая проткнуть копьем. Считается, что ее защищали ангелы, и голова покатилась через две горы по направлению к Кибле – Мекке. Когда язычники уже почти настигли ее, земля разверзлась и голова святого соскользнула вниз. На этом месте образовался тот самый знаменитый колодец.
По преданию голова любимца пророка каким-то мистическим образом по подземным водам достигла священного источника Зам-Зам в самой Мекке. Так была удовлетворена просьба пророка Мухаммеда ко Всевышнему - чтобы и после смерти Укаша-ата был рядом с ним. Таким образом, голова Укаша-ата покоится в Мекке, а тело – в 40-ка километрах от Туркестана в предгорьях Каратау.
Рост Укаша-ата был около трех метров, и когда он восседал на своем огромном верблюде, его ноги касались земли.
Почему же гробница в 25 метров? Говорят, что когда враги обезглавили святого, кровь брызнула на это расстояние. Чтобы простые смертные не оскверняли кровь сахабы своими ногами, сподвижники соорудили такую длинную усыпальницу, указав на то, что дорожат каждой ее каплей.
Мы с почтением глядим на захоронение святого, кто-то прикладывается лбом к гробнице, выражая тем самым почтение. Хочется побыть здесь подольше, чтобы прочувствовать дух того времени, но нас торопят - у входа ждет следующая группа паломников.
Наш гид Елена ведет нас к двум особым камням позади захоронения. На первом сверху видны небольшие отверстия, от которых вниз спускаются диковинные узоры, похожие на тонкие нити.
- Этот камень запечатлел силу раскаяния жены Укаша-ата, когда она поняла, что совершила. Отверстия – это следы ее пальцев, которыми она от горя впивалась в камень, а узоры – от ее слез, - рассказала Елена.
Второй камень сохранил печать преданности огромного верблюда Укаша-ата. Когда животное почуяло, что пришел час смерти хозяина, оно с ревом ударило копытами об камень и оставило след, в центре которого появилась надпись арабской вязью – «Аллах».
Покидала я это место с чувством восхищения и благоговения к последователям пророка, которые всю свою жизнь посвятили Ему.
Стоун-терапия на чудотворных камнях
«Наденьте спортивную обувь, нам придется немного походить по камням», - предупредила Елена, перед тем как мы отправились в удивительное место примерно в километре от мавзолея Укаша-ата. Это место - скальное, которое служит своеобразной «поликлиникой» для паломников. На площади в несколько сот квадратных метров расположены целительные камни, каждый из которых лечит определенный орган человека.
У родника перед «медучреждением» нас встретил радушный и улыбчивый ширакши, которого в привязке к месту можно сравнить с чутким и внимательным врачом. Не жалея времени и слов он детально рассказывал об истории появления курса стоун-терапии и назначении того или иного «лечебного оборудования».
По его словам, много лет назад к Укаша-ата на носилках привезли парализованного мужчину, тот неподвижно пролежал здесь неделю. На седьмой день калека услышал чей-то голос: «Прими дарет и поднимайся в гору!». Инвалид ответил: «Я не могу». «Можешь!» - настаивал голос.
Человек сумел встать на ноги, не зная правил омовения, все-таки принял его и самостоятельно пошел. Переполненный счастьем исцеленный уехал домой, а через год у него было видение: тот же голос сказал ему, что он должен вернуться, найти здесь родник со святой водой и лечебные камни, а затем лечить людей. Человек повиновался, и оставшиеся годы жизни провел в этом месте, помогая верующим в чудо. Пять лет назад целитель ушел из жизни, а дело его так и живет.
Ширакши показал нам удивительные скальные рисунки, автором которых стала сама природа. Линии на камнях расположены так, что своими очертаниями похожи на различных животных – тигра, верблюда, косулю, барана и т. д. На камне у родника линии выведены так, что получилось арабское слово «Ясин» - название одной из самых значимых сур Корана. То, что надпись нерукотворна, видно невооруженным глазом. В честь этого родник назван Ясинским.
Курс лечения на камнях занял около часа. На первом камне зияют два отверстия – своеобразные окуляры - к которым нужно прильнуть глазами. Ширакши сказал, что эта процедура нормализует внутричерепное и глазное давление. Это единственный «аппарат», возле которого нужно стоять. Все остальные удивительно подходили по форме для того или иного органа и напоминали ортопедические кресла и лежанки. На одном из камней пациенты ползали на коленях, и эта процедура, судя по вскрикам, не доставила им большого удовольствия: коленным суставам пришлось очень несладко. Другие камни лечат от бесплодия и мужского бессилия, сердечно-сосудистых заболеваний, остеохондроза, ревматизма, геморроя и т. д.
Мне показалось, что камни обладают особой энергетикой, и, обволакивая, дарят человеку свое тепло. Некоторые притягивали к себе, как магнит и их не хотелось покидать. Прильнув к так называемому «камню сердца» подумалось, что если даже твердые камни способны дарить людям любовь и заботу, то насколько больший потенциал хранит мягкое человеческое сердце. Очень жаль, что зачастую этот потенциал так и остается нереализованным…
Последним в цепочке камней был так называемый «трон мечты», на котором люди загадывают свои сокровенные желания и просят у Аллаха милости для себя и близких.
Покидаю «лечебницу» с чувством благодарности Богу за этот удивительный опыт и с большим желанием сделать свое сердце хоть чуточку мягче и добрее.
Мы побывали в шкуре змеи
После релакса на камнях нас ждал горный экстрим – преодоление полосы препятствий по отвесной скале с едва заметными выступами. Нам нужно было добраться до трех главных пунктов маршрута, при этом помогать друг другу запрещено. Елена отметила - это личное испытание для каждого.
Первое скальное отверстие напоминает вход в пещеру. Здесь рекомендуется медитировать и обращаться к Богу с просьбой отпустить все грехи. В нескольких метрах от пещеры расположен так называемый Дом надежды. Внешне он, действительно, напоминает маленький сказочный домик. Цепляясь руками за выемки в скалах, нужно по пояс залезть внутрь и просить благополучия для близких и родных. От частого посещения отвесный камень, на который нужно ложиться, стал очень гладким и скользким. Я постоянно скатывалась вниз и в какой-то момент меня даже охватила паника от страха сорваться со скалы. В этот критический момент очень помогла поддержка других членов группы. Они дружно подсказывали, куда правильно поставить ноги, где есть выступы. Внизу на всякий случай мужчины страховали. Сердце колотится в груди, а впереди новое испытание – Змеиная нора. Название очень удачное, так как пролезть иначе, как ползком через узкую щель между двух камней просто невозможно. Чуть только пытаешься оттолкнуться ногами или руками, и тут же застреваешь. После нескольких неудачных попыток пройти, я все-таки проползла. Для меня это был урок на смирение. Ведь в жизни часто бывают непреодолимые, как скалы, обстоятельства, и нет иного выхода, как принять ситуацию и продолжать мягко двигаться вперед.
У многих из нас был свой сложный участок на этом маршруте. Во время прохождения препятствий нужно было проявить не только змеиную ловкость и кошачью цепкость, но и силу духа и веру в себя. Выводы тоже у каждого свои.
- Во время испытания мы поддерживали друг друга морально. Думаю, когда наша душа будет покидать тело, молитвы близких и друзей также помогут ей быстрее достичь Царства Бога, - считает Мансур.
- В этом месте мы молимся Богу за себя и близких, а затем, проходя сквозь узкую щель, многое, переосмысливая, мы как будто рождаемся вновь.
Увереннее всего на скалах себя чувствовали местный хранитель и… дети. Хоть родители не пускали их на опасную тропинку, ребята весело и бесстрашно лазали вокруг по другим камням. А ширакши в шлепках на босу ногу буквально «перелетал» от одного застрявшего паломника к другому.
Колодец, колодец, дай воды напиться…
Под вечер долгого и насыщенного событиями дня мы, наконец, достигаем подножия горы, где расположен знаменитый колодец. Лестница ведет нас к небольшому сооружению из кирпичей в форме юрты. В центре – колодец, который скрыл от врагов голову Укаша-ата и доставил ее в Мекку.
Каждый из нас с трепетом надеется на то, что колодец одарит святой водой.
- Не обязательно, чтобы каждый получил воду. Достаточно, чтобы один из группы зачерпнул… Это общее благословение на всех. Если же колодец никому не даст, то есть повод задуматься всей группе, – как будто читает наши мысли местный ширакши.
Раз в год на дне колодца ведутся профилактические работы, и побывавшие в колодце говорят, что на глубине 25-30 метров он выложен натуральными белыми камнями.
С таинственным колодцем связано много необычных и мистических историй. Одни с первой попытки зачерпывают чуть ли не полное ведро, а другим и после десятков забросов не дает ни капли.
Драгоценные камни, перстни, цветы и даже змеи - что только не подкладывал паломникам в качестве сюрпризов колодец! Здесь таится какая-то своя закономерность, тайну которой знает только Всевышний. Чем же он одарит нас?
За спиной ширакши груда разбитых ведер, так как они регулярно бьются об острые стены колодца. Первыми по традиции бросают ведро мужчины. И сразу общая радость – Олег (тот самый, который узнал о поездке за несколько часов до отъезда и бросил все дела) зачерпнул примерно половину ведра. Забегая вперед скажу, что это был самый большой «улов». После этого колодец давал все меньше и меньше. Кому-то - пару ложек, кому-то - малюсенький камешек. Примерно треть паломников из нашей группы вытащила ведро пустым. И я в том числе. Ощущение, признаюсь, не из самых приятных. Невольно чувствуешь некое разочарование и несправедливость: «Чем я хуже других? Похоже, произошла ошибка!» И мы просим ширакши дать нам шанс закинуть ведро еще раз.
Хотите - верьте, хотите – нет, но и на второй раз тем же людям колодец опять не дал ничего. Посчастливилось лишь мне «выпросить» пригоршню воды. И на том спасибо!
Воду из колодца мы сливаем в одну большую емкость и делим на всех.
По словам ширакши, проведенные исследования подтвердили, что вода может сохранять свои целебные свойства очень долгое время и не портиться годами. А состав – один в один, как у священного источника Зам-Зам в самой Мекке.
Говорят, что человеку без веры, омовения или нравственной чистоты дух Укаша-ата воду не дает. Или же судьба посылает знак: колодец ждет тебя - вступившим на более высокий духовный уровень - в будущем.
Уставшие, но счастливые, мы возвращаемся в лагерь неподалеку от захоронения Укаша-ата. Перед посетителями гордо выхаживает павлин. Лагерь построен специально для паломников, которые едут сюда из самых дальних краев. Например, в наш день пребывания в лагере здесь находились паломники из Киргизии и Якутии. Едут круглый год, поэтому есть зимний домик, где топят печку.
Мы ночуем на большой летней террасе. Неужели в один день уместилось столько событий? За ужином делимся впечатлениями, и не хочется расходиться. Но физическая усталость и эмоциональный перегруз вскоре берут свое, и мы без ног валимся на корпе. Несколько часов сна на свежем воздухе дали ощущение полноценного отдыха. Завтрак на топчане подкрепил силы, и после прочтения «Фатихи» (первой суры Корана) мы тронулись в дальнейший путь по живописным местам Южного Казахстана.
Нас ждет встреча еще с одним удивительным колодцем, прохождение через уникальную скальную расщелину, именуемую скалой Адама и Евы, и беседа с ясновидящей.
Продолжение следует.
Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Алматы - Отрар - Туркестан - Сайрам - Шымкент - Тараз – Алматы.